Кино и сериалы
Ullysses Ullysses

Совсем не «Ла-Ла Ленд»: «Аннетт» — трагичная рок-опера о любви и творчестве с Адамом Драйвером, отмеченная в Каннах

Обзор провокационного фильма Леоса Каракса со сценой пения во время куннилингуса и навигация по другим французским мюзиклам.

Кадр из фильма «Аннетт»

12 августа на российские экраны выходит рок-мюзикл «Аннетт» с Адамом Драйвером и Марион Котийяр в главных ролях. Постановщик Леос Каракс объединился с американской поп-рок группой Sparks и создал историю о браке стендап-комика и оперной певицы. «Аннетт» – не оптимистический мюзикл с танцами и счастливым финалом, а мрачная рефлексия над творческими мытарствами и превратностями любви, приправленная сюром и провокационными номерами.

Мюзикл Каракса – откровенная фантазия, полная скорби, обнажённых эмоций и безумия. Он удостоился приза за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале. Рок-опера (традиционно англо-американский жанр) удачно сошлась с визуальным стилем Каракса – одного из главных режиссёров французского авторского кино, поставившего «Дурную кровь», «Любовников с Нового моста» и «Корпорацию „Святые моторы“».

TJ рассказывает о ленте, а также вспоминает нескольких важных киномюзиклов, снятых французскими режиссёрами.

Нет мюзикла печальнее на свете

Леос Каракс – культовый режиссёр, предпочитающий снимать фильмы раз в десять лет и исчезать из поля зрения прессы, начал карьеру ещё в середине 80-х. Свои ленты – во многом автобиографичные и эстетские, он адресовал музам: Мирей Перье, Жюльет Бинош и затем Кате Голубевой. Её смерть напрямую отразилась на «Святых моторах» – самой авангардной работе автора, посвящённой памяти жены.

«Аннетт» – неожиданное возвращение Каракса, исполненное в жанре рок-оперы. Это необычный ход для режиссёра, который никогда не снимал на английском языке, да ещё с дуэтом больших звёзд. Но каждая картина Каракса, будь то «Дурная кровь» с пробежкой по улицам под Дэвида Боуи или «Святые моторы» с антрактом под аккордеон, отличались музыкальной энергетикой – в них присутствовали интересные номера, подчас более яркие, чем само повествование.

Леос Каракс  Фото The Film Stage

Каракс давно задумывался о постановке мюзикла и реализовал проект в сотрудничестве с братьями Маэлами из Sparks, играющими в дуэте ещё с 1971 года. Они около восьми лет работали над полномасштабной рок-оперой. В ней песни и история, придуманная Роном и Расселом, воплотилась через режиссуру Каракса – автора с ярким, необычным и провокационным стилем.

Братья из Sparks также появились в фильме – их показывают на студии звукозаписи в самом начале. So May We Start – вступительная песня, под которую на экран выходит кавалькада персонажей, включая съёмочную группу и режиссёра, запускает историю о взлётах и падениях влюблённой пары.

Адам Драйвер играет Генри МакГенри – стэндапера из Лос-Анджелеса, который превращает шоу в человеконенавистнические перформансы, выходя на сцену в боксёрском халате и плавках. Марион Котийяр досталась роль оперной дивы Анны, чья задача – «умирать» на подмостках во время выступлений. Они женятся, а затем у пары рождается дочь, которую те называют Аннетт. После рождения причудливого ребёнка – странной марионетки на шарнирах, напоминающей куклу Чаки, карьера Генри идёт под откос.

Кадр из фильма «Аннетт»

Комик постепенно превращает свои шоу в непотребства и его «отменяют» из-за слухов о секс-домогательствах. Семейная жизнь Генри – озлобленного и полубезумного творца, блестяще сыгранного Драйвером, резко ухудшается. Роковым моментом становится трагедия в семье.

Из нежной и чувственной love story «Аннетт» превращается в портрет человеческого распада – трагическую исповедь о бремени отцовства и любви.

Кризис отношений, бездна творческого безумия и мытарства – объект интересов Каракса, выворачивающего изначальный жизнерадостный настрой фильма. Здесь, с одной стороны, есть привычные для мюзикла любезности: театральные мизансцены, эпизоды длинными дублями, а также герои, в страстном порыве поющие о любви друг к другу. Спектакль сопровождается эффектными оркестровыми песнями, пусть и местами довольно однообразными.

 Кадр из фильма «Аннетт»

С другой – Каракс доводит формулу жанра до откровенного китча, измываясь над классическим мюзиклом. Здесь есть мёртвая Котийяр в образе призрака, приходящего к мужу, и другие смелые жесты. Например, пение во время мочеиспускания, секса, а также оперные пассажи в родильном доме – «Аннетт» не боится играть со зрителями на грани фола.

Адам Драйвер стал первым актёром в истории, который спел на экране во время сцены с куннилингусом.

Каракс снял мюзикл о том, что происходит после мюзикла (в своём традиционном облике со счастливым концом), не забыв поизмываться над современностью. В картине появляется хор активисток движения Me Too, клеймящих комика Генри – напрашивается ассоциация на аналогичный случай в карьере Луи Си Кея. Всплывают вопросы о том, как сегодня шутить на тягостные темы, учитывая всеобщую погружённость в состояние постиронии (особенно, когда Драйвер шутит об убийстве жены перед полным залом).

«Аннетт» может изнурить и даже взбесить, но чем фильм способен подкупить каждого, так это невероятным визуальным объёмом. Каракс – режиссёр-хамелеон, умеющий сплавлять с десяток жанров в одном фильме, и в «Аннетт» спрессовал различные стили.

Это и фантасмагория, рассказывающая о помешательстве творца, и sci-fi-шоу с куклой Аннетт на светящемся пьедестале, и романтическая элегия, в которой двое исполняют роковой танец на катере – в одной из самых чувственных сцен фильма, да ещё и стилизованных под старину (Драйвер и Котийяр танцуют и поют на фоне бушующего шторма в виде рир-проекции).

Исповедь пожилого режиссёра

Любовь мужчины и женщины – старая как мир история, о которой рассказывали как американские драмы (стоит вспомнить довольно трагичную «Брачную историю» с тем же Драйвером в главной роли), так и сам Каракс в былые годы. Например, встреча и взаимосвязь полов была в центре внимания его «Дурной крови», «Полы Икс» и «Любовников с Нового моста».

Но в «Аннетт» идея союза приобретает зловещие обертоны – парадокса и сюра, где потерявший жену Генри нянчит похожего на механическую куклу ребёнка. Девочка Аннетт красиво поёт по ночам и затем становится всемирной звездой – Каракс не без удовольствия проходится по феномену медийной истерии, а также закулисной жизни знаменитостей.

Напрасно ждать от «Аннетт» европейской версии «Ла-Ла Ленда»: это куда более трагичный и мрачный спуск в бездну человеческого саморазрушения. Если в предыдущих фильмах Дени Лаван – французский актёр-акробат, выступал альтер-эго Каракса, то в «Аннетт» эта доля досталась Драйверу, чья роль фрустрирующего социопата превратилась в настоящий бенефис актёра.

«Аннетт» мучает, доставляет дискомфорт, ставит неудобные вопросы о цене славы, таланта и жизни после смерти – в последнем мотиве чувствуется автобиографическая рефлексия Каракса, который в 2011 году потерял жену и остался один с дочерью.

Поэтому «Аннетт» – глубоко личный фильм, которому суждено разделить аудиторию (впрочем, он уже сделал это во время каннской премьеры): одним придутся по душе сюрреалистические заигрывания режиссёра на грани сумасшествия, другим захочется поскорее их забыть.

Но нельзя не отметить, что союз Sparks и Каракса удался, дав свои, пусть и во многом ядовитые, плоды. Крутые ритм-секции группы слились с непредсказуемой режиссурой – поэтическим видением автора, для которого мюзикл о влюблённых отнюдь не гарантирует, что в конце все заживут счастливо.

* * *

Не только Голливуд: как поют и танцуют французы

Когда говорят о киномюзиклах, французские фильмы вспоминают редко – слава в постановке таких картин почти никогда им не принадлежала, а жанр придумали и развили в Америке – там золотая пора мюзиклов пришлась на 40-50-е годы прошлого века. Но дело не ограничилось Голливудом – французские режиссёры и композиторы создали несколько великих мюзиклов, вошедших в историю кино.

Во французских картинах, как правило, куда меньше постановочных эффектов – стенография не так масштабна, а авторы тяготеют к более простым, но эффективным драматическим решениям.

Французский канкан (1954, режиссёр Жак Ренуар)

Мюзикл от французского классика – чрезвычайно романтичный и яркий. Жан Габен играет владельца ночного клуба на Монмартре, который пытается приумножить своё состояние, построив новый театр «Мулен Руж» и возродив почти забытый танец – канкан. Он влюбляется в обычную прачку по имени Нини и бросает все силы, чтобы сделать её звездой шоу.

Главное в фильме – его колористическое решение, где экранное пространство выглядит почти как продолжение картин Тулуза-Лотрека, Дега и Огюста Ренуара – известного художника, отца режиссёра «Канкана». Фильм воссоздаёт атмосферу Парижа 19-ого века, романтизируя её и погружая в безудержную свистопляску богемной жизни.

Шербурские зонтики (1964, режиссёр Жак Деми)

Самый главный и известный французский мюзикл, снятый режиссёром «новой волны» и получивший «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Деми поставил традиционную историю о любви и разлуке – сентиментальную, чувственную и безумно трагичную.

Катрин Денёв сыграла продавщицу зонтиков, влюблённую в Ги – обычного автомеханика, будущее с которым не сулит перспектив. Над счастьем пары нависает беда – юношу отправляют служить в Алжир на два года, а девушка, смирившись с разлукой, выходит замуж за другого. Герои «Зонтиков» поют почти беспрерывно, а их душевные порывы находят убедительное и поэтическое выражение.

Импрессионистический стиль фильма чувствуется по одному лишь образу портового Шербура, который выкрашен в мягкие пастельные цвета. Это нежный и грустный мюзикл, сопровождаемый вечной музыкой Мишеля Леграна – им вдохновлялся в том числе Дэмьен Шазелл, когда снимал «Ла-Ла Ленд».

Девушки из Рошфора (1967, режиссёр Жак Деми)

Второй мюзикл Деми – и снова успешный. На этот раз постановщик сделал упор на сценографию и снял по-настоящему танцевальный фильм, в котором Катрин Денёв сыграла вместе с Франсуазой Дорлеак – своей старшей и позже погибшей сестрой.

Близняшки хотят найти любовь и распрощаться с маленьким приморским городком, где провели своё детство. В Рошфор приезжает ярмарка, а вместе с ней – «принцы», которых ждут мечтательные девушки.

Деми создал мюзикл, чей визуальный ряд пленит до сих пор, вдохновляя дизайнеров и модельеров. Яркие костюмы, цветовые акценты на фоне идеально белого города – «Девушки из Рошфора» сегодня кажутся перфекционистским зрелищем, самим совершенством стиля.

В ленте также снялся Джин Келли – звезда американских мюзиклов, принёсший особый колорит в тонкую и лиричную историю. «Девушки из Рошфора» доказали, что у французских мюзиклов есть самобытность – они привлекают внимание не хуже голливудских постановок, балуя продуманными танцами и пронзительными песнями.

8 женщин (2002, режиссёр Франсуа Озон)

Остросюжетный водевиль Озона, в котором соединилось сразу несколько жанров: семейная драма, фарс и «закрытый» детектив в духе Агаты Кристи. Восемь героинь остаются в особняке, где лежит труп хозяина – состоятельного мужчины, убитого кем-то из присутствующих. Под подозрением все, начиная от родственниц и заканчивая домработницей.

Озон легко, играючи инсценирует детективную интригу, которая постепенно превращается в комедию нравов – на первый план выходит не столько преступление, сколько выявление семейных пороков.

Фильм не получился бы таким эффектным, не собери Озон выдающийся актёрский состав: Катрин Денёв, Изабель Юппер, Фанни Ардан и Людивин Санье – по сути, главные женские лица французского кинематографа.

Каждой из актрис в «8 женщинах» отведён броский музыкальный номер, запоминающийся так же, как и закрученная интрига с поиском убийцы. Озон поставил лучший женский мюзикл, наделив каждую героиню стальным характером и разодев в элегантные наряды.

Все песни только о любви (2007, режиссёр Кристоф Оноре)

Трагическая история любовного треугольника – Исмаэля, Жюли и Алисы, которая заканчивается смертью одной из девушек. Юноша, сыгранный молодым Луи Гаррелем, пытается вновь обрести стимул к жизни после трагедии.

Мюзикл Оноре чем-то похож на «Шербурские зонтики» (как минимум структурой повествования), но учитывает современные веяний, включая взгляды на однополую любовь и отношения. И в какой-то момент они сыграют решающую роль в драматургии картины.

Фильм передал сумрачную атмосферу Парижа – города дождей, уютных улочек и кафе, где актёры исполнили 14 песен авторства Алекса Бопена. Работу Оноре во время выхода явно обделили вниманием – лента выглядит не только арт-фильмом, заинтересованным в возрождении французского мюзикла 60-х, но и довольно смелым авторским высказыванием.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.