Кино и сериалы
Вадим Елистратов

Сериал недели: «Люди» (Humans)

Шеф-редактор TJ об американо-британском сериале «Люди» — неглупой фантастике о домашних роботах

28 июня (а в России — рано утром 29-го) на кабельном телеканале AMC («Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы») состоялась премьера американо-британского научно-фантастического сериала «Люди» (Humans), рассказывающего о мире, в котором человечество начало активно пользоваться услугами синтетиков — почти неотличимых от людей роботов.

Шеф-редактор TJ посмотрел первые два эпизода нового шоу и нашёл в нём неглупую научную фантастику, напоминающую о культовом «Чёрном зеркале» и книгах Айзека Азимова.

«Люди» — ремейк обласканного критиками и получившего несколько телевизионных наград шведского сериала Real Humans. Новая версия снята в совместном производстве двух каналов — американского AMC и британского Channel 4 («Утопия»), хотя участия AMC в нём совсем не чувствуется: шоу получилось до мозга костей британским.

Как и любая хорошая научная фантастика, «Люди» строятся на единственном допущении: в наше время при текущем развитии технологий человечество научилось создавать безупречных человекоподобных роботов-помощников. Одна такая машина сопоставима по цене с автомобилем, поэтому они распространены хоть и широко, но недостаточно для того, чтобы изменить мир до неузнаваемости.

При таких исходных данных зрителя знакомят с живущей неподалёку от Лондона большой семьёй Хоукинсов. Несмотря на то, что Хоукинсы договорились никогда не заводить синтетика, отец семейства Джо, уставший в одиночку ухаживать за тремя детьми, пока его жена Лора разъезжает по командировкам, решает приобрести Аниту — робота с неземной внешностью британско-китайской актрисы и модели Джеммы Чен (Gemma Chan).

После того, как Лора возвращается домой, начинается игра в кошки-мышки: женщина, испытывающая страх и неприязнь к синтетикам, ищет повод, чтобы вынудить мужа вернуть Аниту в магазин, тогда как сама Анита регулярно подпитывает страхи хозяйки своим странно человечным поведением: то построит обычную фразу так, что она начинает походить на угрозу, то вдруг выйдет ночью во двор и начнёт любоваться луной.

Параллельно зрителя знакомят ещё с несколькими персонажами — создателем синтетиков, чей устаревший домашний робот уже просится на свалку, но дорог, потому что хранит в своей голове воспоминания о покойной жене изобретателя, британским полицейским, травмированной супруге которого на время выписали синтетика, таинственным молодым человеком, который хочет положить конец «рабству» роботов, и мужчиной, который за ним и за его необычными синтетиками охотится.

Больше всего «Люди» напоминают расширенную серию культового британского сериала «Чёрное зеркало». Как и многим другим английским шоу, им обоим играючи удаётся показать богатый научно-фантастический мир малыми средствами. В отличие от американской телевизионной школы, где зрителя зачастую безуспешно пытаются убедить в реальности происходящего огромным количеством компьютерной графики и декораций, авторам «Людей» удаётся достигнуть необходимого эффекта одним лишь сюжетом.

На экране появляются обычные пейзажи Лондона и пригородов, обычные машины, обычные смартфоны и обычные телевизоры: всё, что в сериале выглядит фантастическим — это ярко-зелёные глаза синтетиков, в остальном почти ничем не отличающихся от людей.

Однако такая экономичность в выразительных средствах не только не мешает «Людям» стать глубоким исследованием темы роботов, но и, наоборот, способствует этому. Почти каждая первая сцена шоу, чьи создатели с порога отсылают к писателю Айзеку Азимову, обладает той самой азимовской глубиной.

За первые два эпизода авторам «Людей» удаётся поднять множество интересных вопросов. Например, что делать недалёким людям в мире, где профессии дворников, пожарников, охранников, проституток и вообще весь не требующий большого ума труд перешёл в руки роботов?

Как не самому красивому и талантливому мужу оставаться для своей жены мужиком, если домашний робот играючи носит её на руках, делает профессиональный массаж и наизусть знает каждый её каприз? Как поведёт себя подросток в период полового созревания, если у него дома появится робот с внешностью супермодели? Наконец, не превратится ли старость в рабство, если за пожилыми людьми начнут ухаживать машины, отказывающие им во всех капризах?

Впрочем, даже хорошо придуманная научная фантастика про роботов ничего бы не стоила, если бы авторам не удалось сделать правдоподобными людей. К счастью, с «человеческой» частью у сериала всё в порядке: благодаря маленьким умным сюжетным штрихам персонажи становятся объёмными с первых кадров. Картину дополняет и блестящий электронный саундтрек от композитора Кристобала Тапии де Веера, работавшего над «Утопией», американским ремейком которой сейчас занимается Дэвид Финчер.

Если смотреть на «Людей» в контексте, может возникнуть несколько «но». Например, фанаты шведского оригинала уже негодуют, отмечая, что ремейк потерял несколько ключевых персонажей и идёт в странном направлении. Во-вторых, «Люди» — далеко не первое исследование темы роботов в кино и на ТВ, и кому-то могут показаться не слишком оригинальными.

Но если смотреть на ремейк в отрыве от шведского Real Humans, никаких претензий к нему не возникает: авторы новой версии хоть и отказались от каких-то деталей, но сделали это без вреда для общей картины.

Что касается кажущейся заезженности темы искусственного интеллекта на экране, то это скорее иллюзия. Много ли сейчас на телевидении идёт по-настоящему умных сериалов на эту тему? Кажется, даже пальцев одной руки слишком много, чтобы их пересчитать.

Снятся ли созревающим подросткам электроженщины,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #сериалы #AMC #Channel_4 #Humans #Люди