Кино и сериалы
Ullysses Ullysses

Возвращаясь в «Матрицу»: как философский боевик открывал новое тысячелетие и какое наследие оставил

К выходу четвёртой части культовой франшизы мы вновь убеждаемся, что «Матрица» повсюду: в кино, философии, видеоиграх и моде.

Не просто фильм, а иллюстрация к философским учебникам, не только боевик, но и эпохальный феномен – более 20 лет «Матрицу» считают поворотным событием конца 90-х – фильмом, с которым человечество шагнуло в новое тысячелетие. Стиль гонконгских лент о боевых искусствах, эстетика японского киберпанка и инновационный экшен – «Матрица» миксовала всё, попутно задаваясь философскими вопросами о природе реальности.

Запутанный, сложный и попросту дорогой – проект Вачовски несколько лет мучал боссов Warner Bros., рискнувших вложиться в сомнительный боевик. Но, как оказалось, не прогадавших. Выйдя на экраны, «Матрица» взбудоражила всех: от модельеров и футуристов до философов и теологов, посвятивших фильму обширные исследования и книги. А молодое поколение мгновенно признало историю о Нео «своим» фильмом – в нём отразились страхи перед неизвестным будущим и компьютеризацией.

К выходу фильма «Матрица: Воскрешение» TJ рассказывает, почему даже спустя 20 лет франшиза остаётся главным и по большому счёту последним высказыванием в научной фантастике.

От маляров к кинематографическим пророкам

Лана и Лилли Вачовски (Ларри и Энди до трансгендерного перехода) – уроженки Чикаго, с детства окружили себя кинематографом и массовой культурой. Написание радиоспектаклей, разработка театральных постановок и комиксов для Marvel – закоренелые гики порвали с колледжем и строительным бизнесом, посвятив себя развлекательной индустрии. Эпос Гомера, западная философия, а также «Космическая одиссея 2001» интересовали Вачовски куда больше, чем роспись чикагских зданий.

Вачовски на съёмках Фото American Cinematographer 

Прежде чем разработать «Матрицу», они применили таланты к серии комиксов Ectokid, создали сценарий каннибалистического хоррора «Плотоядный», а также написали «Убийц» – их впоследствии поставил Ричард Доннер. На бумаге «Матрица» появилась довольно рано – Вачовски завершили первый сценарий будущего боевика ещё в 1994 году.

Страсть к гонконгскому экшену, искусству кунг-фу и фантастическим мирам – Вачовски поместили любимые темы в обширный сценарий, в котором офисный работник отправлялся в новую, закрытую от него реальность. Выбрав красную таблетку при встрече с загадочным Морфеусом, субтильный парень становился Избранным и сражался с Матрицей.

Тогда же и произошло судьбоносное знакомство: Вачовски подписали контраст с Лоренцо ди Бонавентурой – руководителем Warner Bros., который купил сценарий будущей «Матрицы». Грандиозности замысла было не отнять: проект о виртуальной реальности изумлял продюсеров, но многим оказалось не под силу его понять. Сценарий выглядел сложным и непереводимым на язык голливудского кино.

Нашей главной целью в «Матрице» было создание интеллектуального боевика. Мы были полны решимости воплотить в фильме как можно больше идей и целенаправленно пытались вывести на экран изображения, которых люди никогда раньше не видели.

Лана Вачовски

Повседневный мир как симуляция, поддерживаемая разрушительными машинами – продюсер «Матрицы» Джоэл Сильвер требовал от авторов разъяснений и уточнений сложного концепта, где сосуществовали две реальности. Другой продюсер Лоуренс Маттис увидел в сценарии дословное воплощение философии Рене Декарта. Этот влиятельный мыслитель 18 века в «Размышлениях о первой философии» писал о недостоверности чувственных ощущений и проблемах понимания реальности.

В Warner Bros. осознавали потенциал боевика, но до последнего сомневались и не давали Вачовски зелёный свет. Технические трудности в воплощении замысла, риск потери денег, а также отсутствие режиссёрского опыта – студия пару лет откладывала проект, предложив будущим постановщикам своеобразный тест на профпригодность.

Чтобы вплотную заняться «Матрицей» на правах режиссёров, Вачовски пришлось поставить нуарный триллер «Связь». Так они убедили боссов – у амбициозных новичков достаточно сноровки для сложного проекта.

Художники Джефф Дэроу и Стив Скроус создали 600-страничную раскадровку, от которой режиссёры почти не отклонялись в процессе съёмок. Сами Вачовски запросили у студии 80 миллионов долларов – довольно приличную инвестицию в рискованный проект, чей бюджет даже по меркам 90-х выглядел внушительно.

Фотография со съёмок «Матрицы» на фоне хромакея Фото Esquire 

Пригласив Киану Ривза – любителя философии и по совместительству героя боевиков, Вачовски нашли своего спасителя – вчерашнего офисного работника и новоиспеченного мессию. Для Ривза «Матрица» оказалась не только переломной работой, но и определённым физическим испытанием. Незадолго до съёмок актёр перенёс операцию на шее, потому был вынужден тренироваться с фиксатором.

Мы знали, что от кого-то потребуется маниакальная приверженность и Киану был нашим маньяком.

Лана Вачовски

Травмы были обычным делом: как и Киану Ривз, Керри-Энн Мосс самостоятельно выполняла сложнейшие трюки с использованием тросов. Вывихнутая лодыжка Мосс, повреждённое запястье и сломанные рёбра Хьюго Уивинга – результат интенсивной подготовки, которой требовала «Матрица».

Именно боевые сцены придали аутентичности всей трилогии. Вачовски делали огромную ставку на эстетику гонконгских боевиков – в том числе криминальные фильмы Джона Ву. Мастер боевых искусств Юэнь Ву-Пин координировал сложнейшие боевые сцены, а актёры обучились кунг-фу за четыре месяца до начала съёмок.

Вачовски считали, что американское кино многое упускает, не уделяя внимание красочным боям – они предпочитают резкие монтажные склейки и не вовлекают на уровне сюжета. «Матрица» исправила это, сделав сцены поединков неотделимой частью повествования.

Кадр из фильма «Матрица»

Чад Стахелски – дублёр Киану Ривза, позднее поставивший «Джона Уика» – франшизы, созданной не без влияния «Матрицы», понимал, что принимает участие в чём-то особенном, когда снимался в перестрелке в холле.

«Матрица» изменила индустрию. Раньше сцены сражений были вторичными по сравнению с погонями на машинах, лошадях, вертолётах и моторных лодках. Она произвела революцию в этом. Сегодня боевики хотят, чтобы их главные эпизоды были связаны с боями.

Чад Стахелски

Философия на деньги Голливуда

Вачовски выбились из бюджета и сроков, но им удалось довести замысел до конца. Они создали высококлассный голливудский блокбастер, где полёты в воздухе и перестрелки идут бок о бок с философскими концепциями.

Впервые боевик с рейтингом R размышлял над вопросами, которые ставили такие философы, как Платон, Иммануил Кант, Рене Декарт и Карл Маркс. И все эти идеи передали с учётом мощных технологий кинопроизводства.

Кадр из фильма «Матрица»

Холодный мир будущего – ржавые пространства кораблей и руин, где роботы используют выживших людей в качестве топлива, и электронный мир симуляции – стерильная цифровая реальность, в которой Нео противостоит агенту Смиту – всё это возвращает к старому вопросу о выходе субъекта из плена иллюзий.

«Матрица» создала целую философскую карту – по ландшафту западноевропейской мысли оказалось возможным пройтись за два часа. Это и известная аллегория о пещере, придуманная античным философом Платоном – в ней узник находил выход из мира иллюзий, где люди созерцали реальность по теням на стенах. Это и Рене Декарт – рационалист, который изобрёл метод радикального сомнения и предложил мыслительный эксперимент: что если нас обманывает некий злой демон, пытаясь выдать за реальность то, что мы воспринимаем органами чувств?

Итак, я допускаю, что все видимое мною ложно; я предполагаю никогда не существовавшим всё, что являет мне обманчивая память; я полностью лишен чувств; мои тело, очертания, протяженность, движения и место – химеры. Но что же тогда остается истинным? Быть может, одно лишь то, что не существует ничего достоверного.

Рене Декарт

Это и идеи Иммануила Канта, согласно которым человеческое существо не может познать истинную реальность, так как ему доступен лишь мир феноменов – то, что обуславливает видение через своё собственное «я». И даже марксизм – есть соблазн полагать, что люди в «Матрице» воплощают класс, обслуживающий власть капитала, пусть и претворённый в образах жутких машин.

Сомнение в подлинности бытия, поиск духовных авторитетов (эту роль в трилогии выполняет то Морфеус, то прорицательница Пифия) и путь к пробуждению. Это и есть философская база «Матрицы», которая берёт начало в восточном учении «Упанишад» и заканчивается в текстах Артура Шопенгауэра и Жана Бодрийяра.

«Симулякры и симуляция» – своеобразный философский блокбастер Бодрийяра, написанный в 1981 году, оказался настольным чтивом на съёмках «Матрицы». Текст о мире, погрузившем своё социальное бытие в виртуальное пространство, не только помог Киану Ривзу тоньше прочувствовать роль, но и попал в кадр, став важным идейным указателем «Матрицы».

Кадр из фильма «Матрица»

По мнению Бодрийяра, стирание границ между симуляцией и реальностью не довели до совершенства, поэтому философ уклончиво ругал «Матрицу» за упрощение. Зрителям отчётливо дают понять где реальность, а где вымысел (неспроста Вачовски окрасили фильм в зелёный цвет, подчеркнув тем самым виртуальное пространство).

«Матрица» — это фильм о Матрице, который могла бы снять сама матрица.

Жан Бодрийяр

Тем не менее, «Матрица» оказалась главным фильмом начала нулевых. «Бегущим по лезвию» для поколения компьютеров и виртуальных сетей, поставившим старый-добрый вопрос о познании мира. Тот стал ещё более острым в эпоху развития мобильной связи и распространения интернета.

Незадолго до «Матрицы» выходили «Шоу Трумана» и «Экзистенция» – фильмы, поднимавшие ровно те же вопросы о границах подлинной и иллюзорной реальности. «Тёмный город» Алекса Проайса за год до «Матрицы» также предложил любопытное видение киберпанка, но был забыт на фоне боевика Вачовски – именно «Матрица» сделала философскую проблематику частью драматургии.

Вопрос познания неотрывен от основной сюжетной линии «Матрицы», где программист Томас Андерсон вступал на путь сопротивления системе – родительнице иллюзий, которая держит человечество в плену неведения и простых потребительских удовольствий. «Матрица» оказалась высокотехнологичным продуктом, устремлённым в будущее – страшное и непонятное как для героев, так и для зрителей на пороге нового тысячелетия.

Кадр из фильма «Матрица»

Нео совмещал в своей фигуре иудео-христианского Спасителя, пробуждённого от иллюзий бодхисаттву, а также классического супергероя из боевиков, который получал силу, власть и женщину. Универсализм Вачовски, продуманность культурных архетипов сделала «Матрицу» лакмусовой бумажкой – фильм оказался интересным и адаптивным для представителей всех религий и даже породил подобие собственной.

https://tjournal.ru/post/439611

В некоторых аспектах «Матрица» умышленно провоцирует зрителя на поиск символов. Это и название убежища для выживших Сион – град Божий, упомянутый в Библии. Это и имя Тринити, прямым образом сопоставимое со Святой Троицей. И ироничная переработка античной культуры – на кухне у Пифии, которая в Древней Греции считалась жрицей храма Аполлона, весит настенная максима «познай самого себя» – та же, что на храме в Дельфах.

До 1999 года мало кто представлял, что большое кино со звёздным кастом может заменить университетскую пару по философии. Немудрено, что именно «Матрица» стимулировала многих увлечься историей религий и утолить духовный голод.

«Матрица» — один из тех фильмов, которые функционируют в качестве теста Роршаха, запуская универсальный процесс узнавания.

Славой Жижек

Добро пожаловать в пустыню реальности

Оглушительный успех фильма, 465-миллионные сборы и шумные обсуждения – наравне со «Скрытой угрозой» Джорджа Лукаса, «Матрица» стала главным релизом 1999 года. Лента Вачовски появилась на свет в идеальное время: выйди фильм на несколько лет раньше, технологии не позволили бы воплотить все задумки авторов, а окажись на экранах позже – он мог бы затеряться в груде высокобюджетных боевиков.

Вопрос продолжения был риторическим – Warner Bros. запустила в производство сразу два фильма, выделив на каждый по 150 миллионов долларов. Но продолжениям «Матрицы» не удалось добиться однозначного отшения среди зрителей и критиков.

«Перезагрузку» и «Революцию» ругали за утомительный сценарий, перенасыщение экшеном и громоздкий финал: когда людей Сиона осаждают машины, «Матрица» перестаёт быть «Матрицей», превращаясь в обычный дорогостоящий боевик.

Кадр из фильма «Матрица: Перезагрузка»

Да и смещение акцентов в истории тоже восхитило далеко не всех. Вторая «Матрица» рассказывала не о познании, а о проблеме свободе воли – перед Нео стоял выбор между спасением людей Сиона и любимой Тринити. «Революция» и вовсе сосредоточилась на повстанческом пафосе – за борьбой в реальном мире наблюдать было не так увлекательно, как за приключениями Нео в Матрице, а агент Смит потерял зловещую энергетику, которую все помнили по первому фильму.

Новаторскую историю мелодраматизировали, ввели ярких, но необязательных персонажей (Меровинген, близнецы с дредлоками или Персефона в исполнении Моники Беллуччи), а библейский размах показался многим критикам излишним и высокопарным. Именно финальная серия довела религиозный пафос «Матрицы» до предела, показав искупительную любовь и жертву Нео.

Но в «Революции» нет ни первозданной новизны первого фильма, ни забавной изобретательности второго. Вы почти можете услышать, как он выдыхается.

Питер Брэдшоу

Пресса сошлась на том, что сиквелы не добавили ничего нового к изложенному в ленте 1999-ого года. Действие казалось всё беспорядочнее, а Вачовски, по ловкому замечанию критиков, будто бы сами запутались в шестичасовом лабиринте, который придумали.

Но у создателей имелся главный козырь в рукаве – сногсшибательные экшен-сцены, которые задали стиль всей трилогии. «Матрица» популяризировала замедленное действие во время перестрелок, кувырков и рукопашных схваток – камера облетала неподвижный объект, тщательно его фиксируя. Ход событий на экране напоминал логику сновидений и давал зрителю понять – мы находимся в сверхреальном пространстве.

Самые запоминающиеся сцены «Матрицы» связаны с летающими снарядами, боевой акробатикой и видами конструкций, которые сыпятся от выстрелов как труха.

Замедленное действие – так называемый bullet time, прославленный «Матрицей», впоследствии определил облик многих фильмов и видеоигр. Игровая механика Max Payne, Fallout 3, Stranglehold не обошлась без влияния сцен с высокоскоростной съёмкой, придуманных Вачовски и супервайзером Джоном Гаэтой.

https://tjournal.ru/post/439916

Тросы, краны, использование макетов (с их помощью, например, снята зрелищная сцена столкновения вертолёта и небоскрёба) – «Матрица» оказалась проектом на распутьемежду старыми-добрыми аналоговыми эффектами и компьютерными технологиями.

Бой с охраной Меровингена, поставленный под мрачные техно-ритмы, запоминающаяся погоня по автостраде с участием Тринити – продолжения «Матрицы», образуя пробелы в драматургии, не теряли хватку в высококлассном экшене. Даже эпическая война в «Революции», где люди на шагоходах противостоят машинам, выглядела монументально – как и подобает боевику с библейским финалом.

Кадр из фильма «Матрица: Перезагрузка»

Несмотря на противоречивую реакцию зрителей, трилогию засматривали до дыр. Не только в кинотеатрах, но и дома – спустя шесть месяцев после премьеры первой «Матрицы» лента вышла на домашнем видео, способствовав популяризации видеоформата. Warner Bros. и производители сделали основную ставку на картину Вачовски и нисколько не прогадали.

Боевик Вачовски стал первым фильмом, чьи копии DVD продали тиражом более миллиона. И это в годы, когда рынок видеоносителей находился ещё в зачаточном состоянии.

«Матрица» остаётся одним из самых важных релизов для домашнего видео всех времён. Трудно представить, что мы когда-нибудь снова увидим домашний релиз, сравнимый с ажиотажем вокруг этого боевика.

Киберготика: «Матрица» одевает новое поколение

Лаковые комбинезоны, чёрные плащи и узкие очки – ещё один опознавательный знак «Матрицы», изменившей не только технологию производства, но и моду. Любовь Вачовски к аниме – в том числе к «Акире» и «Призраку в доспехах», сформировала киберготический стиль «Матрицы». А следом – и образы героев, одетых в строгую одежду из шерстяной ткани и эластичного ПВХ.

Художница Ким Барретт стремилась разграничить виртуальную симуляцию и антиутопию 21 века. По этой причине в симуляции герои одеты в гладкую стилизованную одежду, которая выглядит как нефтяное пятно, а в реальности – в мешковатую и рваную униформу. Аутентичности Барретт удалось добиться, погрузив ткани в ванную с зелёным и синим красителем.

Кадр из фильма «Матрица»

Бюджет не позволял изощряться с костюмами, поэтому Барретт стремилась сделать одежду скорее узнаваемой и характерной, нежели дорогой. Костюмы агента Смита напоминали одежду секретной службы президента Кеннеди, плащ Нео – монашескую рясу, а блестящий костюм Тринити – экипировку мотоциклиста.

Супергерои в плащах, таинственные агенты и одновременно самураи – из этой эклектики образовался уникальный стилевой код фильма. Чёрные кожаные плащи вошли в дома моды, а также в повседневный обиход, продолжая быть актуальными и спустя 20 лет.

Я сшила пальто [для Киану Ривза] так, чтобы оно выглядело как нечто среднее между древней китайской мантией и церковной одеждой.

Ким Барретт

Барретт не подозревала, что её работа окажет столь сильное влияние на подиум, возродивший кожаные луки и тренчи вместе с узкими солнечными очками. Героини двух вампирских саг – «Обители зла» и «Другого мира» вряд ли сражались бы в латексных костюмах, не появись в нужный момент «Матрица».

Вечное возвращение в симуляцию

«Метрополис», романы Уильяма Гибсона, японский аниме-киберпанк, «Бегущий по лезвию» – цепочка влияний, в конечном итоге определившая визуальный строй «Матрицы». Но и трилогия Вачовски за 20 лет тоже изменила научную фантастику – она фактически придумала формат интеллектуального блокбастера, где вопросы о технологиях и методах познания реальности сопровождались крупномасштабным экшеном.

Дорогие фильмы-головоломки от Кристофера Нолана (в особенности «Начало»), «Теорема Зеро», «Превосходство», а также целый ряд стильных боевиков: «Эквилибриум», «Исходный код», «Суррогаты» – все эти ленты обращались к «Матрице» как источнику вдохновения.

Технология съёмки и монтаж боевых сцен в «Запрещённом приёме», «Убить Билла» (над ним, кстати, работал хореограф «Матрицы»), «Особо опасном», «Людях Икс», «Люси», «Kingsman» обязаны новому стандарту, заданному Вачовски.

Трилогия о «Джоне Уике», поставленная непосредственными создателями «Матрицы» – Чадом Стахелски и Киану Ривзом, во многом заимствует боевую хореографию и мрачную стилистику культового боевика. В последнее десятилетие массовая культура испытывает ностальгию по «Матрице», о продолжении которой говорят с момента окончания трилогии.

Жизнь вселенной «Матрицы» продолжалась и за пределами кинотрилогии. В 2003 году японцы выпустили «Аниматрицу» – сборник аниме, в котором рассказывалось о судьбе человеческой расы (там же и раскрывались предпосылки войны между людьми и машинами). Расширили вселенную и видеоигры, которые официально продолжили трилогию – многие помнят культовую в своё время Enter the Matrix и последовавшую за ней The Matrix: Path of Neo.

Игровая вселенная «Матрицы» продолжает развиваться – совсем недавно показали играбельную демо-версию новой The Matrix Awakens, в которой выделяют кинематографический стиль и реалистичную графику.

В «Революции» Пифия сказала, что мы однажды снова встретимся с Нео. Слова прорицательницы подтвердились – новая «Матрица», снятая Ланой Вачовски, ещё до съёмок получила звание амбициозного проекта, а от громких эпитетов о сценарии не удержался и Киану Ривз.

«Воскрешение» возвращает любимых персонажей и готовит грандиозную встречу между ними, однако сам фильм, по словам актёра Нила Патрика Харриса, поставлен в новом стиле, отличающемся от фирменной «Матрицы». Нео и Тринити, живущие в новой инкарнации Матрицы, не знают о подлинной реальности и даже не могут вспомнить друг друга.

Когда я, Лана, Киану и ещё несколько человек сели вместе, чтобы впервые прочитать сценарий, я подумала: «На что это будет похоже? Как она собирается это сделать?». Это то, чего я никогда не могла себе представить и я была действительно потрясена.

Кэрри-Энн Мосс

Героям снова предстоит отправиться в вниз по кроличьей норе и узнать правду о мире. Как это произойдёт – главный сюрприз, вокруг которого уже успели сформироваться необъятные теории фанатов. Мифы и предположения лишь обогащают новую ленту контекстом.

Возвращение в Матрицу спустя 18 лет – неожиданное явление и на такое решение Вачовски наверняка подтолкнуло что-то большее, чем попытка угнаться за былой славой франшизы.

«Матрица» – это Зал славы научной фантастики, создатель визуальной моды и пробный камень культуры, который остаётся значимым и сегодня.

Бен Линдберг
(function(d, ver) { let league = d.createElement('script'); let lottie = d.createElement('script'); let csp = d.currentScript.parentNode lottie.src = 'https://cdnjs.cloudflare.com/ajax/libs/bodymovin/5.8.1/lottie.min.js'; csp.appendChild(lottie) league.src = 'https://a1d3fec-a.akamaihd.net/LeagueOfAuthors/script.js?' + ver csp.appendChild(league) })(document, window.__specials_version);