Кино и сериалы
Ольга Щербинина

Пропавшие Пауки: как студия Marvel «обманывает» зрителей в трейлерах и зачем она это делает

Снятые для промо сцены, «замазанные» персонажи и надёжно скрытые сюжетные линии.

Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой»

Кинотрейлеры давно стали мощным маркетинговым инструментом, а их выход — инфоповодом, запускающим лавину обсуждений и разборов. Аудитория трейлеров не только разнообразная, но и «голодная». С развитием интернета в 21 веке даты выходов тизеров и трейлеров превратились в мощные инфоповоды, дающие собственный рекламный импульс картинам. Особенно ярко это проявляется в случае тентполов — крупных студийных фильмов, которые сопровождают дорогостоящие рекламные кампании.

Удачные трейлеры могут привлечь зрителей и на слабый фильм, неудачные — раскрыть сюжет картины заранее или не показать потенциал даже хорошего кино. Зачастую они умышленно вводят аудиторию в заблуждение — либо откровенным враньём, либо искусно созданной интригой.

Например, в 2011 году американка Сара Деминг подала в суд на прокатчиков фильма «Драйв». Женщина утверждала, что трейлер продавал ей экшн-фильм с гонками наподобие франшизы «Форсаж», а не неспешную драму. Житель Шотландии пытался засудить Warner Bros. и DC Comics за то, что в «Отряде самоубийц» Дэвида Эйера оказалось мало Джокера — хотя по трейлеру казалось, что он будет центральным персонажем. Примеров, когда трейлеры продают одно кино, а на самом деле оно оказывается другим, достаточно много.

Осторожно, в этом материале есть гипотезы о сюжетных поворотах фильма «Человек-паук: Нет пути домой» и спойлеры к уже вышедшим фильмам Marvel.

Особенно часто на «обмане» ловят Marvel — студию-производителя ряда фильмов, ставших одними из самых кассовых за последние 20 лет. Впрочем, авторы супергеройской киновселенной не замечены в попытках «продать» совсем уж другое кино: они, скорее, специально скрывают в трейлерах спойлеры. Так сбивают с толку даже самых бдительных фанатов и преподносят им сюрприз. Это делают с помощью компьютерной графики или техничного монтажа.

17 ноября вышел второй трейлер фильма «Человек-паук: Нет пути домой». Главный слух, связанный с фильмом, заключается в появлении «предыдущих» Пауков в исполнении Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда.

Официально студия и актёры всё отрицают. Хотя герои Магуайра и Гарфилда не имеют отношения к киновселенной Marvel, в ней сейчас начинают раскрывать тему мультивёрса, то есть параллельных вселенных, где возможно существование разных версий одного героя. Поклонники надеялись, что в новом ролике покажут предыдущих Пауков, но этого так и не произошло.

В трейлере показали сразу пять злодеев из фильмов с Магуайром и Гарфилдом, попавших в мир, где супергероя играет Том Холланд. Это Доктор Осьминог, Зелёный Гоблин, Электро, Песочный человек и Ящер. Судя по всему, всех играют актёры из старых фильмов — это подтвердили прямо или косвенно.

Зрители обратили внимание на сцену, в которой Ящер, Песочный человек и Электро летят навстречу Пауку Холланда, чтобы сразиться с ним. В бразильском трейлере этот отрывок длится чуть дольше. По расположению и движениям Электро и Ящера фанаты предположили, что в сцене должны появиться ещё два Паука — но их якобы «замазали».

Точно неизвестно, Пауков ли скрыла Marvel или других персонажей (и скрыла ли кого-то вообще), но то это не первый раз, когда студия «замазывает» героев. Предположительно, это делают не только ради сюрприза, но и для постепенного возникновения инфоповодов для обсуждения в СМИ и соцсетях. Один из последних случаев «исчезновения»: в трейлере «Локи» нет главного из его воплощений, Сильвии, тогда как в этих же сценах сериала она есть.

Также зрители обратили внимание на руку, протянувшуюся к падающей ЭмДжей. Многие сочли, что её пытается спасти не Паук-Холланд, а Паук-Гарфилд. В аналогичной ситуации в фильме «Высокое напряжение» персонажу британского актёра не удалось спасти от гибели свою девушку Гвен Стейси.

Создательница ютуб-канала Beyond The Trailer Грейс Рэндольф ранее утверждала, что студия Sony, отвечающая в проекте за маркетинг, хотела показать Пауков во втором трейлере, но против этого выступил глава Marvel Кевин Файги.

Если теория с пропавшими Пауками подтвердится, трейлер попадёт в череду других «обманок» Marvel. Ролики студии обычно хорошо дают общее представление о том, что в них будет происходить, но скрывают детали сюжета или интересные повороты. Почти каждый включает несколько секунд отснятого материала, которые не попадают в финальную версию картины.

Самый известный пример — кадр из тизера к фильму «Мстители: Война бесконечности», где в толпе супергероев бежит Халк. Сцена разлетелась на гифки, но в итоге не попала в фильм. Более того, во второй части фильма Брюс Беннер теряет способность превращаться в Халка и проводит битву за Ваканду в костюме Халкбастера. Как объясняли авторы, они добавили Халка в тизер, чтобы скрыть его сюжетную линию.

Вероятно, этот ход нужен не только, чтобы скрыть спойлер, но и в сугубо маркетинговых целях. Кадры-клише с суровыми супергероями, бегущими во время битвы, идеально подходят для рекламных материалов, тогда как в фильме они, наоборот, могут смотреться несколько инородно и даже пошло. На подобное пошли и в «Возвращении домой», который мы описываем ниже.

Трейлер «Возвращения домой» дразнил зрителей кадрами, в которых Питер Паркер и самый популярный герой киновселенной (и заодно ментор Паука) Тони Старк вместе летят над Нью-Йорком, но в самом фильме этого нет. Тогда же состоялось первое появление злодея Стервятника в полном обмундировании.

Режиссёр «Паука» Джон Уоттс после выхода «Возвращения домой» признался, что эти сцены сделали специально для трейлера и никогда не предполагалось, что они попадут в фильм. По его словам, студия была уверена, что совместный пролёт Паркера и Старка «продаст» фильм фанатам киновселенной.

Сначала хотели использовать что-то из сцены с паромом, но это выглядело не слишком хорошо. Поэтому Уоттс предложил поместить героев в нью-йоркский район Квинс, откуда родом Питер Паркер. «Мне немного странно, что в трейлере есть кадр, которого нет в фильме, но это классный кадр. Забавно, я забыл, что мы это сделали», — сказал постановщик.

В трейлере «Тор: Рагнарок» не показали, что главный герой в кульминационной сцене лишается глаза. В трейлере к «Чёрной пантере» в тронный зал заходит король Т’Чалла, но в фильме это делает претендент на престол — противник главного героя по имени Киллмонгер.

Ожидание крупных релизов давно превратилось в своеобразный вид спорта. Зрители выискивают слитые фото со съёмок и строят теории. Их активно обсуждают в соцсетях, а после релиза очередного трейлера блогеры выпускают десятки видео, разбирая трёхминутный контент в роликах, чья продолжительность значительно превышает изначальный материал.

Хотя эти разборы могут объяснить происходящее в трейлере или акцентировать внимание на неявной детали, они никогда не дадут полной картины, так как анализируют не сам фильм, а маркетинговый продукт с другими задачами. Который к тому же ещё и может быть обманкой.

В мире, где все боятся спойлеров, может показаться хорошим тоном редактировать трейлеры так, чтобы обычный зритель не мог уловить важные моменты и детали сюжета раньше премьеры, а фанат — удивиться. Но вопрос о том, насколько корректны подобные шаги со стороны дистрибьюторов, остаётся открытым.

Взволнованные фанаты принимают показанное на веру и строят вокруг этого свои ожидания от фильма, чего делать всё же не стоит. В итоге некоторым людям может показаться, что их обманули. Но трейлеры фильмов по-прежнему остаются маркетинговыми материалами, предназначенными для того, чтобы продать идею. И стратегия Marvel, безусловно, работает — об этом говорят как минимум сборы фильмов студии.

#marvel #disney #маркетинг #кино #человекпаук