Кино и сериалы
Вадим Елистратов

Плед, какао, сериалы

9 сериалов, на которые стоит обратить внимание этой осенью

Обозреватель TJournal рассказывает о состоянии дел на американском телевидении и обозначает тренды и сериалы, за которыми стоит следить этой осенью.

С тех пор, как «Первый канал» пустил в эфир пилот ныне культового сериала «Остаться в живых» и показал большинству россиян, как далеко ушел «малый экран» в США, прошла целая вечность. За это время телевидение в мировых масштабах окончательно утвердилось в звании главного развлекательного медиа для взрослых.

Видеоигры, несмотря на свой почетный возраст, все еще не чета ТВ и кино: в этой сфере раз в несколько месяцев происходят маленькие революции, за игровой индустрией безумно интересно следить, но до подобного статуса ей еще предстоит дорасти. Полнометражное кино, наоборот, молодеет: концентрируется на удовлетворении запросов детей и подростков, читающих комиксы и незамысловатые девичьи романы.

Жанровые фильмы, тем временем, вымирают как класс, оставляя зияющую пропасть между фестивальными работами (которые, чего греха таить, смотрят два с половиной человека) и 200-миллионными блокбастерами, собирающими страшные миллиарды. Именно эту пропасть заполняет телевидение, которое сейчас переживает свой золотой век: у сериалов и телефильмов выросли бюджеты (цифровые сервисы вроде Netflix платят миллионы за права на показ каждого отдельного эпизода), а сценарии к ним пишут лучшие авторы планеты, покинувшие кинобизнес с его непостоянными заработками и переписанными по сотне раз текстами ради уверенной работы в команде.

Представленный ниже список сериалов-трендов этой осени не претендует на абсолютную полноту (любой сериаломан знает, что за углом всегда поджидает еще одно шоу, которое ни в коем случае нельзя пропускать), но поможет разобраться в том, что смотрят и обсуждают прямо сейчас.

1. Живые и мертвые

В то время, как «Ходячие мертвецы» уже несколько лет к ряду удерживают звание самого популярного среди взрослой аудитории сериала в США (а именно зрители в возрасте от 18 до 49 приносят каналу максимальную прибыль от рекламы), в России признаваться к нему в любви немножко стыдно. Ругать его обожает две категории людей: те, кто читал оригинальный комикс (куда более насыщенный событиями) и те, для кого сериал стал первой кабельной драмой после долгих лет совместной жизни c «Доктором Хаусом» или, упаси боже, доктором Лайтманом.

«Ходячие мертвецы» – живой парадокс, нежеланное дитя, которому регулярная смена приемных родителей идет только на пользу. Изначально оригинальный комикс придумал экранизировать режиссер «Зеленой мили» и «Побега из Шоушенка» Фрэнк Дарабонт. Казалось, этот брак был заключен на небесах: Дарабонту, как более-менее единственному режиссеру, способному внятно переносить на экран романы Стивена Кинга, очень шел сериал про то, что в населенном плотоядными мертвецами мире все равно нет никого хуже людей.

Спустя шесть эпизодов Дарабонт в силу творческих разногласий решил оставить судно, которое сам же пустил в плавание. К текущему дню сериал сменил еще двух руководителей, увеличил свою аудиторию в три раза, а от Дарабонта в нем осталась только стилизация: зернистая пленка, шипящий аналоговый звук и соответствующая старомодная подача. Быть может, постоянная смена авторов — это именно то, что позволяет этой махине не загнивать и двигаться вперед?

В ближайшее время игнорировать «Ходячих» станет еще труднее: материнский канал AMC запускает второй сериал во вселенной, который расскажет о другой группе выживших.

Почему смотреть: Это гигантский пласт массовой культуры. Не меньший, чем та же «Игра престолов». Качество его не так равномерно, как у метамфетаминовой драмы от того же канала («Во все тяжкие»), но когда в нем начинают стрелять предварительно развешанные по стенам ружья, все возможные упреки тут же уходят на второй план.

Почему не смотреть: Сериал требует усидчивости: он может эффекта ради держать зрителя в подвешенном состоянии семь серий, чтобы убийственно выстрелить в восьмой. Крейсерской скорости «Ходячие» достигают только к началу третьего сезона.

2. Новая волна комедий про кидалтов

Два года назад эфирный телеканал Fox запустил сериал «Новенькая» (New Girl). Поначалу он крутился вокруг одной очень простой идеи: еженедельно показывать, как всенародно любимая актриса Зоуи Дешанель придуривается, носит смешные очки и говорит глупости. Спустя примерно половину первого сезона авторы внезапно поняли, что одной Дешанель сыт не будешь и сместили акцент на ее соседей по квартире – трех тридцатилетних мужчин, на психологическом уровне так и оставшихся подростками.

В таком виде «Новенькая» стала по-своему уникальным явлением — сериалом, который целиком держится на химии между актерами. Если записать их реплики на бумагу, то получится самое не смешное чтиво в мире.

Дабы закрепить формулу успеха, Fox в этом году запустили «Бруклин 9-9» (Brooklin Nine-Nine). Примерно то же самое (кидалты, кривляния, нет закадрового смеха), но про полицейский участок. В главной роли — солист комедийной музыкальной группы The Lonely Island и до недавнего времени почетный резидент Saturday Night Live Энди Сэмберг. На второстепенных партиях не менее интересные персонажи: бывший футболист, звезда рекламы Old Spice и просто очень большой человек Терри Крюс в амплуа офицера с тонкой душевной организацией и серьезный драматический актер Андре Брауэр в образе капитана полиции нетрадиционной ориентации.

Несмотря на средние рейтинги на старте, Fox проявили уверенность в сериале и продлили его на полный сезон. Вместе с «Новенькой» его планируют показать в престижном слоте после «Суперкубка» — главного события на американском телевидении.

Почему смотреть: Эти сериалы совсем не похожи на опостылевшие ситкомы «Теория Большого взрыва» и «Как я встретил вашу маму», а Макс Гринфилд из «Новенькой» — новое пополнение в ряду приметных комедийных сайдкиков, в который входят Чендлер Бинг, Барни Стинсон и Шелдон Купер.

Почему не смотреть: Оба сериала работают только в оригинале, в переводе они теряют всякий смысл.

3. Marvel на ТВ

«Агенты Щ.И.Т.А.» одна из важнейших телевизионных премьер за последние годы. Не потому что это выдающееся произведение, нет, а потому что это правильный шаг в радужное кроссмедийное будущее. После того, как Marvel удалось последовательно построить свою сверхуспешную киновселенную, экспансия на ТВ была лишь вопросом времени.

Идея Agents of S.H.I.E.L.D. состоит в том, чтобы фанаты Marvel не покидали мир своих любимых героев круглый год. Пилот напрямую продолжает сюжет «Железного человека 3», в разговорах постоянно всплывают события «Мстителей», а каждый эпизод ощущается как компактный еженедельный блокбастер c обязательной послетитровой сценой (в одной из которых появляется сам Сэмюэл Л. Джексон). Еще интереснее станет в ноябре, когда на экраны выйдет сиквел «Тора», а героям сериала придется как-то реагировать на происходящее в фильме.

С другой стороны, «Агенты» — это неформальный перезапуск «Светлячка» (Firefly) Джосса Уидона, которого все так давно ждали: разве что, вместо космического корабля герои новой версии передвигаются на грузовом самолете.

Почему смотреть: Высокобюджетный попкорновый сериал во вселенной Marvel c камео звезд первой величины и создателем «Мстителей», «Светлячка» и «Баффи» за спиной. Какие могут быть вопросы?

Почему не смотреть: Нет никаких разумных причин этого не делать. Разве что, индивидуальная непереносимость к продукции Marvel.

4. Секс без пошлости

В последние годы кабельный телеканал Showtime, известный по «Декстеру» и «Блудливой Калифорнии», старательно изобретает себя заново. Сериалы, прямолинейно объективизирующие секс и насилие, постепенно исчезают из его эфира.

Началось это с «Родины» (Homeland), которая своей серьезной тематикой явно не вписывалась в формат старого Showtime, потому что в ней совсем не нашлось места юмору. Даже запущенный летом «Рэй Донован» про мужчину, решающего проблемы с законом для богатых жителей Калифорнии, оказался скорее серьезной криминальной драмой, нежели очередной легкомысленной одой разнузданности.

И вот, в конце концов, «Мастера секса». Сериал, который с радостью показали бы у себя HBO и FX. Искусно сделанная ретро-драма про реально существующих Уильяма Мастерса и Вирджинию Джонс, пионеров исследования человеческой сексуальности, которых блестяще играют Майкл Шин и Лиззи Каплан.

Несмотря на то, что Showtime во всех трейлерах пытались изобразить сериал пошлым и легкомысленным, на практике он оказался серьезной драмой, в которой секс скорее предмет восхищения, любви и путь к материнству, а не бессмысленная грязь. Наблюдать за тем, как Showtime таким образом обращаются со своей любимой темой, все равно что застать Халка за игрой на скрипке.

Почему смотреть: Пока что главная кабельная новинка осени.

Почему не смотреть: Если мама неожиданно зайдет в комнату, объясниться будет довольно трудно.

5. Терроризм без американского пафоса

«Родина» (Homeland) — неизменный фаворит премии «Эмми» последних лет и самая главная роль в жизни актрисы Клэр Дэйнс. «24 часа» наших дней, в котором вместо безотказного суперагента Джека Бауэра с терроризмом борется хрупкая блондинка с биполярным расстройством, а американские спецслужбы изображены гниющей конструкцией, каждый элемент которой больше сконцентрирован на прикрытии собственной задницы, нежели на защите страны от внешних угроз.

Спустя 12 лет после 11 сентября Homeland заставляет зрителя сопереживать террористу и предателю, доходчиво объясняя, что у другой стороны тоже есть весомые причины так себя вести. Сериал трудно назвать идеальным (в первом сезоне сильный перекос на вторую половину, во втором — на первую), но знаменитым эпизодом с допросом (s02e04) и своими грандиозными многоходовками (начало третьего сезона) он уже заслужил себе место в истории телевидения.

Почему смотреть: Четыре «Эмми» и пять «Золотых глобусов». Выдающиеся актерские работы и тема терроризма в очень не комфортном для всех причастных свете.

Почему не смотреть: Клэр Дэйнс настолько точно изображает на экране психическое расстройство, что ей даже предлагали провериться настоящие врачи. Смотреть на это временами тяжело.

6. Сериал, который можно начинать с любого сезона

«Американскую историю ужасов» очень трудно кому-либо рекомендовать, потому что ее просто-напросто не с чем сравнить. Нельзя сказать «если тебе нравится А, то понравится Американсая история ужасов». Он радикально отличается даже от других сериалов своего создателя, известного телевизионного продюсера Райана Мёрфи, не говоря уже обо всех остальных сериалах эфирного и кабельного телевидения. Он радикально отличается даже сам от себя, потому что каждый новый сезон здесь — это новая история, которую разыгрывают все те же актеры.

«Американская история ужасов» славится своим бешеным темпом повествования и умением ее авторов совмещать несовместимое. Если первый сезон о доме с призраками все же придерживается неких рамок, то в одной серии второго могут встретиться пришельцы, фашист-вивисектор и сам дьявол в обличии скромной монашки. Третья часть под названием «Шабаш» рассказывает о девушке, попавшей в современную школу ведьм, и попутно издевается над «Сумерками», «Гарри Поттером» и другими фильмами об «избранных подростках».

Самая главная особенность «Американской истории ужасов» — непредсказуемость. Несмотря на то, что сериал целиком состоит из хоррор-штампов, они между собой увязаны настолько смело, что расслабиться перед экраном не удается практически никогда. Это не просто телевизионная драма, это ода вычурности и даже пошлости — им здесь посвящен каждый кадр и каждый сюжетный поворот.

Почему смотреть: Среди сериалов, собранных по одним и тем же лекалам, это глоток свежего воздуха.

Почему не смотреть: Если нет желания оставить зону комфорта. Количество мерзкого, жуткого и странного здесь переходит все мыслимые границы.

7. Классика HBO

Три года назад «Подпольную империю» запускали с помпой: режиссер Мартин Скорсезе, баснословный бюджет в 20 миллионов долларов за серию, сценарист и продюсер «Клана Сопрано» за спиной, невероятный актерский состав. Однако к четвертому сезону шоу перестало наращивать свою аудиторию и окончательно потеряло статус ньюсмейкера. В этом году оно и вовсе выпало с насиженного места в номинации за «Лучший драматический сериал» на премии «Эмми», сдав свою позицию «Карточному домику» с Кевином Спейси.

При этом не сказать, что сериал сильно потерял в качестве. Он ничем не хуже всенародно любимой «Игры престолов» и в некоторых аспектах даже превосходит ее: если создатели планируют убить одного из главных героев «Империи», то об этом загодя не знает добрая половина интернета. Оба сериала собраны по схожим лекалам: борьба за власть, секс, криминал и почти что ни одного строго положительного героя.

Третий сезон «Империи» многие считают лучшим за всю историю сериала, потому что он довел своего главного героя до полного отчаяния: чем создатели собираются удивлять дальше — непонятно.

Почему смотреть: У тех, кто смотрит «Подпольную империю», есть своя осенняя «Игра престолов». Выдающиеся актерские работы Майкла Шэннона и Стива Бушеми. HBO в самом соку.

Почему не смотреть: «HBO в самом соку» — это не только плюс, но и минус. Этот сериал качественно собран из классических приемов и безотказных решений, но в нем нет ни капли творческого риска.




8 и 9. Эфирные блокбастеры

Эфирные каналы, будучи не в состоянии конкурировать с кабельными собратьями в жанре классической драмы, продолжают налегать на низкие формы: процедуралы (сериалы о врачах, детективах и пожарных), комедии и теле-блокбастеры. Последними можно назвать высокобюджетные сериалы, полностью сконцентрированные на действии. В этом сезоне заметных представителей этого поджанра пока что два: «Сонная лощина» (Sleepy Hollow) и «Черный список» (The Blacklist).

«Сонная лощина» является вольной трактовкой известного рассказа Вашингтона Ирвинга. Вольной настолько, что в ней можно увидеть знаменитого всадника без головы с помповым дробовиком наперевес. Парочка главных героев тоже специфическая: темнокожая девушка из полиции и солдат, павший на поле боя в в 1781 году и проснувшийся в наши дни. Пилот сериала ставил режиссер четвертого «Крепкого орешка» и «Другого мира» Лен Уайзман. «Сонная лощина» официально продлена на второй сезон.

«Черный список» еще задолго до своей премьеры называли «самым горячим пилотом NBC» за последние годы. На практике главным достоинством сериала оказался не сюжет (развесистая клюква о беглом супер-агенте, который сдается спецслужбам и подобно Ганнибалу Лектеру начинает игру с молодой агентшей ФБР), а Джеймс Спейдер — звезда фильма «Звездные врата» и главный злодей грядущего сиквела «Мстителей».

Почему смотреть: Ну надо же иногда отдыхать на дорогих и красивых сериалах про стрельбу и погони.

Почему не смотреть: Если времени мало, лучше сконцентрироваться на кабельных сериалах.

Плохие игры, фильмы, книги и сериалы недооценены. Как мы без них понимали, чем хороши хорошие?
Вадим Елистратов,
TJournal

#Статья #сериалы #Ходячие_мертвецы #Новенькая #Агенты_Щ_И_Т_А #Родина #Американская_история_ужасов #Подпольная_империя #Сонная_лощина #Черный_список