Кино и сериалы
Ольга Жигулина

Чем заняться: Посочувствовать британцам и разгадать головоломку «Дюнкерка»

Авторское кино от режиссёра «Начала» и «Интерстеллара», успешно маскирующееся под патриотический блокбастер.

20 июля в российский прокат выходит новый фильм Кристофера Нолана, одного из самых обсуждаемых режиссёров современности, относительно наличия (или отсутствия) гениальности у которого в интернете идут жаркие споры.

Действие большинства картин, сделавших его знаменитым, происходило в вымышленных мирах, лишь внешне напоминающих реальный. С «Дюнкерком» всё обстоит не так — это «священная земля» британской истории, реальный эпизод Второй мировой войны, известный каждому англичанину, хотя и показанный в фильме глазами вымышленных персонажей.

В мае 1940 года экспедиционные силы Великобритании вместе с французскими, бельгийскими и канадскими союзниками были оттеснены к пляжам Дюнкерка — небольшого французского порта на берегу Ла-Манша. Родные берега британцев оставались не так далеко, в 42 километрах, но добраться до них было задачей почти невыполнимой, так как большие суда не могли оперативно эвакуировать людей из-за мелководья и семиметрового отлива. Немецкие атаки с воздуха и с воды усугубляли дело. Помощь пришла со стороны владельцев малых гражданских судов — рыболовные и прогулочные яхты откликнулись на призыв о помощи и целой флотилией пересекли пролив, чтобы помочь солдатам вернуться домой. Операция, носившая название «Динамо», в историю вошла также как «Чудо при Дюнкерке».

В действительности оценки исторического события расходятся: как минимум потому что героической эвакуации предшествовал ряд серьёзных просчётов командования и французов, и британцев. Кроме того, принято считать, что немецкое командование переоценило свою авиацию, и именно поэтому эвакуация вообще оказалась возможной. В рунете комментаторы тоже разошлись в оценках ещё на этапе публикации трейлера фильма: некоторые отказались считать «позорное бегство» актом героизма. В картине эта идея тоже мелькает, но Нолан быстро избавляет своих героев от сомнений такого рода, а зрителям оставляет возможность давать оценки самостоятельно, помещая их вместе с персонажами под пули и взрывы снарядов.

Нолан известен любовью к аутентичности, и его новый фильм не стал исключением. Ещё в середине 90-х он со своим продюсером посетил Дюнкерк на небольшом судне вроде тех, что участвовали в эвакуации в 40-м. Погода была скверной, путешествие затянулось на 19 часов, а режиссёр утвердился в желании рассказать эту историю преодоления и единства нации. В этом духе выдержан один из слоганов фильма — «Когда 400 тысяч человек не могли вернуться на родину, Родина вернулась за ними», — красивый и в меру пафосный, как и положено военному фильму, хотя и немного нелогичный (как минимум из-за некорректного «вернулась»).

На «Спитфайре» режиссёр тоже летал, но позже признал, что исторической правдой в воздушных сценах пришлось незначительно поступиться — «мессеру» выкрасили нос в жёлтый цвет, хотя на тот момент такой расцветки у этих самолётов ещё не было. Но режиссёр посчитал, что так зрителю будет проще отличить «чужих». Зелёный экран для воздушных съёмок не использовали — Нолану нужно было настоящее море и небо в кадре, поэтому платформу с самолётом установили на специальной платформе на объекте береговой охраны на высоком мысе в Калифорнии.

Съёмки основных сцен шли непосредственно на месте событий, и создателям картины пришлось прочесать местность в поисках неразорвавшихся снарядов, пролежавших в песках восемь десятилетий — пиротехники не могли рисковать. А в день самых масштабных съёмок на Ла-Манше среди судов, вышедших в пролив, были и те, которые прошли этим маршрутом в 1940-м. Сейчас они находятся под патронажем Ассоциации малых судов Дюнкерка.

Конечно, Нолан не был бы собой без фирменных трюков со временем. Их — времён — в «Дюнкерке» сразу три. События развиваются одновременно на земле, на воде и в воздухе, притом с разной скоростью: наземная операция длится неделю, пересечение Ла-Манша занимает сутки, а полёт «Спитфайра» продолжается всего час. Режиссёр сразу раскрывает эти карты, но зрителю всё равно придётся поломать голову, совмещая хронологические пласты, которые существуют как бы сами по себе, но периодически пересекаются. То, что случилось до начала фильма, из-за этой временной путаницы вполне может оказаться в кадре к его середине. Но при этом в плане понимания сюжета «Дюнкерк» — один из самых простых фильмов Нолана, ему не требуется зрительское озарение а-ля «так вот оно что», как в «Интерстелларе», «Начале» или «Помни». Упущенные детали головоломки не испортят впечатления от целого.

Главный герой в фильме как бы есть и его как бы нет одновременно — он появляется в первых кадрах картины и останется до последних, но зритель рискует не запомнить даже его имени (Томми). Это просто испуганный вчерашний школьник, который пытается выжить вместе с тысячами таких же перепуганных людей.

Гораздо более объёмным и убедительным получился персонаж Марка Райлэнса — актёр, снявшийся в половине последних британских исторических костюмных драм, у Нолана играет владельца одной из прогулочных яхт, отправившегося «спасать своих» навстречу войне. Звёзды в фильме тоже есть, их немного: Кеннет Брана сыграл руководящего операцией командора, Киллиан Мёрфи — безымянного солдата с психологической травмой, и Том Харди — пилота, прикрывающего эвакуацию с воздуха. Да, Харди у Нолана снова весь фильм ходит в маске.

Ещё на большом экране дебютировал Гарри Стайлс из One Direction, кумир девочек-подростков. Ему досталась роль одного из юных солдат и, по официальной версии, кастинг он проходил на общих основаниях.

Диалогов в картине мало, а её хронометраж — поразительно скромный для Нолана, меньше двух часов вместе с титрами. Визуально она практически совершенна, и смотреть её нужно непременно в IMAX, в расчёте на который она снималась. При этом откровения ждать не стоит, это добротный крепкий фильм о войне, в котором главные герои — живые мишени, а злодеи растворены в воздухе и в кадре толком не появляются. И это самый настоящий «фильм Нолана» с его играми со временем и пространством.

Чтобы заметить все детали головоломки, разложенные в самых неожиданных местах, «Дюнкерк» потребуется пересмотреть. Но сперва нужна передышка — эхо оглушительных выстрелов и настойчивое, почти истеричное тикание часов, вписанное в саундтрек, ещё долго будет звенеть в ушах.

#чемзаняться #кино #Нолан