Кино и сериалы
Вадим Елистратов

Сериал недели: «Мистер Робот»

Шеф-редактор TJ о «Мистере Роботе» — первом за долгое время адекватном шоу про хакеров

24 июня на американском кабельном канале USA стартовал сериал «Мистер Робот» (несколькими неделями раньше его выложили на сайте канала, чтобы подстегнуть интерес). Шоу с банальной на первый взгляд завязкой про хакеров, сражающихся с глобальной корпорацией, практически сразу получило от СМИ статус «современной классики», заработало крайне высокий пользовательский рейтинг на IMDB и было продлено на второй сезон ещё до выхода в эфир второй серии. Шеф-редактор TJ посмотрел первый эпизод новинки и присоединился к хору её обожателей.

Кабельный канал USA Network, принадлежащий NBC Universal, нечасто создаёт мировые сенсации. Его самые известные шоу вроде «Белого воротничка» (White Collar) едва ли можно назвать обязательными к просмотру: скорее приятным дополнением к портфолио заядлого сериаломана.

Однако «Мистер Робот» (Mr. Robot) — работа совершенно другого калибра. Такую у себя с радостью приютил бы даже HBO.

Начать разговор о качественном прорыве USA следует с неизбежного сравнения: минут через пятнадцать после начала зрителя словно током бъёт осознание «Да это же "Декстер" про хакеров!». После этого шоу начинает казаться знакомым и уютным.

Главный герой «Робота» — нью-йоркский социопат Эллиот Алдерсон, трудящийся в качестве специалиста по компьютерной безопасности в крупной охранной фирме. Как и Декстер, свою работу он не любит и использует в качестве прикрытия, чтобы выглядеть нормальным членом общества. Эллиот предпочитает сокращать общение с людьми до минимума, плохо понимая значение секса и отношений. Единственная его связь с человечеством — это подруга детства, которую он по привычке оберегает, и личный психолог.

Подобно Декстеру Эллиот общается со зрителем с помощью закадрового голоса, и базовое обаяние сериала строится на разнице между тем, что он говорит и тем, что на самом деле думает. Например, главный герой терпеть не может бойфренда своей единственной подруги, но не отпугивает его, потому что знает, что после него может прийти кто-то похуже. А в эпизодах с участием психолога по его внутренним монологам становится понятно, что Эллиот нужнее своему терапевту, чем терапевт ему: во время сеансов он думает над тем, как решить её проблемы, а не свои.

На одном из таких визитов Алдерсон (у себя в голове) произносит мощный манифест о том, что современное общество строит себе ложных кумиров (например, Стив Джобс, «пользовавшийся детским трудом»), погрязло в консьюмеризме и хочет только одного — забыться, отвлечься от реальности. У авторов «Робота» оказывается достаточно такта, чтобы дать Эллиоту понимание: построенная им картина мира банальна. Но банальна в той же мере, что и любая другая истина.

Понимая, что никогда не сможет изменить ситуацию, главный герой придерживается политики малых добрых дел. В свободное от работы время он пользуется своими хакерскими способностями, выступая в качестве этакого vigilante — народного мстителя, который находит какого-нибудь продавца детского порно и сдаёт его полиции. Эллиот мог бы заниматься шантажом и быстро разбогатеть, но ему не нужны деньги: он бежит от них как от огня, втайне наблюдая за тем, как растут долги по кредитам его знакомых.

Из неприязни Эллиота к консьюмеризму вырастает и основной сюжет сериала: он знакомится с таинственной хакерской группировкой во главе с неким Mr. Robot (его играет изрядно постаревший Кристиан Слейтер), которая поставила перед собой задачу взломать гигантскую корпорацию, тем самым перезагрузив глобальную финансовую систему и стерев долги всех людей.

Несмотря на такое нарочито комиксовое устройство мира, тема хакерства в сериале показана с уважением к предмету. Герои не просто так бросаются словами вроде «Tor», «Linux» и «Gnome»: сценаристы понимают, о чём говорят.

Даже сцена мощной DDoS-атаки в «Роботе» выглядит не как простой стук по клавиатуре с напряжённым лицом, а как ночной перелёт в дата-центр. Портал PCMag попросил посмотреть первую серию специалиста из антивирусной компании Avast, и тот похвалил шоу за реалистичность, так что оно не должно вызывать отвращения даже у близких к вопросу людей.

«Мистер Робот» — безусловно сериал не для всех, и объяснить, чем он так «торкает», довольно сложно. Возможно, это по-настоящему умные монологи главного героя, возможно приятный и спокойный голос актёра Рами Малика, который, судя по всему, нашёл главную роль в своей жизни, возможно, тягучая атмосфера с минималистичной электронной музыкой в стиле восьмидесятых, возможно, умение авторов увлекательно и правдоподобно рассказывать о людских судьбах с помощью их страничек на Фейсбуке и заказов на eBay.

Учитывая историю USA, «Мистер Робот» имеет все шансы стремительно сдуться, потерять своё кинематографическое качество режиссуры и превратиться в фарс, но пока что он служит живым доказательством того, что из приевшихся составляющих можно сделать нечто по-настоящему свежее, если подойти к вопросу с умом. Ещё пару недель назад все думали, что снять хороший сериал про хакеров — невыполнимая задача, а уже сегодня у зрителей есть как минимум такой один.

Я — заляпанная клавиатура Эллиота,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #сериалы #Декстер #Мистер_Робот #USA_Network #сериалы_про_хакеров #Рами_Малик #Кристиан_Слейтер