Кино и сериалы
Ullysses Ullysses

Главный боевик 90-х и лучший сиквел всех времён: история создания и успеха «Терминатора 2: Судный день»

В честь тридцатилетнего юбилея вспоминаем историю триумфального блокбастера Джеймса Кэмерона – фильма, которому до сих пор нет равных.

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Июль 1991 стал памятной вехой – именно тогда на экраны вышел сиквел «Терминатора», изменивший ландшафт всей киноиндустрии. Продолжение фантастического боевика Джеймса Кэмерона – мрачной истории о противостоянии людей с машинами, бесспорно признаётся лучшим боевиком всех времён.

В масштабном и самом дорогом на тот момент зрелище, объединились новаторские компьютерные эффекты и режиссура Кэмерона – он показал апокалиптическую картину мира, где технический прогресс сулит человечеству войны и катастрофы.

В сиквеле героиня первой части — Сара Коннор — борется одновременно и с новым высокотехнологичным киборгом, прибывшим из будущего, и со своими современниками, которые считают ее сумасшедшей преступницей. Ей помогают сын-подросток и антигерой первой части, робот Т-800 — бездушная машина, которая постепенно учится чувствовать и сопереживать.

«Судный день» – самый непревзойдённый из всех шести частей «Терминатора». Он славился драматическим накалом, грандиозным масштабом и мощной актёрской игрой.

Чем бы ни занимался в жизни Арнольд Шварценеггер, который уже успел побывать губернатором Калифорнии и баллотировался на пост президента США — в массовой культуре он навсегда останется Терминатором из второго фильма. Достойную конкуренцию ему составил Роберт Патрик, воплотивший самого жуткого робота из серии Т.

А визуализация T-1000 — работа студии ILM — также произвела революцию в области визуальных эффектов.

Как возвращалась сталь

Первый «Терминатор» – мрачный боевик с киборгом-убийцей, чей хромированный торс, согласно легенде, приснился Джеймсу Кэмерону в бреду, пользовался огромным успехом среди зрителей. При 6-миллионном бюджете фильм собрал в прокате 78 миллионов – это был неожиданный триумф для картины, которую позиционировали как ленту категории Б.

«Терминатор» 1984 года показался критикам изобретательным и напряжённым триллером, а режиссура Кэмерона – филигранным мастерством, при котором автор добился результатов ограниченными средствами и без поддержки крупных студий.

Кадр из фильма «Терминатор»

Идея сиквела родилась сразу после прокатного успеха – уже тогда Кэмерон набрасывал на бумаге новую историю, где терминатора перепрограммируют для защиты юного Джона Коннора. Если в первой части режиссёр разыгрывал скорее слэшер – с убийцей-преследователем и девушкой-жертвой, то «Терминатор 2» превращался в крупномасштабный блокбастер.

Вместе с Уильямом Уишером Кэмерон справился со сценарием за шесть недель. Режиссёр признавался, что рассматривал следующую идею: из будущего должны прийти два киборга-Шварценеггера – один мотивирован убить Джона Коннора, а другой – защитить мальчика, так как в будущем Джон станет предводителем выжившего человечества.

Уишеру подобная затея показалась скучной. Позднее Кэмерон захотел злодея, который смог бы контрастировать с громадиной Шварцем. Режиссёр также думал, что новым Т-1000 станет Майкл Бин из первой части, но подобные перестановки могли лишь дезориентировать зрителей. В результате появился жидкометаллический терминатор Т-1000, чьи обтекаемые формы противостояли пудовым кулакам старой модели.

Я был большим, а он худощавым. Я был сильным, он был быстрым. У меня базовые технологии, которые имелись ещё в первом фильме, а у этого парня изощрённые способности.

Арнольд Шварценнегер

Воплотить идеи получилось не сразу. Сначала возникли юридические препятствия с правами на картину. «Терминатор» был поделён между Carolco Pictures и Hemdale Film Corporation, которая владела 50% прав на франшизу. Арнольд Шварценеггер предложил продюсеру Марио Кассару выгодно вложиться: выкупить права у Hemdale и положить конец юридическим тяжбам, застопорившим производство на целых пять лет.

Разработку фильма также тормозил уровень спецэффектов, возможный в середине 80-х. Да и сам Кэмерон задал такую планку, что специалисты долгое время считали проект нереализуемым. Потребовалось шесть лет, чтобы технический прогресс развязал режиссёру руки.

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

В перерыве между «Терминаторами» Кэмерон выпустил «Бездну» – не самый удачный пункт в фильмографии, который, однако, дал режиссёру необходимый опыт в применении визуальных эффектов.

Технический уровень «Бездны» подтвердил намерения Кэмерона – образ робота из жидкого металла для второго «Терминатора», о котором он грезил ещё в 1984 году, теперь был по силам мастерам из студии ILM. Именно они создали водяное щупальце для 70-миллионного триллера об океанских глубинах.

Параллельно с этим на Шварценеггера обрушилась слава мировой суперзвезды. Австрийский культурист в 1990 году снялся в «Вспомнить всё» Пола Верховена, который также выпустила продюсерская компания Carolco.

Для Шварца Кэмерон придумал трогательный и драматичный поворот – он превратил плохого киборга-убийцу из первого «Терминатора» в положительного героя.

Эта трансформация, по словам Кэмерона, несколько смутила прочитавшего сценарий Шварценеггера. Но внезапное превращение из убийцы в спасителя придало фильму остроту, а саму идею пришлось держать в секрете. Над тайной Т-800 работали на стадии маркетинговой кампании, умалчивая, что он – положительный герой.

13-летний Эдвард Фёрлонг, на тот момент сбежавший из дома, и боевитая Линда Хэмилтон, без которой, по словам Кэмерона, продолжение бы не состоялось – так формировался актёрский ансамбль лучшего сиквела всех времён. Туда же вошёл и Роберт Патрик в незабываемом образе жидкометаллического робота, которым поначалу планировали сделать певца Билли Айдола.

Ранее они наняли Билли Айдола, но он получил травму. Их интересовало то, как я выглядел. Я был каскадером и снялся в куче фильмов для Роджера Кормана, где проделывал свои трюки, так что я действительно умел двигаться. У меня был определенный атлетизм, который подходил для этой роли.

Роберт Патрик

Гости из будущего: визуальные эффекты «Т2»

Прежде всего Кэмерон видел в Т-1000 хамелеона, способного постоянно меняться – за дело принялись специалисты ILM и Stan Winston Studios, которые обзавелись самым совершенным на тот момент программным обеспечением.

Студии по спецэффектам, работавшие над фильмом, пользовались всеми доступными возможностями: от механических эффектов с аниматронными фигурами до работы на современных компьютерах Apple Macintosh.

Второй «Терминатор» вершил революцию в визуальных эффектах – олдскульный боевик создал образ злодея благодаря CGI-технологиям, положив начало цифровизации кинематографа.

Реалистичный Т-1000 создавался задолго до того, как технология motion capture обрела популярность в большом кино. В ход шли трёхмерные редакторы, а также Photoshop – он использовался для маскировки и исправления погрешностей.

Знаменитый эффекта «морфинга» с плавными трансформациями тела Т-1000 создавался под чутким руководством Денниса Мурена. Они нанесли контрольные точки на теле Роберта Патрика по специальной сетке, чтобы зафиксировать движение, а затем оцифровали. Актёр голышом бегал по киностудии, а специалисты накладывали на виртуальной модели текстуру металла.

Впечатляющие сцены, где жидкий робот проходит сквозь металлическую решётку и принимает формы всего, к чему прикасается – результат кропотливой работы, стоившей 5,5 миллионов долларов и десяти месяцев труда.

Всё это – ради трёх с половиной минут компьютерной графики, поразившей воображение зрителей в 1991 году. Остальная работа заключалась в применении комбинированных съёмок: Роберт и Деннис Скотак создали ужасающие кадры с ядерным взрывом, разрушившим Лос-Анджелес. Братья построили десятки миниатюрных зданий и взорвали их с помощью воздушных минометов. По замечанию Уильяма Уишера, одно лишь вступление «Т2» стоило примерно столько же, сколько весь первый «Терминатор».

Изобретательность «Судного дня» в том, как фильм задействовал все творческие и технические департаменты, соединив старое и новое, аниматронику Стэна Уинстона, миниатюры и компьютерные изображения. Неудивительно, что бюджет столь масштабного зрелища стоил 102 миллиона долларов – самый дорогой показатель на момент 1991-ого года.

Брэд Фидель – автор бессмертного саундтрека к «Терминатору», рассказывал в интервью The Ringer, что Кэмерон пришёл к нему в студию и сказал: «Я просто хочу, чтобы ты знал, что ты записываешь самый дорогой фильм, когда-либо сделанный в твоем гараже».

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Сам Фидель впоследствии создал напряженную электронную партитуру, которая держит темп всего «Т2». Вместо пугающих синтезаторов из первого фильма, в сиквеле Фидель сделал упор на более драматический аудиоряд. Не обошлось без изобретательных решений в стиле DIY – если в 1984 году композитор стучал чугунной сковородой прямо по микрофону, создавая главную музыкальную тему, то для «Т2» Гари Ридстрома – мастера звуковых эффектов, привлек... собачий корм. Звук вываливающегося содержимого из консервной банки стал эффектом, который сопровождает Т-1000 в эпизодах трансформаций.

Фильм создавался в невероятном темпе и спешке. Путь от черновика до готового продукта «Т2» преодолел всего за год – медлить запрещалось, так как продюсер Кассар готовил фильм к уик-энду 4 июля 1991 года. Кэмерон профессионально справился с задачей, поставив образцовый блокбастер – величественный эпос о выборе и судьбе человечества.

Высокое искусство Голливуда

Маркетинговая кампания произвела невероятный фурор – о сиквеле заговорили ещё до выхода, а клип Guns 'N' Roses к треку You could be mine, содержащий кадры из «Т2», попал на вершину хит-парадов. «Судному дню» удалось окупиться ещё до релиза благодаря продаже прав на видео и телевидение. Только за первый уик-энд лента смогла побить кассовые рекорды первого «Терминатора».

Когда фильм вышел в широкий прокат, его встретили под оглушительные восторги. Критики назвали его лучшим продолжением в истории кино, сравнив, разве что, со вторым «Крёстным отцом».

«Терминатор 2: Судный день» – блестящая машина, вся из блестящей стали и полированной бронзы, с новейшими гайками и болтами. Вы относитесь к нему так же, как и к любой мощной машине, немного бесстрастно, но с уважением, граничащим с трепетом.

Хэл Хинсон

Кассовые сборы в мире составили более 520 миллионов долларов – «Судный день» оказался не только самым прибыльным фильмом 1991 года, но и стал наиболее успешным проектом в карьере Шварценеггера. Триумф окончательно убедил Кэмерона, что работать над блокбастерами с огромными бюджетами – его конёк. Режиссёра называли Вагнером кинобоевиков, а «Терминаторов» считали грандиозной оперой, где столкновения киборгов напоминают побоища титанов.

Он, как замечали критики, создавал высокое искусство Голливуда, концентрируя вокруг себя творческие таланты, фантастические сценарии и большие деньги. Фильмы Кэмерона – это взаимодействие формы и содержания, где погони на мотоциклах по каналам и взрывы лабораторий определяют грамматику сюжета в бешеном потоке образов.

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Но «Судный день» полюбили не только за феерию экшн-сцен и каскадёрские трюки. «Т2» – философское размышление о детерминированности и свободе выбора, где на фоне мрачного Лос-Анджелеса 90-х исследуется возможное будущее цивилизации. Кэмерон продолжил технофобскую линию, показав как люди и научно-технический прогресс подчиняются военным целям.

Майлз Дайсон, инженер «Кибердайн системс», за которым приходит Сара Коннор, чтобы убить его и «переписать» будущее, создаёт микропроцессор – основу для искусственного интеллекта «Скайнет», который впоследствии уничтожит миллиарды жителей. Руководствуясь благими намерениями, учёные из поколения в поколение создают технологии и девайсы, которые прекрасно подходят для убийств и массового геноцида.

Сама же драматичная, но в то же время полная юмора линия в «Т2» – это взаимоотношения между 12-летним Коннором и Т-800: мальчик воспитывает металлического киборга и объясняет ему базовые человеческие чувства.

Так «Т2» становится сказочной историей, задействуя более ранние литературные образцы. Как и «Волшебник страны Оз», сиквел Кэмерона рассказывает о «железном дровосеке», который «обретает сердце».

Гениальность актёрской игры Шварценнегера – в холодной отстранённости, при которой выполняющий задачи робот походит на скульптуру – но постепенно из «пустой» машины превращается в человека. Культовый образ Т-800 справедливо считают Франкенштейном ХХ века, а преображение Шварца – перформансом, сравнимым с работами Бориса Карлоффа в образе монстра.

Показывать фантастические вещи, которых мы нигде не увидим, но рассказывать с их помощью о вечных общечеловеческих ценностях – в этом безусловное мастерство Кэмерона как гуманиста. Он оставляет зрителей с оптимистической надеждой – люди могут менять будущее и совершенствоваться, учась на собственных ошибках. Но в качестве предупреждения наполняет фильм тревожной нигилистической атмосферой.

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

От фильма до сих пор бросает в дрожь – в его неуловимом режиме нон-стоп, мрачных эпизодах из психбольницы и леденящем взгляде Роберта Патрика – самого жуткого полицейского в истории кино. Это напряжение изумительно передаёт Линда Хэмилтон в образе параноидальной матери – актриса сама настояла, чтобы в сиквеле Кэмерон положил её героиню в психушку.

«Т2» задавал тренды и отвечал на запросы одновременно. Тут и мода на феминизм, которым Кэмерон блеснул пятью годами ранее в «Чужих», а в продолжении «Терминатора» превратил Сару Коннор в мускулистого солдата. И страсть к брутальным боевикам, полным насилия и драйва – главному жанру американского кинематографа на рубеже 80-90-х.

Кэмерон – режисёр первого «Терминатора», «Чужих» и недооценённой глубоководной эпопеи «Бездна», стал главным мастером хэви-метала.

Оуэн Глейберман

«Судный день» задал невероятную планку – ни одному из последовавших продолжений не удалось угнаться за славой и уровнем сиквела. Это понимал и сам Кэмерон, принявшись в 2016 году за реставрацию и перевыпуск своего легендарного фильма в формате 3D.

35-миллиметровый негатив «Т2» подвергся сканированию и прошёл длительный процесс обработки: улучшилась цветокоррекция, исчезли царапины и плёночные дефекты. Фильм восстановили в 4К и выпустили в мировой прокат в 2017 году.

Кэмерон, освоивший технологии CGI в «Аватаре», и спустя десятилетия продолжал восхищаться техническим уровнем «Т2». По словам постановщика, он с самого начала чувствовал, что его команда делает что-то особенное – боевик, который подобно героям франшизы, тоже повлияет на ход будущего.

Кадр со съёмок фильма «Терминатор 2: Судный день»

«Терминатор 2» оказался грандиозным сплавом технологии и творчества, где Кэмерон продемонстрировал – как можно пользоваться возможностями технического прогресса и превращать кино в вечный двигатель.

Расширяя пространство первого фильма и нисколько на нём не паразитируя, «Т2» скомбинировал новые ходы и приёмы, превратившись в масштабную двухчасовую погоню. По темпоритму и напряжению «Судному дню» до сих пор нет равных – из современных блокбастеров приблизиться к нему удалось, разве что, последнему «Безумному Максу».

«Звёздные войны» были великолепны, но то, что сделал Кэмерон, было чем-то довольно удивительным – из-за его видения и эволюции высоких технологий, которую он начал.

Марио Кассар

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.