Кино и сериалы
Дима Барченков

Коллективная терапия и мурашки — каким получился «Человек-паук: Нет пути домой». Рецензия без спойлеров

Marvel наконец-то помогает помириться всем фанатам и выдаёт пока что лучший фильм четвёртой фазы киновселенной.

Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой»

От редакции:
Если вы всё-таки боитесь испортить себе впечатления от просмотра, но хотите заранее подготовиться к походу в кинотеатр, можете почитать наш <a href="https://tjournal.ru/tv/479804-chelovek-pauk-net-puti-domoy-chto-vazhno-znat-pered-prosmotrom-filma-razbiraem-putanicu-v-kinovselennoy-marvel" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">материал-шпаргалку</a> о паучьих фильмах.

В российских кинотеатрах стартовал, будем честны, самый ожидаемый фильм 2021 года — «Человек-паук: Нет пути домой». В третьей части паучьей франшизы Питер Паркер, как и ранее его наставник Тони Старк, начинает мириться с известностью (в конце второго фильма тайна его личности стала известна всему миру). У парня ничего не выходит — и он идёт на поклон к Доктору Стрэнджу. А дальше случается мультивселенский коллапс и в сюжет проникают злодеи из фильмов со «старыми» Пауками.

Специально для TJ об этом без преувеличения грандиозном эпике рассказывает Дима Барченков, журналист, сценарист и поклонник вселенной Marvel. Это было непросто, но спойлеров в тексте не будет.

Фото Тома Холланда, нынешнего Человека-паука, в слезах после премьеры, возвращение культовых злодеев, тонна неподтверждённых сливов со съёмочной площадки, догадки о замазывании некоторых персонажей, фанатские теории (одна безумнее другой!) и, что особенно важно для компании, самые большие предпродажи в ковидную эпоху. Всё это сопровождало «Нет пути домой» ещё до мирового проката.

До выхода в кино паучий триквел претендовал на главный блокбастер 2021 года. И это с «Дюной» Дени Вильнёва, «Отрядом самоубийц» Джеймса Ганна и финалом крейговской Бондианы в соперниках. Оттого ему и сложнее понравиться – фильм спокойно мог стать жертвой синдрома завышенных ожиданий. Но этого не произошло. Секрет, пожалуй, в том, что «Нет пути домой» неожиданно оказался чуть ли не идеальный сеансом психотерапии, почти трёхчасовым актом примирения фанатов всего и вся.

Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой»

Последние годы оказались раскалывающими общество: политические убеждения, отношение к вакцинации, борьба стриминга и кинотеатров, авторского кино и супергероики. В инфополе наладить отношения между последними попытался один из главных современных «авторов» – Пол Томас Андерсон, – сказавший, что мол не надо спорить, ведь блокбастеры Marvel двигают индустрию вперёд ничуть не хуже картин его или, к примеру, скорсезевской руки.

Сама Marvel во времена раздрая тоже решила пойти путём мира, выдав свой самый человечный сюжет за долгое время. Причём на самой противоречивой почве: в фильме про «Человека-паука», где ни фанаты, ни Питер сам с собой всё ещё не смогли договориться.

Первый уровень терапии в «Нет пути домой» касается его героев. Буквально каждого из них что-то гложет. Хэппи, друг погибшего Тони Старка и наставник Питера, никак не наладит отношения с тетей Мэй. ЭмДжей и Нэду хочется одновременно помогать Паркеру и быть обычными ребятами. Стивен Стрэндж потерял звание верховного чародея, но нужно ли оно ему, да и как удержать «послетаносовский» мир в гармонии. Наконец, персонаж Холланда, мечущийся между ролями (недо)Мстителя и вузовского абитуриента, страшащийся остаться без любви и гонимый толпами фанатов и ненавистников.

Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой»

За два с половиной часа экранного времени сценаристы кладут их всех на лопатки – а иначе внутренний конфликт в большом кино не решишь. Его надо вынести в мир материальный. Наступающая ближе к концу самая комедийная сцена, например, лечит одних, а центральная и самая трагическая – ломает других. Простите уж за загадки. Обещали без спойлеров.

На лопатки, за расхожее выражение извините тоже, кладут и фанатов всех паучьих франшиз. Здесь вскрывается второй слой марвеловского сеанса. Блокбастеры киновселенной Marvel можно спокойно любить и ненавидеть, провожать взглядом холодно или не замечать – мы помним мантру про терпимость к кино подобного толка.

Но внутри фанатского сообщества вопрос отношения именно к Человеку-пауку всегда стоит довольно остро. Ты можешь быть поклонником трилогии Рэйми, влюблённым в милашку Эндрю Гарфилда и его нелепых противников, или по-зумерски «вкрашиться» в Тома Холланда. Но целовать всех подряд всё же вряд ли выйдет.

Тоби Магуйар и Эндрю Гарфилд

Сейчас будет крамольный тезис, но «Нет пути домой» берёт на себя роль и фанатского миротворца. Определённым образом (здесь низкий поклон, в первую очередь, всем легендарным камбэкам, среди которых особенно ярко зеленеет Уиллем Дефо) лента оказывается, наверное, лучшей с точки зрения любви к герою Стэна Ли и Стива Дитко из всех восьми (трилогия Рэйми, дилогия Уэбба и три серии из КВМ).

И даже не столько к самому Паучку, сколько к его наследию: ключевым сценам, персонажным фишкам и таким типичным фразочкам, как про «большую силу и большую ответственность». Фильм закрывает все фан-гештальты и прикладывает пластырь к ранам ранее недовольных тем, куда завёл всё дело демиург киновселенной Кевин Файги.

Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой»

Для Файги и его соратников, вершащих судьбу КВМ сегодня, «Нет пути домой» — тоже своего рода пластырь. Завершилась «Сага Бесконечности», мегаломанский прорыв в кинокомиксе, путь от «Железного человека» до «Мстителей: Финал». Нужно время, чтобы поставить продолжение, четвёртую фазу, на рельсы. Ни «Чёрная вдова», ни «Шан-Чи», ни «Вечные», скорее, осознанно тормозящие поезд, однозначную любовь и похвалу не встретили. Последних и вовсе пытались окрестить худшим из нынешних марвеловских.

И, вот, триквел «Человека-паука». С одной стороны, начало сказа о мультивселенных, которое технически, но не так масштабно состоялось в сериале «Локи», а с другой — реализация дерзкого эксперимента, о котором ни один зритель ни одного кинокомикса за всю историю жанра и помыслить не мог. Интригует же!

Кадр из фильма «Человек-паук: Нет пути домой»

А ещё фильм Джона Уоттса (довольно типичный для режиссёра, кстати) – это чертовски хорошо сделанный аттракцион. Он понимает, как пустить по телу мурашки, где заставить покричать, где – посмеяться, а где – повыть от удара глайдером куда-то в область сердца. Ведь эпики Marvel – это зачастую разговор про эмоции, про невероятный опыт.

«Нет пути домой» не только возвращает нас к тому самому заточенному на «своих» Marvel, но и запускает новый виток истории про дружелюбного соседа-паучка, для которого с приходом большой силы наступила и большая ответственность (то есть инициация наконец-то пройдена!) и который, кажется, теперь уж точно достоин возглавить пока ещё не собранных новых Мстителей.

(function(d, ver) { let league = d.createElement('script'); let lottie = d.createElement('script'); let csp = d.currentScript.parentNode lottie.src = 'https://cdnjs.cloudflare.com/ajax/libs/bodymovin/5.8.1/lottie.min.js'; csp.appendChild(lottie) league.src = 'https://a1d3fec-a.akamaihd.net/LeagueOfAuthors/script.js?' + ver csp.appendChild(league) })(document, window.__specials_version);

#кино #marvel #disney #sony #человекпаук #лигаавторов