Кино и сериалы
TJ

Мнение: Финал «Игры престолов» нас точно не разочарует

Читатель поспорил с шеф-редактором TJ по поводу дальнейшей судьбы сериала по книгам Джорджа Мартина

Читатель TJ Алексей Харченко, режиссёр-продюсер по образованию, написал ответ на колонку шеф-редактора TJ Вадима Елистратова, полагающего, что финал «Игры престолов» нас всех неизбежно разочарует.

Внимание, материал содержит спойлеры.

Алексей Харченко

Ты веришь им до тех пор, пока они не начинают говорить о том, в чем ты разбираешься и искренне любишь.

Недавно на TJ вышла статья про пятый сезон «Игры престолов», от которой нагрелись стулья у многих ценителей саги. Сериал обвиняли в том, что он перестал удивлять, а смерти героев уже не так трогают зрителя, как раньше. Дескать, всё мчится в бездну, звёздный час позади, а финал так вообще обязательно разочарует.

Фразы убедительны, логика понятна, даже термины интересные используются. И вроде бы всё в порядке, кроме одного — к концу становится ясно, что колумнист слабо понимает предмет разговора. Это становится очевидно с того момента, когда речь в статье заходит о том «шокировании публики», которое сама «Игры престолов» переросла уже к четвёртому сезону, взяв курс на куда более интересные эффекты.

Боюсь, заголовок и «”Игра престолов” снова в топах» куда менее шокируют читателя TJ, чем «”Игра престолов” скатилась». Поэтому можно попытаться найти минусы, без которых не обходится ни одно великое дело, и раздуть их до размеров Балериона Чёрного Ужаса.

Сериал действительно перестал удивлять. Это так. Ведь из года в год мы получаем предсказуемо прекрасный сезон отличного сериала, равных которому нет. Звучит пафосно, но правда — за двадцать минут восьмой серии фанаты «Игры престолов» получили больше, чем фанаты «Ходячих мертвецов» за весь сезон.

Не буду сравнивать «Песнь Льда и Пламени» с рядовыми сериалами — это, скорее, монументальное произведение искусства, которому просто комфортнее существовать в формате семидесятичасового киномарафона. Разумеется, сага длиною в семь лет не может не поднадоесть — в противном случае стоило бы задуматься о своём развитии. Да, смерть персонажа стала своего рода разменной монетой, а жестокость — визитной карточкой. Как и женские ступни в фильмах Тарантино, вряд ли кто-то ждёт от просмотра именно их — но без этого никуда.

Чем хорош пятый сезон

По сети уже давно гуляет шутка про то, что бюджет «Игры престолов» растет пропорционально её драконам. В этом сезоне драконы уже довольно велики, плюются огнём, пожирают людей, и только рейтинги взлетают выше них. Сериал неустанно набирает обороты, армия поклонников растёт, хэштеги и сарафанное радио делают своё дело.

В этом году продюсеры перестали бояться утечек информации в сеть, даже наоборот — решили поиграть с этим явлением. Заведомо ложные концовки и скриншоты несуществующих сцен наполняли интернет за несколько дней до выхода серий, чем сбивали с толку даже самых внимательных зрителей. Если раньше актёров дрессировали не говорить ничего лишнего в интервью, то сегодня они уже обаятельно лгут о судьбе проекта со страниц и экранов.

Если ранее отличие книг от экранизации было детальным (не все знают, что по книге битва при Черноводной оставила Тириона без носа), то весь пятый сезон вышел под знаком чуть ли не абсолютной свободы сценаристов. Я говорю про полноценные сюжетные линии, альянсы персонажей, про целые сражения, на которые не было ни единого намёка в первоисточнике.

Пока одни читатели недовольно кривили лица, ругая создателей сериала за самодеятельность, истинные ценители получали целых две истории с участием любимых персонажей вместо одной.

Разумеется, мы дождались того, чего ждали с самого первого сезона — огромную армию белых ходоков в действии. Зима наконец-то наступила. Полёт на огромном драконе, который только что испепелил пару десятков врагов Королевы. Во время титров в очередной раз кажется, что «вот теперь-то начнётся самое интересное», но разве это не то самое ощущение, которое остаётся после абсолютно каждого окончания сезона?

Нельзя сказать, что сериал «Игра престолов» совершенен. Погрешности есть. Например, сериальная Санса даже близко не так прекрасна, как каноничная. Увы, дело не во вкусе, а в габаритах. В далёком первом сезоне Софи Тёрнер обещала вырасти в красавицу, но обманула ожидания, и вот уже её плечам позавидуют многие исполнители мужских ролей, а ужимки и попытки играть заставляют радоваться тому, какая тяжёлая судьба выпала на долю её персонажа. Мало кто знает, но в её первую брачную ночь Вонючка плачет, потому что ему жалко лорда Рамси.

К сожалению, бюджет имеет свои границы, что приводит к ампутациям довольно важных сцен. Например, битва под Винтерфеллом обещала окрасить очень много снега в красный, стать красочным и масштабным сражением. Вместо этого нам показывают лишь начало и финал, да и то схематично. Чувствуешь себя обманутым. Разумеется, к таким вещам нужно относиться с пониманием, но попробуй объяснить это неутолимому желанию видеть всё и сразу.

И ради справедливости следует согласиться с шеф-редактором TJ насчёт последней серии — она действительно скомкана и местами непоследовательна. Языки книги и телесериала всё же различны, и при попытке перевести с одного на другой потери неизбежны. Когда очень много действительно важных событий укладывают в 60 минут, зритель банально не успевает переключиться с эмоций одних персонажей на страдания других.

Каждый получает такую «Игру Престолов», какую заслуживает

Увы, Красная Свадьба — это не просто сцена, где «умертвили беременную девушку», Джона Сноу убивают не потому, что он остался без друзей (толстяк, одичалая с ребенком, старый мейстер — не думаю, что эти люди сдерживали чёрную братию раньше), а под армией мёртвых, которая неустанно пополняется, подразумеваются отнюдь не скелеты с мечами. Джордж Мартин очень любит вшивать красноречивые метафоры в линию повествования.

К сожалению, не все хотят читать между строк и открывать для себя тайные смыслы. Увы, куда проще окрестить непонятое «неинтересным». Финалом будут разочарованы, это точно, но лишь те, кто ждёт победы хороших над плохими, банальной мести, объятий главных героев и улыбающегося Муфасы с облаков. Развязка, конечно, будет куда тоньше и символичнее.

Каким же будет финал? Ужасным, счастливым, открытым? Уверен, что всем сразу.

Финал будет поучительным. Поучительным и пацифистским. Война Алой и Белой Роз, которой вдохновляется писатель, закончилась слиянием враждующих домов Ланкастеров и Йорков в великую династию Тюдоров. Побеждают не хорошие и не плохие. История учит тому, что побеждают свадьба и дружба. Союзы и мир сильнее любой из армий. Мы не делимся на дома, партии, нации, правых и виноватых — мы делимся лишь на живых и мёртвых. Живые — это мы, если что. И нет нужды пополнять армию противника.

Тех, кто получил искреннее удовольствие от просмотра, хочу поздравить с успешным завершением ещё одного сезона удивительного сериала, который уже стал великим. Зима наступила.

Теперь-то и начнётся самое интересное.

Алексей Харченко,
специально для TJ

#Колонка #сериалы #Игра_престолов #Game_of_thrones