Кино и сериалы
Ольга Щербинина

Долгожданные блокбастеры, изобретательные драмы и русский артхаус: 25 главных фильмов 2021 года по версии TJ

Любимые режиссёры, мультфильмы и находки на стримингах: субъективный список того, что запомнилось нам в уходящем году.

В 2021 году киноиндустрия постепенно начала восстанавливаться после короновирусного удара и хотя до возвращения к допандемийным показателям ещё далеко, открытие кинотеатров и несколько блокбастеров помогли улучшить положение. Согласно оценкам аналитической компании Comscore, общие кассовые сборы фильмов в прокате США за 2021 год составят 4,4 миллиарда долларов. Это на 91% больше по сравнению с предыдущим годом, который стал худшим для проката США почти за 40 лет. При этом по сравнению с 2019-м годом доход снизился примерно на 61%.

В России по состоянию на 27 декабря общие кассовые сборы за год составляют 40,1 миллиарда рублей, что на 75,8% больше показателя 2020-го. Не стоит забывать и про стриминги — они остаются достойным конкурентом кинотеатрам, в которые, к тому же не стремится возвращаться взрослая аудитория.

Мы выбрали 25 фильмов, которые нам больше всего запомнились в уходящем году. В топ попали три мультфильма, пара историй про супергероев, четыре картины с российскими корнями, а также драмы, комедии и трагикомедии на любой вкус. По традиции напоминаем, что это субъективный список, если фильм не попал в него, это не значит, что он плохой. Призываем дополнять топ в комментариях, а за лучший фильм — голосовать в конце материала.

Мы брали в расчёт только те фильмы, которые официально вышли в России в 2021 году, поэтому в списке есть «Девушка, подающая надежды» и «Минари», но нет, например, «Лакричной пиццы» Пола Томаса Андерсона и «Аллеи кошмаров» Гильермо дель Торо. Эти картины отечественный прокат в ждёт в январе 2022-го, поэтому если и кто-то захочет включить их в итоги, то лишь через год.

Для удобства можно воспользоваться оглавлением.

Последняя дуэль

The Last Duel

Российская премьера: 18 ноября

Цифровой релиз: 8 января 2022 года

Автор: Ольга Щербинина, редактор Лиги авторов

Пожалуй, мало кто будет оспаривать заслуги Ридли Скотта перед (кино)отечеством, но последние лет 10 выдались для заслуженного британца сложными — некоторые выходившие в это время фильмы жёстко критиковали, другие понравились лишь части аудитории. «Последняя дуэль» на этом фоне выделилась как минимум массовым признанием критиков и тех немногочисленных зрителей, которые посмотрели её в кино — фильм провалился в прокате, в чём сэр Ридли обвинил людей, «воспитанных на телефонах».

Тем не менее оторваться от телефона ради этого фильма стоит. В картине рассказывают историю жены французского рыцаря, открыто обвинившей бывшего соратника мужа в насилии — невиданное дело для 14 века. Разбирательство заканчивается судебным поединком, последней легитимной дуэлью страны, а от его исхода зависит и жизнь главной героини.

Фильм Скотта мог бы быть обычной исторической драмой, но он идёт дальше и рассказывает о ситуации с трёх точек зрения — от лица каждого из центральных персонажей. И наблюдать, как одни и те же сцены выглядят в представлении разных людей, понимать, как ненадёжно восприятие, — сплошное удовольствие. Этому способствуют прекрасные актёрские работы и даже цвета фильма. Великое возвращение великого режиссёра.

Человек-паук: Нет пути домой

Spider-Man: No Way Home

Российская премьера: 15 декабря

Цифровой релиз: 1 марта 2022 года

Автор: Роман Персианинов, заместитель главного редактора

Как фанат Паука с детства и большой ненавистник легальных спойлеров (те, что встречаются в трейлерах и описании к фильму), я ждал третью часть почти в полном неведении. Огородился от любых инфоповодов, связанных с героем, обучился искусству перепрыгивать глазами с текста всякий раз, когда он касается важных моментов картины. От тиктоков тоже пришлось отказаться перед премьерой (о ужас). Всё было не зря, ведь очень важный пункт просмотра этой части — неведение. Оно помогает удивляться, где нужно, и по-настоящему получать удовольствие от фильма, а не со скукой махать руками: «Предсказуемо», «Ожидаемо».

В рецензиях верно заметили — «Человек-паук: Нет пути домой» это собственная «Война бесконечности» самого популярного супергероя в мире. Здесь он наконец несёт реальную ответственность за детские ошибки, наивность и благородство. Доброта наказуема, говорит главный антагонист, и это чистая правда. Но только это не значит, что теперь за добро не нужно бороться и набивать шишки.

За три своих фильма и три дополнительных («Мстители» и «Капитан Америка») Том Холланд в роли Питера Паркера набил достаточно подростковых шишек и не раз показывал себя крайне наивным. Эта часть даёт понять, что в будущем скидок на юность не будет, и в истории героя начнётся новая, куда более сложная глава.

Прошлой ночью в Сохо

Last Night in Soho

Российская премьера: 25 ноября

Цифровой релиз: 16 ноября

Автор: Сергей Звезда, главный редактор

Заснуть и оказаться другим человеком, свободным от будничных проблем, да ещё и в любимой эпохе? Эдгар Райт — режиссёр «Скота Пилигрима» и «Малыша на Драйве» — выносит на большой экран личную мечту, но на самом мечту многих из нас. Но как только главная героиня и зритель полностью отдаются сказке и сну, Райт выдаёт полумюзикл, гротескный детектив и чрезвычайно трогательную драму. Когда я осознал, что все эти детали только помогают друг другу, «Прошлой ночью в Сохо» стало для меня одним из фильмов года.

Сепарация от родителей и взросление — это темы, которые в последние годы затрагиваются в кино всё чаще. Ничего удивительного: молодые люди по всему миру никогда ещё не переживали об этом так много и так сильно. «Прошлой ночью в Сохо» запрыгивает на этот несущийся поезд с историей Элли (Томасин Маккензи), которая обожает 1960-е и переезжает в Лондон, чтобы учиться на фэшн-дизайнера. По ночам она становится Сэнди (Аня Тейлор-Джой) — начинающей певицей из тех самых 60-х. И наяву, и во сне придётся бороться с реальностью. А она для Сэнди трагична, как и для бесчисленных талантливых женщин в шоу-бизнесе. Убийство токсичной мужественности, из-за которой во многом и страдают героини, не менее важно для «Сохо».

Ни сюжетные повороты, отдающие «Джеком Потрошителем», ни оммаж музыке из прошлого века, ни отражение эпохи через атмосферу, локации и наряды — ничего бы у Райта не получилось без особенных отношений с Лондоном. Эта любовь, признающая и переосмысляющая все самые неприятные и даже мерзкие моменты, очень чувствуется, поверьте. И сбивает в кинозале наповал.

Легенда о Зелёном рыцаре

The Green Knight

Российская премьера: 26 августа

Цифровой релиз: 10 сентября

Автор: Катя Устинова, SMM-редактор

Красивое, завораживающее и метафоричное кино по поэме средневекового автора. Около двух часов мы наблюдаем путешествие Сэра Гавейна к собственной смерти, обещанной ему таинственным Зелёным рыцарем. Периодически его сопровождают живые и неживые попутчики, которые помогают герою раскрыться с разных сторон. В глазах зрителя главный герой то прогрессирует, соответствуя званию благородного Сэра, то откатывается к испуганному юноше, племяннику короля, за которого всё всегда решали более влиятельные родственники.

Обычно средневековые фэнтези — это рыцарские турниры, прекрасные дамы и сражения, сражения, сражения. С людьми или монстрами — неважно. Здесь же мы словно познаём душу человека, дерзнувшего сразиться с неизведанным, и не ожидавшего серьёзных последствий. Кажется, ещё никогда в массовом кинематографе не уделяли столько времени душевным терзаниям средневекового героя. Причём, в лучших традициях своего времени, рефлексия проявляется только в пересечении с внешним миром. Никакого самоанализа в 14 веке.

Спасибо Дэвиду Лоури за такое личное путешествие в мир средневековых легенд.

Купе № 6

Российская премьера: 25 ноября

Цифровой релиз: 6 января 2022 года

Автор: Саша Кириллова, редактор лонгридов

Если кратко: очень холодное и неуютное кино — со сверкающей и тёплой надеждой в конце. Если длинно: «Купе № 6» все ждали с нетерпением: Каннский фестиваль, теперь уже выдвижение на «Оскар» (от Финляндии), финский режиссёр, Юра Борисов в главной роли… и ждать было чего: фильм красивый, выверенный, логичный — и это, наверно, даже минус, потому что подобная чёткая логичность немного бесит. Ты как будто с самого начала знаешь, чем закончится, кто хороший, а кто плохой.

Во время просмотра мне было некомфортно: я поняла, как не люблю поезда, как не люблю поезда зимой, как я понимаю главную героиню, которой неуютно с этим непонятным русским в этом промёрзлом вагоне. Но чем дальше, тем лучше: и человек привыкает, и всё, что вокруг к нему тоже приспосабливается. Концовка оставляет веру на лучшее в мире, но нужно решить: хотим ли мы в конце это лучшее или правильнее было бы остаться с нехорошим, но логичным?

Дюна

Dune

Российская премьера: 16 cентября

Цифровой релиз: 22 октября

Автор: Константин Мышкин, участник Лиги авторов

«Дюну» Дени Вильнёва – многострадальную экранизацию романа, о которой Голливуд ещё с 70-х шепчется как о проклятом произведении, безусловно, будут помнить долго. Одни как очевидный блокбастер года – с присущей ему зрелищностью и монументальностью, другие – как раздутую оперу, за три часа не шагнувшую дальше экспозиции, а третьи – как тотальное произведение, чей тягучий ритм напоминает то «Лоуренса Аравийского», то гомеровскую «Илиаду» с битвой за Трою, то европейские арт-фильмы.

Но будем честны: «Дюна» – до мозга костей визионерский опыт, продуманный всеми творческими департаментами: от перфекциониста Вильнёва до художников по костюмам. Бесперебойный темпоритм, который вводит в гипноз – не без помощи оркестровки Ханса Циммера, эклектика в антураже: арабская культура, смешанная с батальным пафосом античных мифов, а также восхитительная проработка форм и пространств. Вильнёв создал тотальное кино, фильм как масштабную военную стратагему, у которой свой хладнокровный план, не всегда соотносимый с зрительскими ожиданиями.

Девушка, подающая надежды

Promising Young Woman

Российская премьера: 21 января

Цифровой релиз: 19 февраля

Автор: Ольга Щербинина, редактор Лиги авторов

Это самый мощный фильм, который я видела за прошедший год — под обёрткой триллера про мстительницу прячется глубокая история женщины, которая не может смириться с несправедливостью, не хочет оставаться удобной и больше не умеет прощать.

По сюжету 30-летняя работница кофейни Кэсси, которая так и не стала врачом, живёт с родителями и занимается странной вещью: притворяется пьяной и ждёт, пока какой-нибудь мужчина решит заняться с ней сексом, не принимая отказа. В этот момент она сбрасывает личину жертвы и пугает потенциальных насильников до усрачки. Позже мы узнаем, почему она так поступает и почему не может жить «нормально».

«Девушка» ожидаемо вызвала море хейта и обвинений в мужененавистничестве, но это, конечно, ерунда. Фильм — острый как бритва и неудобный для многих взгляд на тему силы и слабости, смирения и бунта. Моментами он намеренно гипертрофированный, а идее взять на мужские роли актёров, которые обычно играют славных парней, я аплодирую стоя. «Девушка» вам либо очень понравится, либо вы сгорите до тла, но это и интересно.

Круэлла

Cruella

Российская премьера: 3 июня

Цифровой релиз: 20 августа

Автор: Артём Мазанов, редактор новостей

Фильм Крейга Гиллеспи рассказывает предысторию модельера Круэллы Де Виль (Эмма Стоун). По прошлым картинам она казалась жестокой женщиной, одержимой идеей сшить одежду из шкур щенков-далматинцев. Предполагалось, что новая работа ответит на вопрос, откуда в ней появилась такая жёсткость и ненависть. Но вместо этого вышла яркая визуальная история: восхитительные костюмы, драйвовый саундтрек и эстетика мировой столицы панк-рока.

Фильм не отвечает на главный вопрос — почему Круэлла хотела разобраться с далматинцами. Трудно поверить, что персонаж Эммы Стоун вообще может стать таким жестоким. Получился «Джокер», но сильно диснеевский: вместо серьёзной драмы показали сказку со счастливым концом. Что не так ж плохо!

Душа

Soul

Российская премьера: 21 января

Цифровой релиз: 1 апреля

Автор: Екатерина Кузнецова, редактор лонгридов

Я пришла в кино на «Душу» как раз в момент очередного экзистенциального кризиса, не зная, о чём мультфильм. Не скажу, что вышла из зала счастливым человеком, но «Душа» напомнила об очень важных вещах: радоваться надо не только крупным достижениям, но и ежедневным мелочам, суета и переживания не помогают, а только всё портят, и никогда не поздно начать то, чем хочешь заниматься. Простые истины, о которых мы забываем в жизненном потоке.

Мультфильм критиковали за дыры в сценарии, странных персонажей и за кучу всякой фигни, но я всё это не заметила — сконцентрировалась на посыле. Было много моментов, когда я прямо зависала в своих мыслях, обдумывая жизнь, но один понравился больше всего — когда главный герой оставил все переживания, сел на тротуар и наслаждался тишиной, солнцем и упавшим с дерева листочком. Обожаю такие моменты «замедления».

Быть Рикардо

Being the Ricardos

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 21 декабря на Amazon Prime Video

Автор: Сергей Звезда, главный редактор

Я очень люблю ситком «Я люблю Люси», который остался важным воспоминанием из детства. Звучит странно, понимаю! Сериал выходил в США больше полувека назад, в 1951-1957 годах, и довольно плохо сохранился. И в юморе, и в темах, и в прочих актёрских приёмах. Какой бы сильной ностальгия ни была, пересматривать его я рискну разве что в исследовательских целях. Но любовь есть любовь: спасибо российскому телевидению, часто крутившему это шоу в начале нулевых.

Хотя бы по этой причине я не мог пропустить «Быть Рикардо» об отношениях создателей «Я люблю Люси» — звёзд Люсиль Болл (она же в роли Люси) и Дези Арназа (Рикардо). Малоизвестная история о том, что «охота на ведьм» в рамках маккартизма рискует убить сериал, действительно не позволяет оторваться. Примерно полтора года мастерски ужаты до одной недели — в этот срок и подготовят важнейший эпизод, и фатально изменится судьба главных героев ситкома.

Так почему в названии фильма не Люси, а Рикардо? Режиссёр и сценарист Аарон Соркин (написавший «Социальную сеть», написавший и снявший «Суд над чикагской семёркой») не опечатался. Автор, всей душой любящий и знающий американское телевидение, препарирует сексизм, дискриминацию и двойные стандарты, а заодно отслеживает путь индустрии до нынешних дней. В какой-то момент Дези Арназа даже убеждают, что главный в шоу именно он (ведь «Я» в названии сериала означает его). Что, конечно, не так.

Люси — это любимая соседка десятков миллионов жителей США, которые следили за её судьбой. И у этой соседки есть своё, изрубленное опытом понимание дома — главной темы «Быть Рикардо». По-моему, ни один фильм в 2021 году не высказался об этом так сильно, как картина о событиях внутри искусственного съёмочного павильона.

Матрица: Воскрешение

Российская премьера: 16 декабря

Цифровой релиз: 22 декабря

Автор: Саша Кириллова, редактор лонгридов

Включая четвёртую «Матрицу» в список фильмов года, рискую обрушить на себя гнев людской, но я ничего не боюсь и заявляю — мне понравилось продолжение трилогии. Каковы причины такого? Я не ждала многого, я очень люблю идею «Матрицы», я смотрела фильм бесчисленное количество раз, поэтому Нео и Тринити мне как отец и мать, а залог хорошей картины (вообще-то) — это просто наличие Кэрри-Энн Мосс в кадре. Всё это было? Было.

Если серьёзно, то фильм балансирует на грани кринжа и гениальности. В одну секунду ты сидишь и думаешь: «ух как круто они переиграли этот момент», а потом в голове проносится паническое: «чёрт, чёрт, чёрт». По итогу ты выходишь из кинотеатра с чувством неловкости, но с улыбкой на лице и робко признаёшься самому себе (и твиттеру), что новая «Матрица» тебе «зашла».

Петровы в гриппе

Российская премьера: 9 сентября

Цифровой релиз: 22 октября

Автор: Максим Друковский, редактор

С каждым годом количество российских фильмов в подборке увеличивается, хотя остаётся ощущение, что достойных картин на родном языке не хватает — поэтому к ним всегда больше внимания. Одним из таких фильмов стал фильм Кирилла Серебренникова по книге «Петровы в гриппе и вокруг него» о простой русской семье. Вот только и семья, и фильм простые только на первый взгляд.

Я не знаком с первоисточником, а синопсис видел только мельком (так что не дошёл до предупреждений о безумии и сюрреализме), поэтому первые минут пять фильм почти успешно казался обычным: небольшой сумбур начала можно было объяснить нестандартной экспозицией, а сцену с расстрелом — сном или фантазией героя. Но чем дальше смотришь, тем больше понимаешь, что бред больного человека не только не прекращается, но накрывает всех вокруг, а в какой-то момент галлюцинировать начинает будто сам зритель.

Убивающая маньяков библиотекарша, воскресший труп рэпера Хаски, детская ёлка с временными петлями, русские гачи-автослесари и реинкарнации богов древнегреческой мифологии: разбираться во всех метафорах и смыслах вовсе не обязательно — получить удовольствие можно и от самих сюрреалистичных образов, впитывающих в себя эстетику родной страны последних лет сорока.

Райя и последний дракон

Raya and the Last Dragon

Российская премьера: 4 марта

Цифровой релиз: 7 мая

Автор: Катя Устинова, SMM-редактор

Красочная сказка о принцессе погибшего королевства, спасающей разобщённый мир. В этом ей должен помочь последний дракон, которого она разыскивает по всему континенту. Как водится, волшебство — это не панацея от всех бед и настоящая сила скрыта в нас самих. А ещё иногда легенды не так правдивы, как в это хочется верить. По описанию кажется, что это очередной «поучительный» мультфильм, от наивности которого хочется скрипеть зубами.

На самом деле «Райя и последний дракон» — удивительно атмосферное произведение с подробно прописанной сказочной вселенной. Персонажи, как и повороты сюжета, неоднозначны и порой искренне удивляют. Это хороший пример сказки нового времени. Хейтеры скажут, что решила «повесточка», но мир меняется, а вместе с ним — и сказки. Это совершенно нормальная закономерность. Особенно, когда история сделана добротно и с душой.

Минари

Minari

Российская премьера: 8 апреля

Цифровой релиз: 4 мая

Автор: Даша Лейзаренко, редактор раздела «Интернет»

Это нежная и тонкая история о том, как проблемы объединяют и без того разрушающуюся семью. «Минари» рассказывает о корейско-американской семье, которая переезжает на крошечную ферму в Арканзасе, чтобы построить бизнес. Дом полностью меняется, когда из Кореи приезжает хитрая и взбалмошная, но любящая своих внуков бабушка, которая объясняет, почему фильм так называется, а также выдаёт большую часть шуток.

Сначала «Минари» погружает нас в жизнь корейской семьи, пытающейся достичь американской мечты, а к концу мы настолько глубоко за них переживаем, что режиссёру не нужно ничего приукрашивать — персонажами легко восхищаться, а ещё легче их полюбить. Несмотря на нестабильность и все трудности новой жизни в американской глуши, герои «Минари» понимают — и показывают зрителю — что такое настоящий дом.

Режиссёр Ли Айзек Чун снял картину на основе детских воспоминаний — и ему удалось превратить историю своей жизни в нечто тёплое и универсальное. Меланхоличный «кусочек жизни» с медленным повествованием и красивым саундтреком идеально походит для моментов, когда хочется испытать немного светлой грусти.

Отряд самоубийц: Миссия навылет

The Suicide Squad

Российская премьера: 5 августа

Цифровой релиз: 2 сентября

Автор: Ольга Щербинина, редактор Лиги авторов

Джеймс Ганн стал известен массовому зрителю «Стражами Галактики», но до этого у него было несколько фильмов поменьше. В мягкой перезагрузке «Отряда самоубийц», которую можно смотреть без первой части, он возвращается к своим истокам, имея в кармане большую пачку денег, в касте — звёзд первой величины, а за спиной — большую студию, которая разрешила ему творить, что хочет. И он творит.

Это в хорошем смысле отбитый боевик, политый кровью и присыпанный матом, который оправдывает рейтинг R на 100%. Но во главе угла здесь, конечно, персонажи. В толпе разномастных злодеев и антигероев (порой с нелепыми суперспособностями), которых отправляют на убийственную миссию, зритель просто обязан найти тех, кому будет сопереживать. И таких тут много — кого-то тронет история отца, который не может нормально проявить чувства к дочери, или дочери, скучающей по отцу, или мужчины, травмированным матерью. Да, тема семьи для Ганна важна и проявляется почти во всех работах.

А самое главное в «Отряде» — простая, но важная мысль, что даже самый незначительный человек может стать героем. Для меня комбинация всех этих факторов сделала фильм главной супергероикой 2021 года.

CODA: ребёнок глухих родителей

CODA

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 29 января на Apple TV+

Автор: Сергей Звезда, главный редактор

Coda, что расшифровывается как Child of deaf adult(s) или «ребёнок глухих родителей», — явление, которое встречается нередко. Но известно остальному миру мало. Это как раз те люди, которым вроде бы проще своих близких быть полноценной частью общества. Но они вынуждены оставаться наедине со своими проблемами и посвящать жизнь семье с особенностями.

Руби — это такой человек. Ей 17, она живёт в небольшом американском городке с глухой семьёй и уже на самом деле стала родителем для них. Как ребёнку справиться с этой ношей? Надо ли справляться? А как в этом возрасте, максимально амбициозном, быть с собственными мечтами? Финальная песня в двух радикально разных и до смерти трогательных исполнениях (для зрителя) поставит всё на свои места.

Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»

The French Dispatch

Российская премьера: 18 ноября

Цифровой релиз: 7 января 2022 года

Автор: Артём Мазанов, редактор новостей

В творчество Уэса Андерсона я влюбился после «Академии Рашмор», а «Королевство полной луны» лишь усилило эти чувства. Все его картины можно узнать по отличительной постановке кадра, подбору актёров, цветокоррекции и сюжету. Любая вещь в кадре Андерсона не случайна, она стоит именно там, где должна стоять.

В 2021 году режиссер выпустил самый андерсоновский фильм, который получится даже слишком идеальным, с актёрами первой величины: Оуэном Уилсоном, Биллом Мюрреем, Тимоти Шаламе, Джеффри Райтом, Тильдой Суинтон, Фрэнсис МакДорманд, Эдрианом Броуди и Бенисио Дель Торо.

«Французский вестник» — альманах из зарисовок, стилизованных под жизнь газеты во французском городке, и признание режиссёра в любви еженедельнику The New Yorker. Каждая часть это практически отдельный короткометражный фильм: история заключенного, осужденного за двойное убийство, студенческие беспорядки и расследование похищения сына полицейского инспектора. В этой работе Андерсон достиг пика перфекционизма, рекомендую посмотреть всем поклонникам режиссёра и тем, кто любит эстетское кино.

Тик-так, бум!

tick, tic… BOOM!

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 19 ноября на Netflix

Автор: Саша Кириллова, редактор лонгридов

«Тик-так… БУМ!» стал для меня личным фильмом года, хотя я не люблю мюзиклы и ничего не знала про оригинальный мюзикл и его создателя до просмотра адаптации. В один вечер я просто открыла Netflix, выбрала кино наугад… и пропала на два часа (простите за такие банальности) за просмотром истории пока ещё неудачливого и неизвестного композитора Джонатана Ларсона.

У «Тик-так… БУМ!» масса очевидных достоинств: прекрасный каст (Эндрю Гарфилд!), красивая картинка (одна квартира Ларсона чего стоит — она потрясающе уютная, хоть и с протекающим потолком) и отличная музыка (тут и пояснять нечего). Но самое главное — субъективное ощущение комфорта, которое дарят сюжет и тексты песен. В фильме рассказывается о неделе предшествующей 30-летию Ларсона: он не слишком удачлив, но талантлив, а его судьба, пускай и трагичная, помогает верить в лучшее. Я смотрела кино за неделю до своего 29-летия — и оно просто поразительно в меня попало (кажется, разгадка как раз в этом предложении).

«Они поют: „С днём рождения!“, а ты просто хочешь лечь и заплакать. Не просто очередной день рождения, это 30/90».

Власть пса

The Power of the Dog

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 1 декабря на Netflix

Автор: Ольга Щербинина, редактор Лиги авторов

Совершенно неожиданно Netflix подкинул мне один из самых полюбившихся фильмов года. Интересно было ещё на стадии анонса — Джейн Кэмпион не снимала полнометражные фильмы больше десяти лет, с самого начала к касту был прикреплён Бенедикт Камбербэтч, который предстаёт тут в нетипичном для себя образе владельца ранчо/ковбоя.

Персонаж британского актёра — ключевой в фильме. Его Фил — невероятно талантливый и образованный богач, который живёт преувеличенно просто: одевается в комбинезон, не моется, дружит с работниками ранчо и постоянно предаётся воспоминаниям. Младший брат Джордж (Джесси Племмонс) отличается от него во всём: он добрый и простодушный, образование так и не получил, а простые ковбои чувствуют себя в его компании неловко. До поры до времени сосуществование братьев было мирным, но тут Джордж тайно женился на вдове с сыном.

Оставшаяся часть фильма — нарастание конфликта, медленное и неотвратимое, которое в итоге изменит жизни всех героев. Во «Власти пса» мало диалогов, это фильм нужно смотреть внимательно — важны каждый взгляд, жест, движение. Важна и природа. Не буду спойлерить, но в итоге картина оказывается не только прекрасной работой всех причастных, но и важным исследованием того, как одни люди душат сами себя, и как другие готовы бороться за самое дорогое.

Энканто

Encanto

Российская премьера: 25 ноября

Цифровая премьера: 24 декабря

Автор: Сергей Звезда, главный редактор

«Энканто» выглядит как изумительное закрепление успеха «Тайны Коко» — тоже Южная Америка, тоже репрезентация местных традиций, тоже новый взгляд на локальные проблемы (которые на самом деле понятны всему миру). Но вместе с этим это и прямой последователь «Холодного сердца» и «Храброй сердцем» — принцессы уже отказались от принцев, а теперь ещё и повзрослеют, переосмыслив отношения со старшими членами семьи.

«Энканто» — это к тому же долгожданное уничтожение мёртвых артехипов, за которые в кино и мультфильмах уже откровенно стыдно. К примеру, вся личность персонажа не может строиться на том, что первая — сильная, а вторая — красивая. «Дисней» слишком долго стеснялся играть с классическими образами и, возможно, потерял слишком много времени. В том числе поэтому на «Энканто» не обращают столько внимания, столько он заслуживает.

Всё бы это было бессмысленным, если бы не было таким весёлым, ярким и талантливым: «диснеевские» песни (что на русском, что на английском) впервые за долгое время хочется добавить в плейлист, а зумеры вполне себе искусно побеждают бумеров, несмотря на весь консерватизм общества.

Холодный расчёт

The Card Counter

Российская премьера: 23 cентября

Цифровой релиз: 7 октября

Автор: Константин Мышкин, участник Лиги авторов

Пол Шредер – живой классик Нового Голливуда, которому мы обязаны «Таксистом» и «Бешеным быком» (он написал к ним сценарии), снова продемонстрировал свою твёрдую хватку. Если «Первая реформатская церковь» – предыдущий шедевр Шредера, рассказывал об этических дилеммах пастора, который радикально брался за преображение окружающей среды, то «Холодный расчёт» – о самоконтроле и внутреннем аде бывшего военного.

Это действительно «Таксист» 21 века. Методичное нагнетание напряжения, пространственное ощущение аберрации и психического давления – всё это умело создаёт Шредер, используя статичные кадры и эмбиентные звуки – мы понимаем, что фильм вот-вот рванёт. Но главная причина торжества – Оскар Айзек, чей ледяной взгляд и подчёркнутое немногословие делают «Холодный расчёт» зрелищем неуютным и в высшей степени травматичным.

Это действительно фильм сродни аудиовизуальному гипнозу – мы медленно плывём вместе с героями и трансцендентальной поэтикой Шредера, который создаёт такую текстуру времени и пространства, что на втором часу тебя буквально уносит в транс.

Никто

Nobody

Российская премьера: 18 марта

Цифровой релиз: 10 июня

Автор: Дамир Камалетдинов, специалист по Илье Найшуллеру

«Никто» не мог избежать сравнений с «Джоном Уиком» — над обеими картинами работал один сценарист и продюсеры. На этом параллели не заканчиваются: у фильмов похожая завязка, главный герой и ключевые сюжетные повороты. Но это только на первый взгляд. Разница видна уже с первых минут — у «Никто» нет медленной экспозиции, а вступительная сцена сразу настраивает на то, что это вовсе не мрачный боевик про жаждущего мести киллера.

Сценарий картины получился очень выверенным и снятым с вниманием к деталям. Все события укладываются в единую цепочку и вытекают одно из другого, а ружья, буквальные и метафорические, выстреливают в нужный момент. Фильм постоянно обманывает ожидания — и это один из его главных плюсов.

Пожалуй, сильнее всего это связано с актёром Бобом Оденкёрком, который сыграл, по сути, двух совсем разных людей. Как и многие боевики, «Никто» наполнен штампами и клише, но совсем не теми, которых ожидаешь от этого фильма. Ещё одно достоинство — «Никто» держится на очень тонкой грани между комедией, боевиком, безумием и чем-то серьёзным. Авторы умудряются на протяжении всего фильма сохранить этот хрупкий баланс, перетекая из одного жанра в другой.

Я понимаю, почему некоторым фильм может не понравиться. Это редкое явление в жанре — авторский боевик. Картина ближе к «Кровавому четвергу» или «11:14», чем к «Джону Уику», где всё нарочито серьёзное. Фильм не перестаёт удивлять до самого конца какими-то находками, а к финалу вообще превращается в смесь бадди-муви и «Одного дома», если бы тот был с рейтингом 18+.

Земля кочевников

Nomadland

Российская премьера: 11 марта

Цифровой релиз: 23 апреля

Автор: Артём Мазанов, редактор новостей

Фильм Хлои Чжао безоговорочно победил в моём личном рейтинге за 2021 год. Это картина о людях, которые потеряли свой дом и пытаются найти себя. Меланхоличное роад-муви показывает Америку с непривычной стороны — через интервью с кочевниками. Некоторые из них нашли философию, другие только пытаются смириться с тем, что уже не смогут вернуться к прежней жизни.

«Земля кочевников», которая взяла все основные награды (Венецианский кинофестиваль, «Золотой глобус» и «Оскар»), доводит до зрителя довольно простую мысль — можно жить счастливо при любых обстоятельствах. Это показано на примере Ферн (Фрэнсис МакДорманд): женщина потеряла всё, но вместе с фургоном «Авангард» переживает утрату и находит новую себя. Хлоя Чжао очень хорошо сумела передать чувство восхищения внутренней свободой кочевников.

Не смотрите наверх

Don’t Look Up

Российская премьера: фильм вышел одновременно во всём мире 24 декабря на Netflix

Автор: Сергей Звезда, главный редактор

Леонардо Дикаприо, Дженнифер Лоуренс, Мэрил Стрип, Джона Хилл, Тимоти Шаламе и ещё множество звёзд вместе на экране. И даже есть сюжет! Нужен ли вам мой отзыв, чтобы решиться на просмотр? Сомневаюсь.

В истории о двух учёных, которые узнают о неизбежной гибели планеты от кометы, многих раздражают чересчур жирные мазки авторов. Мол, ну если взялись за сатиру, то можно, пожалуйста, не высказывать всё в лоб? Но именно так этот жанр работает лучше всего, возьмите хоть фильмы и сериалы комика Рики Джервейса. Адам Маккей сразу понял: с таким бюджетом и актёрским составом лучше всеми возможными средствами донести главную мысль, а уж фото и видео ради экономии купим в интернет-стоках и у телеканалов.

Мне кажется, всё получилось. Это и смешно, и находчиво, и кристально ясно. Но почему «Не смотрите наверх» в списке фильмов года? Потому что с набором всех этих инструментов куда проще было бы снять проходное и быстро забывающееся полотно, а получился главный фильм-предупреждение 2021 года. Человечество, конечно, за голову не возьмётся, но через какое-то время можно будет сказать: «А нам говорили».

Разжимая кулаки

Российская премьера: 25 сентября

Цифровой релиз: 30 октября

Автор: Ольга Щербинина, редактор Лиги авторов

Крошечный город, тесный магазинчик, узкая кровать, удушающие объятия младшего брата, строгий взгляд и цепенеющие руки отца — так живёт главная героиня этого фильма Ада. Её мечта — уехать, чтобы «стать целой». Помочь ей может только другой брат, покинувший дом раньше.

Читая синопсис, можно подумать, что это будет жуткая история с понятным «злодеем» — консервативным кавказским отцом. Отец консервативный, история жуткая. Но акценты в ней расставлены иначе. Члены семьи сплелись в единый организм. Они любят друг друга, но детям (старшим, младший пока беззаботный ребёнок) нужна своя жизнь. Отец, наверное, понимает это, но ему тяжело отпустить их. И не только из-за взглядов на жизнь, но и из-за трагедии, постигшей семью. О ней мы узнаём походя, почти в самом конце, её не выпячивают, потому что причин подобного поведения может быть много.

Это скромный российский фильм, снятый на осетинском языке — я отдаю себе отчёт в том, что его вряд ли захочется смотреть вечером трудного дня. Но если всё же удастся, вы получите щемящее, удушающее, неуютно телесное и очень настоящее кино от молодой талантливой постановщицы. Которое, кстати, уже оценили и за пределами России.

Выбор пользователей TJ

Блок quiz недоступен

#итоги2021 #tjсмотрит #кино