Кино и сериалы
Даша Лейзаренко

Все плачут, а Гермиона влюбилась в Драко: о чём рассказали в спецэпизоде «Гарри Поттера»

За десять лет киновселенная «Гарри Поттера» не раз менялась — 30-летние актёры вспоминают, как это было.

1 января на «Амедиатеке» и «Кинопоиске» вышел специальный эпизод «Гарри Поттер 20 лет спустя: возвращение в Хогвартс», посвящённый 20-летнему юбилею «Философского камня». Актёры и режиссёры франшизы рассказали о процессе съёмок и поделились забавными историями в оригинальных декорациях замка.

Джоан Роулинг в эпизоде не появилась после обвинений в трансфобии — авторы показали только архивные интервью с писательницей 2019 года. Ещё перед выходом выпуска в соцсетях требовали пригласить Роулинг в спецэпизод, либо «перестать зарабатывать на ней». В конце 2021 года издание Entertainment Weekly со ссылкой на источники сообщило, что авторы спецэпизода предлагали Роулинг поучаствовать, но писательница отказалась.

TJ посмотрел спецэпизод и пересказал интересные моменты.

Осторожно:
В тексте содержатся спойлеры всего эпизода.

«Мальчик, который выжил»

Весь спецэпизод кинематографичен. В начале актёры, которые играли учеников Хогвартса, получают письма из Школы чародейства и волшебства, садятся в поезд и встречаются с остальными актёрами в большом зале, общей комнате Гриффиндора и других декорациях, выстроенных для фильмов на студии Leavesden в Лондоне.

«Возвращение в Хогвартс» поделено на четыре части. В первой рассказывается о производстве первых двух фильмов — «Философский камень» и «Тайная комната». В сегменте этих частей режиссёр Крис Коламбус общается с Дэниелом Реддклиффом в декорациях кабинета Альбуса Дамблдора.

Крис Коламбус обнимается с Дэниелом Редклиффом

Коламбус рассказал, как он стал режиссёром первых двух частей: «Моя дочка Элеанор уговорила меня прочитать книги — с четвёртого раза. Когда вышел „Узник Азкабана“, я сказал: „Уговорила, прочитаю“. Я прочёл, и сразу увидел кино, каким оно будет. Такого со мной больше не было». После этого режиссёр встретился с Джоан Роулинг — та согласилась с его видением фильмов.

Актёры, игравшие учеников Хогвартса, тоже поделились тем, как познакомились со вселенной Гарри Поттера — многим читали эти книги ещё в детстве. «Я восхищаюсь Джоан Роулинг за то, что миллионы из тех, кто на книги даже не смотрел, стали читать запоем. В этом и заключается сила автора и текста», — отметил Робби Колтрейн, исполнитель роли Хагрида.

Когда вышла первая книга, мне было 8 лет. На неё запала вся моя семья. Папа читал её нам на разные голоса. И мы с братом зафанатели. Мы всё время просили его читать дальше. Он прочтёт главу, а мы опять — ещё, ещё, пожалуйста, ну ещё одну, папа, ещё.

Эмма Уотсон

Процесс кастинга Коламбус назвал «безумием». «Я пошёл на самое первое прослушивание, и там были сотни, если не тысячи ребят. А мы были единственными близнецами, которые оделись по-разному. Поэтому тут же рванули в магазин за одинаковыми футболками. Надели и помчались», — отметил Оливер Фелпс, исполнитель роли Джорджа Уизли.

Оливер и Джеймс Фелпс

«Нас завели в одну комнату и сделали вид, что ушли. Но разумеется остался один джентельмен, который держал над нами микрофон. Одна девочка спросила меня, „Что это“, а я ей: „Микрофон, балда. Нас снимают.“ Типа я такой опытный. Этой девочкой была Эмма», — рассказал Том Фелтон о первых днях съёмок.

Самой сложной задачей, по словам Коламбуса, было найти Гарри Поттера. «Как-то раз я смотрел „Дэвида Копперфильда“ от „Би-би-си“. И у меня как лампочка над головой вспыхнула: Вот он, Гарри Поттер, этого мальчишку мы так долго искали». Поначалу родители Рэддклифа отказывались из-за того, что изначально планировалось снять семь фильмов в Лос-Анджелесе, но директор по кастингу убедил отца актёра привести его на прослушивание.

Рэдклифф, Уотсон и Гринт на пробах

Рэдклифф отметил, что на съёмках первых фильмов им всё время было весело, потому что Коламбус и съёмочная группа поддерживали такую атмосферу. «Мы были детьми, нам хотелось валять дурака. Крис Коламбус создал для нас атмосферу как в парке развлечений», — рассказал Том Фелтон. «Думаю, они пожалели, что позволяли нам веселиться — это же отвлекало от работы», — считает Рэдклифф. По словам Коламбуса, часто в конце реплик дети начинали улыбаться: «Видимо, так радовались, что снимаются в „Гарри Поттере“».

Наверное, поэтому всё и сработало. Коламбус позволил нам быть детьми.

Том Фелтон

Кроме того, дети не понимали, что работают с известными британскими актёрами вроде Алана Рикмана или Мэгги Смит. «Мы были окружены лучшими актёрами Великобритании, но вообще не понимали, кто это. Я принимал Ричарда Харриса [исполнитель роли Альбуса Дамблдора, прим. TJ] за какого-то экскурсовода», — говорит Фелтон.

Отдельные сегменты выделили для актёров, сыгравших членов семьи Уизли и Малфой. «Уверен, что мне дали роль Люциуса, потому что я не хотел. Я пробовался на роль Златопуста Локонса. И Крис сказал: „Супер. Попробуем другую роль“. Мне дали роль Капитана Крюка в Питере Пене, а я не хотел играть двух злодеев сразу, но текст прочёл, скрепя зубами, страшно страдая. И, разумеется, это и было нужно. И меня попросили сыграть Люциуса. И Слава Богу», — вспоминает Джейсон Айзекс.

Джейсон Айзекс

Айзекс считал Фелтона «милахой». Фелтон же побаивался своего экранного отца: «Работать с Джейсоном — это восторг. Но, если честно, не всегда. Он моментально, за долю секунды, превращался в самого неприятного и мерзкого человека на земле. В кадре он злой отец, но после стопа подходил и обнимал, спрашивал: „Сильно ударил, да?“. Прямо Джекилл и Хайд какой-то».

Коламбус и Рэдклифф вспомнили самый смешной, по их мнению, эпизод со съёмок. Во второй части снимали огромную красную птицу-аниматроника, которая «играла» феникса Фоукса. Когда вошёл Ричард Харрис [Дамблдор], то посмотрел на феникса и сказал: «Надо же, до чего дошла дрессировка животных в наши дни». В глазах куклы была камера, и съёмочная команда видела, что Ричард на неё смотрит. Они решили «не рушить магию» — птица продолжила реагировать на реплики. Актёру так и не сказали, что птица была ненастоящей.

«Взросление»

Во второй части спецэпизода, «Взросление», говорится про следующие два фильма — «Узник Азкабана» и «Кубок Огня». В этом сегменте Редклифф общается с Гэри Олдманом, исполнителем роли Сириуса Блэка. По его словам, в фильме его привлекла именно режиссура Альфонсо Куарона.

Гэри Олдмен и Дэниел Рэдклифф

«„Узник Азкабана“ — это история взросления, момент перехода от детства к подростковому возрасту. В первых фильмах Гарри — всё ещё ребёнок. В этих фильмах больше оптимизма в плане общей тональности. Но когда ему исполняется 13, вокруг Гарри начинают сгущаться темные тучи. И это необходимо было отобразить стилистически», — отметил Куарон.

Отношения Рэдклиффа и Олдмана в реальности напоминали их экранных персонажей. «Дэн поначалу его боялся, но Гэри был очень открытый, сразу же принял его и включил в актёрский процесс. Смотреть на них было очень приятно. Они как будто отзеркаливаили отношения своих героев. Ведь для Гарри Сириус Блэк был своего рода кумиром, которого он считал недоступным и пугающим. Практически также, как и фильме, они поняли друг друга», — вспоминает Куарон.

Рэдклиффу особенно запомнилась сцена в визжащей хижине, в которой участвовали Гэри Олдмен, Алан Рикман, Дэвид Тьюлис и Тимоти Сполл: «Мы смотрели на это как на теннисную игру — вот это актёрища, вот так нужно играть. Мы видели вроде обычных людей, но при этом потрясающих актёров, которые, как и все, угорали между дублями и показывали, что процесс не обязан быть мучительным, но может быть напряжённым». По словам Куарона, он никогда не снимал сцены с таким актёрским составом.

Куарон обращался с троицей, как с подростками — он задал каждому задание написать сочинение про своего персонажа. Рэдклифф написал несколько абзацев, Уотсон «очень художественно» расписала 12 страниц, а Гринт не сдал ничего и заявил, что Рон именно так бы и поступил.

По словам продюсера Дэвида Хеймана, для четвёртой части они искали режиссёра-британца, который бы придал «театральности» — и нашли Майка Ньюэлла. Актёры отмечают, что в отличие от Коламбуса, Ньюэлл вёл с ними себя, как со взрослыми — поэтому съёмки были намного напряжённее, чем три предыдущих фильма.

В одной из сцен близнецы Уизли должны были драться, но, по мнению режиссёра, драка вышла слишком слабой: он остановил камеру и предложил подраться одному из них — Оливер Фелпс согласился. В итоге Ньюэлл сломал себе два ребра: «Я выставил себя полным идиотом, от чего окружающие почувствовали себя намного лучше».

Дэниэл Рэдклифф с Майком Ньюэллом

В «Кубке огня» впервые появились романтические темы: подростки начали влюбляться и неловко общаться друг с другом. «Для меня этот фильм гормональная буря. Именно этого от него и ждёшь. В четвёртом фильме появляется Шармбатон и Дурмстранг — целая толпа подростков, и всё они крайне хороши собой. Фильм буквально лопался от подростковых гормонов», — вспоминает Рэдклифф.

Эмма Уотсон призналась, что на съёмочной площадке влюбилась в Тома Фелтона: «Я каждый день приходила и смотрела вызывной лист. Он был под номером 7. Если его номер был в вызывном листе, это был лучший день в жизни. Он был на три года старше, так что для него я была типа младшей сестры». Она подчеркнула, что между ними «ничего никогда не было» — «Мы просто любим друг друга. Это всё, что я могу сказать».

В «Кубке огня» впервые появляется Лорд Волан-де-Морт в полностью физическом обличии. «Я взял на роль Рэйфа Файнса, потому что он один из сильнейших актёров своего поколения. И я знал, что в нём скрыта большая сила, затаённая, но великая сила характера», — подчеркнул Ньюэлл.

Рэйф Файнс

Режиссёр решил, что лучший способ показать, что Волан-де-Морт — реальное зло — это убрать ему нос. «Когда мне показали наброски его внешнего вида, такого я совсем не ожидал. Он не казался мне человеком, скорее, квинтэссенцией зла. Я знаю, что он был человеком, но стал змееподобным существом. И голос у него стал соответствующий, змеиный, шепчущий. Зловещий шёпот на одном лишь дыхании», — вспоминает Рейф Файнс.

На «Кубке огня» период взросления закончился. «Когда Седрик гибнет переходный период завершается. Детство остаётся позади. Теперь героям предстоят все тяготы взрослой жизни. И к этому их приводит смерть», — полагает Ньюэлл.

«Свет и тьма внутри»

Третья часть спецэпизода посвящена «Ордену Феникса» и «Принцу-полукровке», а большую его часть Рэдклифф общается с Хеленой Бонем Картер, исполнительницей роли Беллатрисы Лестрейндж.

Хелена Бонем Картер и Дэниел Редклифф

«Когда мне предложили роль, Джоан написала мне тайное послание — это может быть не сразу понятно, но она сделает нечто крайне значительное. Быть Беллатрисой весело, она сразу и ребёнок, и негодяйка, и законченная анархистка», — отмечает Бонем Картер. «И психопатка, и при этом кокетливая, что пугает ещё больше», — добавляет Рэдклифф.

По словам актёров, работать с Бонем Картер было нелегко. «Я пытался контролировать сцену, а она просто развлекалась от души. Ей можно было делать абсолютно всё: хохотать, прыгать, импровизировать с текстом, сдерживать её было совершенно бесполезно. Я всё время хотел сказать „Заткнись“», — вспоминает Айзекс.

Хелена Бонем Картер: «Я тебя убила, да?»

Гэри Олдмен: «Убила, да»

Хелена Бонем Картер: «Извини, так было нужно. Мы с тобой много колдовали, потому что ты был крутой волшебник, а я классная ведьма. Идеальный дуэт. Но в итоге всё вырезали. Было страшно обидно»

«Орден Феникса» и остальные последующие части снял Дэвид Йейтс. «Когда мы приступили к „Ордену Феникса“, в мир фильмов пришла политика. Нам нужен был режиссёр, который покажет это интересно и увлекательно. Дэвид Йейтс потрясающее работает и подталкивает актёров к большему», — объясняет выбор режиссёра продюсер Дэвид Хейман.

Как раз перед съёмками пятой части Эмма Уотсон едва не отказалась от участия во франшизе. «Люди успели забыть о том, что как ей было трудно. Дэн с Рупертом подружились. У меня тоже были свои друганы. А Эмма была не только младше всех, она была совсем одна», — вспоминает Том Фелтон.

Том Фелтон

«Я нашла запись в своём дневнике, в которой ясно видно, что мне бывало одиноко», — говорит Уотсон. Однако к этому моменту «Гарри Поттер» стал пользоваться мировым успехом: «На нас наконец-то обрушилась слава по-настоящему. Никто не уговаривал меня идти до конца, поклонники желали нам успеха, а мы друг друга всегда поддерживали. Это ли не счастье?».

В пятой части также впервые появилась чудаковатая Полумна Лавгуд, чью роль исполнила фанатка франшизы Эванна Линч. «Я писала Джоан Роулинг письма с 11 лет, благодарила её, говорила, что без „Гарри Поттера“ жизнь была бы безрадостной. К счастью для меня, она читала мои письма и отвечала на них. Я одна из немногих, с кем Джоан Роулинг переписывалась», — рассказала Линч. Когда объявили кастинг пятой части, Линч подумала, что это её шанс — несмотря на то, что у неё не было актёрского опыта.

«Он открыл тайный мир странных людей — чудиков, изгоев, тех, кто обладает странными способностями, но при этом очень сострадательных, глубоких и беззащитных. Эти фильмы разрешили таким людям принять себя, видеть свою чудаковатость на экране в качестве сверхспособности — это освобождает», — считает Линч.

Эванна Линч

В этом же сегменте авторы спецэпизода посвятили часть умершим актёрам — Алану Рикману (Северус Снейп), Ричарду Гриффитсу (Вернон Дурсль), Ричарду Харрису (Альбус Дамблдор), Джону Хёрту (мистер Олливандер) и Хелен Маккрори (Нарцисса Малфой).

«Ричард был прекрасен, едва ли не самый весёлый человек, которого я знал. 11-летний пацан в теле 70-летнего мужчины. У него был блеск в глазах, поэтому он был идеальным Дамблдором», — отметил Коламбус.

Алан был моим близким другом, у нас была общая сцена, его последняя. Меня пугала его скрупулёзность, его мастерство вести диалог. Забавно, мы шли на встречных курсах — Снейп и Волан-де-морт — два актёра, метафорически фехтующие друг с другом. Алан в этом смысле был настоящий волшебник.

Рэйф Файнс

«То, за что стоит сражаться»

Последняя часть посвящена «Дарам смерти» — финалу франшизы. В этом сегменте актёры рассказывают о том, как за 10 лет съёмок стали настоящей семьёй, и как тяжело им было расставаться. «Степень доверия к друг другу, которая выросла за эти 10 лет, такова что если нужно сделать трюк, я точно знала, что вы меня поймаете», — сказала Уотсон в разговоре с Гринтом и Рэдклиффом.

«Эти фильмы ощущались совсем иначе. Мы много времени проводили вдали от Хогвартса, отсиживаясь в разных местах. Тональность фильма была мрачнее, совсем другое кино. Но это было свежо. Мы сыграли свои роли по-новому. Это была реальная возможность углубиться в своих героев», — считает Руперт Гринт.

Руперт Гринт 

Много времени в спецэпизоде уделили сцене поцелуя Рона и Гермионы. «Мне очень нравится их роман, и то, что он неторопливо созревает на протяжении всей истории. Их отношения так долго набирали силу. Зрители жаждали увидеть поцелуй этой парочки. В момент смертельной опасности они обращаются друг к другу и целуются. Мы ждали этого на протяжении семи фильмов. Я заранее поговорил с обоими, убедился, что нет никакого дискомфорта. Я их будто готовил к спортивному мероприятию», — вспоминал Йейтс.

Уотсон отметила, что они постоянно смеялись, поэтому ей пришлось взять инициативу на себя — актриса поняла, что «от Руперта этого не дождёшься». По словам Йейтса, актёр настолько этого не ожидал, что всё его «лицо вспыхнуло». Гринт же вспоминает сцену поцелуя словно «фильм ужасов». «Поцелуй с Рупертом — это самое сложное, что мне приходилось играть. Это казалось неправильным во всех смыслах. Дэн и Руперт были мне как братья, а я им как сестра», — говорит Уотсон.

Эмма Уотсон

Последние дни съёмок оказались морально тяжёлыми для всех — их актёры вспоминают со слезами на глазах. «Под конец я чувствовал себя странно. Когда мы заканчивали, грань между персонажем и мной самим как будто бы стёрлась. Я не понимал, где заканчивается он, и где начинаюсь я. Даже моё имя не ощущалось как моё. Я умел делать ровно одну вещь — играть Рона», – вспоминает Гринт.

Уотсон: «Увидев тебя сейчас, после стольких лет, я могу сказать, что ты фундаментальная часть моей жизни».

Гринт: «Ты росла у меня на глазах. Мы выросли вместе. Мы семья. Это навсегда, даже если мы не видимся. Это крепчайшая нерушимая связь, мы всегда будем частью жизни друг друга».

Актёрский состав также поделился мыслями о том, почему франшиза так важна для многих людей. «Такие истории окрыляют молодых людей — они думают: „О, это могу быть я“ в миг сомнения или во время ссоры с родителями», — считает Файнс.

«Чем хороши эти истории так это тем, что люди, которые в иных обстоятельствах чувствуют себя одинокими, понимают, что они не одни», — отмечает Бонем Картер. «Уникальность „Гарри Поттера“, помимо невероятного волшебного мира и героев созданных Джоан Ролуниг, ещё и в том, что мы можем видеть, как дети становятся взрослыми. Можем видеть это прямо в кино. Вряд ли мы видели такое раньше. И не факт, что подобное повторится», — предполагает Хейман.

Наследие, которое оставили эти фильмы, перейдёт от моих детей к их детям, так что через полвека их будут смотреть. Жаль, что меня уже не будет. Но Хагрид будет. Да.

Робби Колтрейн

Реакция соцсетей

Пользователи соцсетей, которые успели посмотреть выпуск, в основном положительно о нём отозвались — некоторые признались, что поплакали вместе с актёрам.

Некоторые возмутились, что Джоан Роулинг не пригласили принять участие в выпуске.

#кино #гаррипоттер