Кино и сериалы
TJ

Десять незаслуженно обделённых вниманием хороших фильмов 2015 года

Автор: Иван Талачев

«Звёздные войны: Пробуждение силы» ведут себя в кинопрокате, как слон в посудной лавке, разнося конкурентов и обрушивая кассовые рекорды. Конкурирующие киностудии подготовились к маршу нового эпизода заранее — в ближайшие несколько недель, включая новогодние каникулы, громких кинотеатральных премьер, кроме несколько фаворитов грядущего «Оскара», не ожидается.

То, что от «Звёздных войн» ближайшее время будет никуда не деться, не означает что в этом году не было другого хорошего кино. Обозреватель TJ Иван Талачёв подготовил список из десяти отличных фильмов 2015 года, которые могли пройти мимо обычного зрителя, но при этом явно достойны внимания — по одной ленте на каждый день новогодних каникул.

«Наркотик» / «Dope»

Криминальная комедия про трёх темнокожих подростков, попавших сначала на взрослую вечеринку, а затем в неприятную историю с грузом запрещённых стимуляторов. Смелый и ироничный фильм ловко перепрыгивает из жанра в жанр, притворяясь то комедией, то криминальной драмой, то этакой подростковой версией «Одиннадцати друзей Оушена».

Помимо жанровых смешений, есть ещё и культурные. Главные герои — фанаты хип-хопа девяностых со всеми соответствующими атрибутами: яркие рубашки, широкие джинсы и стрижка «площадка».

По ходу сюжета они открывают для себя мир наркоторговли, учатся пользоваться биткоинами, браузером TOR и открывать магазины в дарквебе. Всё это под саундтрек из главных рэп-хитов двадцатилетней давности, отобранных Фарреллом Уильямсом, исполнительным продюсером и музыкальным консультантом фильма.

«Девушка без комплексов» / «Trainwreck»

Новая комедия от режиссёра Джадда Апатоу, два последних фильма которого («Приколисты» и «Любовь по-взрослому») зрители и критики признали промахами. В этот раз Апатоу снимал не по своему сценарию, а по сценарию известной американской стэндап-комедиантки Эми Шумер, которая сыграла в картине главную роль.

От союза хорошего комедийного режиссёра и отличной сценаристки получилась, возможно, самая смешная комедия в этом году. Шумер играючи вскрывает и высмеивает на экране все женские неврозы и эмоциональные потрясения, связанные с новыми отношениями, а её партнер по экранному роману Билл Хейдер занимается абсолютно тем же самым — только для мужской аудитории.

«Девушка без комплексов» к финальным титрам оказывается не просто комедией, где играют звёзды спорта и несколько знаменитостей, а самым смелым и исчерпывающим высказыванием об отношениях в 2015 году.

«Лобстер» / «Lobster»

В недалёком будущем людей, по тем или иным причинам потерявших партнёра, согласно законам Города, отправляют в специальный Отель. Там у них есть 45 дней чтобы из других посетителей Отеля выбрать себе пару. Тех, кто по прошествии этого срока так и не находит себе нового спутника жизни, превращают в животное по выбору и отправляют восвояси.

Рассказывать что-то ещё про новый фильм греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса практически бессмысленно. Это лучшая роль Колина Фаррела за последние несколько лет. Это собранный вокруг него и необычной фабулы интересный актёрский состав, включающий в себя Рэйчел Вайс, а также звёзд последнего фильма о Бонде — Леа Сейду и Бена Уишоу. Это, если поверить в странноватый мир, меланхоличная, но добрая история про то, насколько странно и бессмысленно пытаться контролировать любовь.

«Будь мужчиной» / «Man Up»

Самая английская комедия в списке. Героиня Лэйк Белл, которой по поводу её одиночества надоедают друзья и родные, по случайному совпадению оказывается на чужом «слепом» свидании, где встречает очаровательного очкарика в исполнении Саймона Пегга. Двое проводят вместе день, в течение которого знакомятся, а затем разгребают приличный эмоциональный багаж друг друга.

«Будь мужчиной» иногда кажется сюжетом для большого альманаха историй про любовь, вроде блистательного английского фильма «Реальная любовь», которому в этом году исполняется 12 лет. Он слегка пустоват и наивен, но при этом полон удивительной доброты и тепла, которого современным романтическим комедиям иногда сильно не хватает.

«Я, Эрл и умирающая девушка» / «Me and Earl and the Dying Girl»

Где-то в интернете недавно можно было встретить шуточное наблюдение, что все лучшие драмы про подростков должны обязательно включать рак, как сюжетный элемент, иначе их, кажется, просто не пускают в прокат или вообще бракуют ещё на стадии сценарной заявки.

«Я, Эрл и умирающая девушка» начинается с истории двух друзей, которые занимаются ироничными пересъёмками киноклассики на домашнюю камеру, лихо издеваясь на названиями и сюжетами «Заводного апельсина» или «Апокалипсиса сегодня».

В их компанию вписывается больная раком девушка Рэйчел, с которой главного героя заставляет подружиться мама. Несмотря на отчётливый оттенок фестивальной инди-драмы для и про подростков, «Умирающая девушка» — отличный фильм, хотя бы потому, что имеет наглость неоднократно обманывать зрителя устами своего героя.

«Виктория» / «Victoria»

Девушка по имени Виктория покидает клуб глубокой ночью. Через несколько часов ей открывать смену в берлинском кафе, однако по пути домой она знакомится с четырьмя весёлыми парнями, которые предлагают проводить её до места работы и явно не понимают слова «нет».

Парни не окажутся насильниками или маньяками, но у одного из них окажется достаточно тёмных страниц в биографии, чтобы с середины фильма запустить сюжет в неожиданном направлении. Вот это разделение — не главная особенность ленты.

Главная её особенность в том, что она снята одним безостановочным планом без каких-либо склеек продолжительностью 138 минут. Хотя бы ради этого фокуса стоит посмотреть богатую на события ночь испанской эмигрантки в Берлине.

«Подарок» / «The Gift»

Семейная пара переезжает в новый город и в первые же дни новой жизни встречает мужчину, с которым муж учился в одной школе. Тот ведёт себя немного странно, но при этом добр и отзывчив — постоянно носит подарки и наведывается с визитами почти каждый день. В один из моментов пара решает, что их личное пространство в опасности, и берётся выкинуть незваного гостя за пределы круга общения.

Режиссёрский дебют австралийского актёра Джоэла Эдгертона, кажется, вот-вот превратится в ремейк «Мыса страха», другого великолепного фильма, про то как жутко, когда за дверью стоит человек, которого ты не приглашал, и другие ужасы, связанные с американским понятием о частной собственности.

«Подарок» оказывается хитрее и под конец удивляет самым смелым сюжетным поворотом этого года, в котором волки и овцы меняются местами несколько раз подряд, а зрителю остаётся только удивлённо хлопать глазами.

«Убийца»/ «Sicario»

Новая работа режиссёра Дени Вильнёва, одного из самых неоднозначных режиссёров современности, у которого отличная драма про семью, похищения и человеческую злобу («Пленницы») соседствует в фильмографии с арт-хаусным фильмом, анализы сюжетов которого заполонили YouTube и продолжают появляться («Враг»).

На этот раз дело происходит на границе Мексики и США, а фильм посвящен деятельности специального отряда по борьбе с картелями, поставляющими наркотики на территорию США. Фильм, притворяясь криминальным боевиком, на самом деле рассказывает о методах борьбы с абсолютным злом, которое может победить, следуя логике сценария, только ещё большее зло.

Добраться до конца самого неуютного и жёсткого фильма этого года поможет лучшая работа актёра Бенисио Дель Торо за последние годы, Эмили Блант, которой теперь грозит играть в боевиках всю оставшуюся жизнь, и роскошный саундтрек композитора Йоханна Йоханнсона, целиком и полностью состоящий из самых тревожных звуков, которые только могут издавать инструменты.

«Безродные звери»/ «Beasts of No Nation»

Онлайн-кинотеатр Netflix, уже набивший руку в производстве телесериалов («Карточный домик», «Сорвиголова»), решил взяться с такой же силой за производство кинофильмов. Дебютировать решили с грохотом.

В качестве сценария адаптировали жесточайший роман нигерийско-американского автора Узодинмы Ивеалы про детей-солдат из неназванной африканской страны. В режиссёрское кресло посадили постановщика всех серий первого сезона «Настоящего детектива» Кэри Фукунагу. А на роль предводителя отряда вооруженных школьников взяли Идриса Эльбу — звезду сериала «Лютер» и, по слухам, следующего Бонда. Результат: высочайшие оценки, признание критиков и награды нескольких фестивалей.

«Убрать из друзей»/ «Unfriended»

Во время беседы через Skype к двум влюблённым присоединяются их друзья по школе. Группа подростков несколько встревожена: во-первых, сегодня годовщина самоубийства их общей подруги, а во-вторых, в чате находится ещё один человек, который зашёл с её учётной записи.

Великолепный фильм ужасов, снятый уже для того поколения, которое может напугать, например, неактивная кнопка «Убрать из друзей» в Facebook или приходящие с аккаунта мёртвой подруги сообщения. Смотреть имеет смысл прямо с экрана ноутбука, весь фильм происходит у главной героини на дисплее, и это в десять раз интереснее и оригинальнее выглядит, чем кажется по описанию.

Фильмы ужасов уже давно превратились в баррикадные бои между смелыми проектами, издевающимися над законами жанра («Хижина в лесу» или вышедшие в этом году «Последние девушки») и кассовыми «хлопушками» — дешёвыми в производстве, но отбивающимися за первые же выходные проката лентами, которые студия равномерно поставляет каждый год.

Давным-давно закончилась «Пила», сейчас постепенно сходит на нет кассовый запал «Паранормальных явлений». В этом контексте именно у «Убрать из друзей» есть потенциал для того, чтобы стать тем самым экспериментальным ужастиком, который нам придётся смотреть каждый год, ведь сиквел уже в работе.

Приятного просмотра,
Иван Талачёв,
специально для TJ

#Статья #фильмы #кино #итоги_года #итоги_2015_года