{"id":914,"title":"\u0427\u0435\u0440\u043d\u0438\u043b\u0430 \u0438\u0437 \u0432\u044b\u0445\u043b\u043e\u043f\u043d\u044b\u0445 \u0433\u0430\u0437\u043e\u0432: \u043c\u0438\u0444 \u0438\u043b\u0438 \u0440\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c?","url":"\/redirect?component=advertising&id=914&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/316632-odezhda-kotoraya-rastet-vmeste-s-rebenkom-biotoplivo-i-bizhuteriya-iz-chaynogo-griba&placeBit=1&hash=62db6b54b15cbe92137293705e0643e364ffe2bd07858e2704539943e99c2eb8","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Основание» от Apple по мотивам романов Айзека Азимова

В сервисе Apple TV+ появились первые две эпизода сериала «Основание», создаваемого по мотивам серии романов Айзека Азимова «Foundation» (альтернативные переводы - «Академия», «Фонд» или «Установление»).

Заставка, кстати, вполне стильная. Впрочем, это же Apple. tv.apple.com

Итак, все, кто ждал - дождались. Apple выкатили сразу 2 серии своего нового сериала, который замахнулся ни много ни мало на одну из самых масштабных работ Айзека Азимова. Цикл романов «Основание» состоит из 14 романов и охватывает историю человечества на протяжении более 20 тысяч лет. То есть, мягко говоря, материал довольно масштабный.
Неоднократно появлялись новости о том, что та или иная студия якобы в очередной раз покупала права на экранизацию или даже начинала работу над проектом, но всякий раз это заканчивалось ничем, хотя в какой-то момент сообщали даже о том, что к экранизации присматривался канал HBO, а автором сценария должен был стать Джонатан Нолан (который написал сценарии для «Мира Дикого Запада», «Интерстеллара» или «Престижа»). Но не сложилось, и вот в 2018 году Apple объявили о том, что заказали первый сезон сериала и этот сезон будет состоять из десяти серий.

Это небольшой обзор без спойлеров.

Сюжет.

Тут для всех, кто читал оригинальные романы, никаких сюрпризов не будет.
Для тех же, кто не читал, то краткий синопсис - в очень отдалённом и технологически развитом будущем гениальный математик понимает, как на основании больших данных можно пронозировать векторы развития и поведения больших человеческих сообществ, то есть фактически он научился предсказывать будущее. Но не для какого-то отдельно взятого человека, а для очень больших групп людей на очень больших временных отрезках. И с помощью своего открытия он смог спрогнозировать падение Галактической Империи, состоящей из приблизительно 10 000 миров, после чего была предпринята попытка уменьшить предстоящий ущерб, сократив период «Тёмных веков» с рассчётных 30 000 лет приблизительно до 1 000 лет.

Картинка.

Тут в целом всё сложилось - денег на графоне явно не особо экономили. Эффекты где нужно - масштабные, где нужно - детальные и в целом не разочаровывают. Атмосферу выдуманных далёких миров передаёт отлично.
Более того - какого-то детального описания кораблей или технологий у Азимова нет, у него достижения технологического прогресса описаны скудно и только по необходимости. Создателям же сериала удалось даже без детального описания построить красивую и в по большей части цельную картину.

Атмосферненько, но с двумя лунами такого размера на таком расстоянии у них наверняка с приливами и отливами полный бардак. tv.apple.com
В мире, где существуют всякие антигравитационные силовые поля и прочие путешествия через подпространство, почему-то до сих пор используют в качестве транспорта деревянную лодку с гребцом. tv.apple.com
Столько лет прошло, а остановки у маленьких населённых пунктов как были убожеством, так и остались. tv.apple.com

Отдельные детали проработаны явно с любовью и при этом иногда содержат аллюзии на другие фантастические картины - например, корабли для подпространственных прыжков, использующие в качестве двигателя миниатюрные искусственные чёрные дыры, перед стартом выглядят практически один-в-один как чёрная дыра из «Интерстеллара»:

Зато теперь все знают, как правильно выглядит чёрная дыра. tv.apple.com

Хотя иногда складывается впечатление, что художник по костюмам либо халтурил, либо употреблял наркотики, либо имел очень ограниченный бюджет. Либо всё одновременно. Но церемониальные одеяния из полиэтилена и бутылочного пластика как-то не дотягивают до масштабов произведения. Хотя, возможно, я просто придираюсь.

Вот к чему приведёт засилье пластика. tv.apple.com

Зато создатели не поленились «осовременить» описанный Азимовым мир в ключе сегодняшних представлений о будущем. Например, не припомню, чтобы Азимов описывал киберпанковых транс-людей, похожих на Алиту, «Призрака в доспехах» или персонажей из «Киберпанка» (который, конечно же, когда-нибудь починят). А вот в сериале они есть, и даже вы выглядят чужеродно. Вполне удачно вписали.

Ранние скетчи для «Аватара» tv.apple.com

Хотя отдельные дизайнерские решения всё-таки вызывают вопросы.

Я один тут вижу коряво нарисованный пенис? Артист не получил гонорар? tv.apple.com

Но общее впечатление, повторюсь, сугубо положительное. Повествование не сбивает с толку, не отталкивает и не оставляет равнодушным.

Актёры.

Тут у сериала всё тоже сложилось хорошо. Все актёры полностью соответствуют ролям.
Главного героя, Гэри Сэлдона, играет Джаред Харрис (Легасов из «Чернобыля» и профессор Мориарти из «Шерлока Холмса» Гая Ричи).

Джаред Харрис tv.apple.com

С ролью он справляется великолепно. Именно такого Сэлдона описывал Азимов и очень хорошо, что его не стали менять.
Императора Галактики играет Ли Пейс (Ронан Обвинитель в Киновселенной Марвел), и тоже справляется со своей ролью замечательно.

Ли Пейс tv.apple.com

Третью главную роль - молодой учёной Гаал Дорник - играет актриса Лу Ллобелл, и... это всё, что я успел про неё понять. Она в этой роли выглядит очень правдоподобной, но всё дело в том, что по сюжету её героиня сама по себе неуверенная, сомневающаяся и робкая. А потому пока сложно понять, то ли это всё-таки актёрская работа и хорошее понимание персонажа, либо она всё-таки действительно робеет перед более опытными коллегами. Но пока она в этой роли выглядит органично.

Лу Ллобелл tv.apple.com

В целом «химия» между актёрами есть и они хорошо работают вместе, что ещё один плюс сериалу.

Повествование.

Когда только было объявлено, что «Основание» будет экранизировано, многие фанаты серии опасались (совершенно справедливо), что сериал может выйти скучным - потому что события в оригинальных романах развиваются часто довольно разверенно и неспешно, и иногда разделены десятилетиями. Сериал с таким ритмом усыпил бы даже фаната максимально философского артхауса, поэтому вставки «экшона» так или иначе были нужны этому сериалу, и их добавили, и при этом ровно столько, сколько нужно. Они не дадут заскучать зрителю, незнакомому с оригинальными романами, но при этом они не помешают и тем, кто читал оригинальные книги, получать удовольствие от сериала.

Стоит ли смотреть этот сериал?

Фанаты Азимова таким вопросом не задаются, как и в принципе фанаты научной фантастики. Тем же, кто не относится ни к первым, ни ко вторым, попробовать всё равно явно стоит.
Ведь прежде всего это драма. Драма о людях и их роли и месте в обществе, и о том, насколько сильным вообще может быть влияние отдельного человека на всё человечество.
Кроме того - это знаковое произведение, это уже классика не просто фантастики, а вообще всей мировой литературы, и это первая попытка экранизации «Основания». Хотя бы для ознакомления такие вещи смотреть стоит.

Ну и кроме того - мало есть произведений, в которых по мере повествования протагонисты меняются и могут даже комбинироваться, зато антагонист всегда один и это даже не отдельный человек, а тёмная сторона человеческой натуры. Как минимум на такое интересно смотреть.

Где смотреть легально: Apple TV+.

0
41 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

«Мама, давай купим Дюну!»
«Но у нас уже есть Дюна дома»
Дюна дома:

6

А вообще хорошо написал, продал мне сериал. Я до сегодняшнего дня вообще про него, как и первоисточник, ничего не слышал, но похоже надо посмотреть.

3

Кстати, есть мнение (и не безосновательное), что Френк Герберт написал "Дюну" именно как ответ на "Основание" - после прочтения работы Азимова Герберт был настолько недоволен описанием галактической империи и политических игр в ней, что написал свой роман (в том числе) именно для того, чтобы показать, как (по его мнению) всё должно происходить в такой вот галактической империи. Так что, возможно, без "Основания" у нас "Дюны" либо вообще не было бы, либо она могла быть сильно другой.

0

Да, чувак. Пенис тут видишь один ты.

6
Абстрактный дебаркадер

Фанаты Азимова таким вопросом не задаются, как и в принципе фанаты научной фантастики.

Конечно не задаются, смотреть это говно не стоит.

4

Ого. Так радикально? А почему?

0
Абстрактный дебаркадер

Бездушный дорогой фанфик по мотивам, от Основания там только название как по мне.

2

Но ведь вышло всего две серии

2

На основании всего двух серий он научился прогнозировать будущее

8

Этого вполне достаточно для тех, кто читал книги.

0

Ну так в самом первом тизере ещё было уже написано "ПО МОТИВАМ". Никто не обещал построчную экранизацию с перфолентами и магнитными плёнками. Работы Азимова взяты за основу, но это с самого начала был проект "по мотивам", никто не обещал ничего другого.

0

Золотые слова.

0
Абстрактный дебаркадер

Основание состоит из семи романов, остальное связанные циклы.

4

Ну вместе это так называемая «Вселенная Основания».
Хотя оригинальных романов семь, вы правы.

0
Абстрактный дебаркадер

Сюжет

Тут для всех, кто читал оригинальные романы, никаких сюрпризов не будет.

О_о
Для читавших наоборот будет один большой сюрприз (и не то, чтобы очень хороший), учитывая, что от Азимова тут только общая фабула. 

3

Ну вообще это было понятно заранее. Экранизировать Азимова один-в-один не получится, иначе большинству зрителей будет либо непонятно, либо скучно, либо оба варианта одновременно. 
Но основные сюжетные детали и обстоятельства остались неизменными (Гэри Сэлдон, психоистория, падение Империи, тайное убежище учёных на окраине галактики). А так-то да, это сериал по мотивам, а не построчная экранизация.

1

А вы реально же не читали романы, вот это забавно :) Иначе бы не писали про "тайное убежище учёных". :) Для кого оно было тайным? Их туда совершенно открыто сослали, а потом просто все забили и забыли про них, на фоне актуальных проблем Империи.

Тайным было местоположение Второго Основания.

0

По первым эпизодам "Prelude to foundation" и "forward the foundation" надо читать заранее? Или спойлерну что-то себе?

1

Нет, могут быть спойлеры. Ну хотя там объясняются многие вещи, неочевидные из оригинальных романов. Но лучше эти два романа читать в конце.

1

Не осилил молодой «академию», первую книгу только, насколько помню, слишком нудно в силу возраста

1

Да, "Foundation" скучна, это правда, к сожалению. Я же это и упоминал, перечисляя недостатки сериала.

1

Нужно ждать пока выйдет весь сезон и только тогда смотреть. Такую фантастику сейчас преступно мало экранизируют.

1

А зачем ждать весь сезон? Или чтобы не тратить время зря, если в итоге выяснится, что сериал сдулся?

0

Что бы не ждать, а смотреть все кучей. Проклятый Netflix приучил. 

1

Ааа. Но я всё же иногда смотрю в онгоинге сериалы. Масштабным проектам (а этот проект как минимум заявлен как масштабный и пока плюс-минус соответствует заявленному) такой формат потребления подходит. Есть время подумать, посмотреть разборы при желании. А вот сериалы полегче лучше и правда смотреть сезонами. 

0

В данном случае вы увидите преступную экранизацию.

0

Я один тут вижу коряво нарисованный пенис?

я вижу арки Макдака полубоком

1

Как же бесят волосатые подмышки. Блять, это просто омерзительно

1

Блять, зачем ты указал на это. Я не увидел сначала. Ну зачем.

0

Блин ты еще это и в статье разместил! Я вот за что уважаю фильмы 90-х - там волосатых подмышек практически не было. Эта срань пошла в 2000-е и в 2010-е

0

Ну так да, бадипозитив и вот это всё... В 00-х тоже ещё не было, кстати. Только с 10-х пошло. :(

0

Это клонированные подмышки, что тут поделать :) 

0
Абстрактный дебаркадер

Они там говорят про клонирование. Так они там все типа бессмертные, в плане естественной смерти? Или какая вообще продолжительность жизни?

1

Речь о клонировании императора. Все три императора - молодой, взрослый и пожилой - это клоны одного-единственного человека. То есть это генетическая династия императоров, когда правит один и тот же человек, но из трёх разных эпох своей жизни одновременно. Все остальные люди имеют стандартную, привычную для нас продлолжительность жизни. Тот же Гэри Сэлдон, главный герой всей серии, дожил до 80 лет (впрочем, с этим связан один спойлер, ну да ладно).

0

 Гаал Дорник, молодой математик из романа превратился в тщедушную чёрную девочку-подростка с дикой религиозной планеты 

А в чём проблема? Это произведение ПО МОТИВАМ, а не построчная экранизация. Я романы читал. И у меня никаких проблем с этими превращениями нет. Это отдельная работа. 
Это сродни спорам о том, что где чему противоречит в "Ведьмаке" (книга, игра, сериал - что канон, что не канон и так далее). Есть отдельные романы, а есть сериал по мотивам этих романов. Герои, как и события, в произведении по мотивам могут меняться. 

 Само действо больше похоже на какой-то костюмный сериал о последних годах какой-нить Римской империи 

Вообще-то именно последние годы Римской империи Азимов и брал за образец, когда создавал образ Галактической империи. 

1

как раз навернул оригинальную трилогию пару недель назад
ну посмотрим ,вангую игру престолов в космосе

0
Абстрактный дебаркадер

Судя по первым сериям, так и есть. И не скажу, что это плохо.

1

Ну давайте начистоту, автор «Игры престолов» почти наверняка знаком с трудом Азимова, так что тут ещё вопрос, кто на кого повлиял. :)

0

оригинальная трилогия вообще не пересекается идейно с игрой престолов

0

Судя по всему, автор поста сами романы не читал. Иначе объяснить его вот это "Все актёры полностью соответствуют ролям" невозможно. Гаал Дорник, молодой математик из романа превратился в тщедушную чёрную девочку-подростка с дикой религиозной планеты? Мэр Терминуса Сальвор Хардин, бизнесмен, хитрый политик и стратег, бегает в образе чёрной (опять) девушки с ружьём по холмам Терминуса? 

Само действо больше похоже на какой-то костюмный сериал о последних годах какой-нить Римской империи, а не на сложное интеллектуальное размышление о законах развития цивилизаций и сообществ.

–1
Читать все 41 комментарий
null