{"id":852,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=852&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=1fe6a68ccf8af649f9cb7846c377dcd641062643abe1b4c70b33d470cd1db683","isPaidAndBannersEnabled":false}
Кино и сериалы
Argumenta Ambigua

Summer of Soul / Лето соула

Документальный фильм от Questlove, рассказывающий историю самого известного забытого музыкального фестиваля

Летом 1969 в Гарлемском парке Маунт-Моррис состоялась серия бесплатных воскресных дневных концертов, известных под общим названием Гарлемский культурный фестиваль, в которых участвовал потрясающий список артистов, таких как Нина Симон, Стиви Уандер, Sly and the Family Stone, Би Би Кинг, The Staple Singers, the 5th Dimension, Гледис Найт и Пипс.

В октябре 1969 года, писатель Раймонд Робинсон опубликовал статью на страницах крупнейшего черного издания New York Amsterdam News, в которой он задавался вопросом:

Гарлемский культурный фестиваль 1969 года был действительно значимым событием, но был ли он достойно оценен?

Серия концертов имела беспрецедентный успех, а общее число посетителей (около 300 000 человек) почти сравнялось с показателями другого прогремевшего музыкального явления того лета — Вудстока, который проходил в 100 милях к северу. Как и в случае с Вудстоком, режиссер Хэл Тулчин снял весь Гарлемский фестиваль того года, уверенный, что сочетание музыки (Нина и Стиви) и обстановки (Гарлем после 68-го года, переживающий убийство Мартина Лютера Кинга) позволит создать полнометражный фильм, который закрепит за серией концертов в центре Манхеттена статус события, определяющего поколение.

Робинсон не мог предположить, что летняя серия концертов прекратит свое существование после лета 1969 года, и что, в отличие от рок-фестиваля на севере штата Нью-Йорк, легенда о Гарлемском культурном фестивале, который в последствии, по настоянию Тулчина, станут называть «Черным Вудстоком», станет практически забытой исторической сноской. Следующим летом было объявлено о проведении фестиваля, но он так и не состоялся, а его основатель позже заявил, что его белые инвесторы обманули его на миллионы долларов, а мафия хотела его убить.

Но в октябре 69-го Робинсон уже намекал на неизбежное: «Мир будет превозносить Вудсток и забудет о Гарлеме».

Белая пресса беспокоится о черном сообществе только во время беспорядков

Надеюсь фестиваль будет продолжать развиваться

Писал он о концертах, которые проходили в течение восьми недель без единого сообщения о насилии.

Гарлемский фестиваль впервые был проведен в 1967 году, когда 30-летний местный артист по имени Тони Лоуренс был нанят городским департаментом парков для проведения летних программ в этом районе. В течение следующих трех месяцев фестиваль превратился в жизненно важное сосредоточение черной музыки, культуры и политики. Белые лидеры с национальными интересами (Роберт Кеннеди, мэр Нью-Йорка Джон Линдси) и черные общественные деятели, лидеры гражданских прав (Джесси Джексон, Маркус Гарви-младший) — все они чувствовали необходимость принять участие в мероприятии.

Это было место, где хитмейкеры эпохи, такие как, еще подросток, Стиви Уандер и группа 5th Dimension, исполняли самые популярные песни в стране; это было место, где происходила передача эстафеты в американской музыке, например, легенда госпела Махалия Джексон пригласила свою подопечную Мэвис Стейплз помочь ей спеть любимую песню Мартина Лютера Кинга, культовую «Precious Lord, Take My Hand», менее чем за три года до ее смерти.

NYC Parks Photo Archive

«Фестиваль был способом компенсировать боль, которую мы все чувствовали после смерти МЛК. Артисты пытались выразить напряженность того времени, яростную боль и яростную радость»

Преподобный Джесси Джексон, выступавший на фестивале в 1969 году, в интервью Rolling Stone

Спустя пятьдесят лет после Гарлемского фестиваля 1969 года история его появления, грандиозного успеха и внезапного исчезновения, наконец стала известна гораздо лучше.

Эта часть американской истории заслуживает отдельного внимания, и удивительно, что этого она получила его только сейчас

Анжела Гил
концертный продюсер

Тони Лоуренс и его большая идея

Тони родился на острове Сент-Китс (Федерация Сент-Китс и Невис). Позже его семья еще переезжает в Вирджинию. Начинающий артист провел свои ранние годы, работая в качестве приглашенного музыканта, конферансье, а так же на телевидении. Чуть позже он переезжает в Нью-Йорк. К началу шестидесятых годов в прессе его называли «Continental Dreamboat» (дословно «Континентальный лодочник мечты»), он исполнял смесь баллад калипсо, R&B и соул на разных языках. В 1960-1962 годах он записал серию малоизвестных синглов для маленького нью-йоркского лейбла Jude Records. «Главная цель Тони — стать кинозвездой, — писала одна газета в 1961 году, — это, вероятно, единственная карьера, которая поможет удовлетворить его аппетит в спортивных автомобилях, элегантных моторных лодках и кругосветных путешествиях».

В 1962 году Лоуренс отправился на Ямайку, чтобы выступить на праздновании независимости этой страны. «На одном из его выступлений на открытом воздухе для 1500 человек, — говорится в одном из отзывов о концерте на Ямайке, — руководству пришлось попросить его изменить темп или вообще прекратить петь, потому что танцующая аудитория сносила трибуны и выходила из-под контроля».

К середине шестидесятых годов результатом выступлений Лоуренса в ночных клубах стало появление большого количества поклонников на Восточном побережье. «Один из величайших поклонников Тони Лоуренса, Сэмми Дэвис-младший, считает его парнем с яркой индивидуальностью и превосходными вокальными данными», — говорится в одном из отзывов о певце того времени.

Лоуренс начал совмещать свою карьеру в шоу-бизнесе с общественной деятельностью в Гарлеме, где он стал работать директором по делам молодежи в местной церкви. В 1965 году он использовал свою популярность, чтобы помочь собрать средства на детскую площадку и организовать программу Head Start в этом районе.

В 1967 году гражданская деятельность Лоуренса в Гарлеме привела его к самой важной работе — работе в Департаменте парков Нью-Йорка. В мае того года Лоуренс и комиссар парков Август Хекшер объявили о своих планах по организации новой серии летних мероприятий под названием «Гарлемский культурный фестиваль».

Фестиваль, по словам Лоуренса, «посвящен тому, где негр живет физически и духовно» (дословно).

Гарлемский фестиваль состоялся всего через 16 месяцев после того, как мэром был избран Джон Линдси, прогрессивный республиканец, который взвешенно и практично подошел к нарастающей расовой напряженности в городе. «Администрация Линдси уважала гражданские права, — говорит Аллен Зеркин, профессор Нью-Йоркского университета, работавший в Департаменте парков в 1967 году, — а также обеспокоена риском беспорядков».

Департамент парков под руководством Линдси старался успокоить черное население города, обратившись к общественным лидерам в таких районах, как Бед-Стуй, Бруклин, для того чтобы организовать рабочие места в департаменте парков, которые ранее раздавались родственникам и друзьям сотрудников департамента.

Зеркин предположил, что серия концертов под управлением Лоуренса была еще одной инициативой эпохи Линдси, призванной подавить растущий страх перед беспорядками в центре города.

Я не был посвящен в какие-либо разговоры, в которых это было бы явно выражено, но мне было ясно, что фестиваль был организован именно в этих целях

Уже за первые два года Гарлемский фестиваль получил статус «грандиозного» местного события. Несмотря на крошечный операционный бюджет, участниками были такие артисты, как Каунт Бейси, Бобби «Блю» Блэнд, Тито Пуэнте и Махалия Джексон. К 68-му году многие вечерние воскресные шоу летнего фестиваля, такие как «Фестиваль госпел» и «Фестиваль соул», собирали по 25 000 слушателей за вечер. «Фестиваль — это витрина Гарлема, — говорил Лоуренс в 1967 году, — но таланты и публика приезжают не только со всего Нью-Йорка, но и со всей Америки и всего мира».

После лета 68-го Лоуренс провел межсезонье, ведя переговоры с различными юристами, компаниями и агентствами, пытаясь получить финансирование, которое позволило бы ему превратить фестиваль 69-го года в самый крупный из проходивших ранее. Лоуренс нашел корпоративного спонсора, и фестиваль 1969 года начали транслировать на национальном уровне. Для съемок в парке Маунт Моррис была построена большая разноцветная сцена.

Поскольку у меня не было денег на освещение, я построил сцену на западе, чтобы свет был весь день

Хэл Тулчин
Оператор и режиссер, снимавший шоу 69-го года

Благодаря увеличенному бюджету и растущей популярности фестиваль привлек беспрецедентное количество талантов. «Гарлемский культурный фестиваль 1969 года был одним из самых захватывающих событий, произошедших в Гарлеме, — говорит бывший конгрессмен и уроженец Гарлема Чарльз Рангель, — и я чертовски хорошо знаю, что многие артисты хотели принять участие в нем».

Были представлены все музыкальные жанры. Госпел, блюз-поп, рок и все остальные

Ава Сиви
Дочь Хэла Тульчина

На июльском выступлении группы Sly and the Family Stone было «жарче, чем в аду», по словам саксофониста группы Джерри Мартини, который до сих пор отчетливо помнит особенности того дня: Барабанщик группы, Грег Эррико, выступал с гриппом, а гарлемская публика не сразу приняла фанк-рок-фьюжн группы. «Это была непростая публика, — говорит Мартини, — вначале они не очень хорошо приняли группу. Люди не были знакомы с нашим стилем в 1969 году. Мы не были обычной гарлемской соул-группой или чем-то подобным. В тот день нам действительно пришлось потрудиться».

На редких кадрах того выступления группы видно, как апатичная толпа неподвижно стоит, пока группа исполняет такие песни, как «M’Lady» и «Sing a Simple Song». Но к тому времени, когда группа начала играть такие хиты как «Everyday People», «Dance to the Music» и «I Want to Take You Higher», толпа полностью разошлась. «Они были наши», — говорит Мартини.

Помимо традиционного джаза, блюза и госпела, Гарлемский культурный фестиваль 1969 года собрал многих самых популярных артистов эпохи. Группа 5th Dimension исполнила песню «The Age of Aquarius», ставшую самой популярной в стране той весной; Глэдис Найт и Пипс спели зажигательную версию своего хита «Heard It Through the Grapevine», а группа Edwin Hawkins Singers представила свой международный хит «Oh Happy Day».

NYC Parks Photo Archive

«Все эти артисты чувствовали необходимость приехать в Гарлем», — говорит Джесси Джексон. Место проведения фестиваля играло ключевую роль. В отличие от растущего количества музыкальных фестивалей, ориентированных на молодежь, таких как Монтерей, Ньюпорт и Вудсток, Гарлемский культурный фестиваль привлек совершенно разную аудиторию — семьи, школьники, прихожане.

Концерты часто были местом выражения растущей напряженности и различных настроений Гарлема конца шестидесятых. Когда 20 июля 1969 года концерт с участием Стиви Уандера и Глэдис Найт был прерван, чтобы объявить, что Соединенные Штаты высадились на Луну, толпа разразилась хором одобрительных возгласов. «Вчера — Луна, — гласила редакционная статья Amsterdam News на той неделе, — завтра, возможно, мы».

В тот же день Нина Симон закончила своё выступление декламацией черного националистического стихотворения Дэвида Нельсона. «Готовы ли вы громить белые вещи, сжигать здания? … Готовы ли вы строить черные вещи?» - спросила Симон у толпы под восторженные аплодисменты. «Готовы ли вы убивать, если потребуется?». Провокации Симон контрастировали с более примиряющими заявлениями преподобного Джексона, сделанными после убийства Мартина Лютера Кинга. «Мы можем требовать то, что хотим. Разве это не так? — проповедовал он толпе тем летом, — Так что идите в школу, дети, и учитесь всему, чему можете. И кто знает? … Возможно, однажды вы станете президентом Соединенных Штатов».

Фестиваль 1969 года собрал сотни тысяч слушателей, но остальная страна не обратила на него внимания. По мнению Тони Лоуренса, фестиваль культуры Гарлема — это концепция, которую можно расширить, перенять в других местах и сделать национальной. Осенью 69-го Лоуренс привез эту идею в Ньюарк, штат Нью-Джерси, где он организовал «Фестиваль любви» с участием Бобби «Блю» Бланда и братьев Чемберс, который собрал более 60 000 слушателей. Он планировал привезти Гарлемский фестиваль в Файетт, штат Миссисипи, где должен был состояться концерт с участием Би Би Кинга и Staple Singers в честь первого чернокожего мэра города. К 1970 году Лоуренс пытался превратить фестиваль в международное турне, в рамках которого были бы проведены концерты на Юге, Западном побережье и даже на Бермудах.

Но к лету 1970 года, стало ясно, что почти ни один из планов Лоуренса не осуществится. Гастроли фестиваля по стране так и не состоялись. Проведение фестиваля в Линкольн-центре в 1970 году не удалось, было объявлено, что мероприятие отменено из-за «нехватки инвестиций».

До 1972 года от Лоуренса было мало что слышно, но, чуть позже, в «Амстердам Ньюс» была опубликована серия статей, в которых он выдвигал зажигательные, необоснованные обвинения в адрес своих бывших деловых партнеров по Гарлемскому фестивалю. «Лоуренс сейчас подает в суд на своих бывших белых партнеров, которые участвовали в продвижении фестиваля, на 100 миллионов долларов за мошенничество», — писала газета. Привлекая к своим обвинениям ряд спонсоров, нью-йоркские банки и телевизионные станции, Лоуренс утверждал, что его юристы и деловые партнеры Джерролд Кушник и Гарольд Белдок украли несколько сотен тысяч долларов из фонда фестиваля. Когда агентство Amsterdam News связывалось со всеми сторонами, причастными к утверждениям Лоуренса, они отрицали какие-либо правонарушения.

Лоуренс пошел еще дальше, заявив в газете, что его жизнь находится под угрозой со стороны мафии. Как сообщает Лоуренс в New York Amsterdam News, после посещения своего друга Сидни Пуатье в Плезантвилле, штат Нью-Йорк, в мае 1970 года его машина взорвалась, предполагалось, что это была попытка убийства. Однако, у полицейского управления Плезантвилля не было никаких документов о предполагаемом преступлении, и местная газета в то время не упоминала о таком событии. В своем комментарии представитель Пуатье сказал, что актер «не помнит мистера Лоуренса».

NYC Parks Photo Archive

Впоследствии Лоуренс еще не раз пытался возродить Гарлемский культурный фестиваль. В 1974 году он попытался переименовать фестиваль в Международный Гарлемский культурный фестиваль, но концерты так и не состоялись.

На протяжении всей своей жизни Тони Лоуренс оставался загадкой, тайной даже для тех, кто с ним тесно сотрудничал.

В восьмидесятые годы Лоуренс иногда выступал в местных ночных клубах и участвовал в местных постановках пьес типа «Мама, я хочу петь!», после чего исчез из общественной жизни. Хотя несколько человек, когда-то связанных с фестивалем, считают, что Лоуренс скончался, но найти подтверждения смерти Лоуренса, либо информации о его местонахождении не удалось.

Несмотря на то, что он был главной движущей силой и организатором Гарлемского фестиваля, Лоуренс нажил врагов со многими другими участниками и организаторами мероприятия. «Мой отец не был с Лоуренсом в хороших отношениях», — говорит Ава Сиви, дочь Хэла Тулчина.

Фильм, который хотел снять Тульчин постигла во многом та же участь, что и фестиваль Лоуренса. После того как в конце шестидесятых годов в нескольких местных телевизионных передачах были показаны отрывки из музыкальных программ Гарлемского фестиваля, Тульчин, который в июле 1969 года оформил авторские права на фильм под названием «Гарлемский фестиваль», не смог заключить более крупную сделку на полноценный документальный фильм. В течение нескольких десятилетий катушки с магнитной лентой хранились в подвале дома семьи Тульчин в Вестчестере. Ближе к концу своей жизни, Тульчин получил несколько предложений от известных режиссеров, таких как Алекс Гибни и Роберт Гордон. Но по ряду финансовых, творческих и личных причин Тульчин, к разочарованию всех окружающих, в последний момент отказался от сделки.

Кадры с Гарлемского культурного фестиваля Тульчина, снятые в цвете на двухдюймовую пленку в высоким разрешением, стали своего рода святым Граалем, но некоторые отрывки материала все же становились достоянием общественности.

В 2005 году Sony выпустила часть исторического выступления Нины Симон, включая исполнение ранее не изданной песни «To Be Young, Gifted, and Black». «Мне не стоило показывать записи многим людям, прежде чем я заключу сделку», — говорила Сиви (дочь Тульчина), которая в свое время уже была близка к тому, чтобы заключить сделку на продажу записей своего отца. «Каждый, кто видел эти кадры, был в восторге от них. Я очень надеюсь, что она увидит свет».

Наконец, спустя более 50 лет после Гарлемского культурного фестиваля, был выпущен фильм «Summer of Soul» (Лето соула), режиссером выступил известный музыкант и продюсер Questlove. Релиз состоялся в кинотеатрах и на стриминговом сервисе Hulu 2 июля 2021 года.

Оригинал: Rolling Stone

Перевод и редакция: argumenta ambigua

{ "author_name": "Argumenta Ambigua", "author_type": "self", "tags": ["\u0447\u0435\u0440\u043d\u044b\u0439_\u0432\u0443\u0434\u0441\u0442\u043e\u043a","\u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430","summer_of_soul","questlove"], "comments": 2, "likes": 6, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tv", "id": 411498, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sat, 17 Jul 2021 21:24:47 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку

Где можно посмотреть этот фильм? даже платно не могу найти. на HULU не могу зарегистрироваться никак. 

1

боюсь, что пока придется немного подождать, либо регаться на hulu обходными путями

1
Читать все 2 комментария
null