Кино и сериалы
Сергей Звезда

Исследование: Мужчины в кино говорят чаще женщин, а диалоги укрепляют стереотипы

Темнокожие больше ругаются, а латиноамериканцы регулярно говорят о сексе.

Кадр из фильма «Чудо-женщина» — первой с 2005 года киноленты с женщиной-супергероем в главной роли. Фото Warner Bros.

Лаборатория инженерной школы анализа и интерпретации сигналов Витерби при университете Южной Калифорнии провела масштабное исследование киноиндустрии. Учёные разработали инструмент, с помощью которого изучили более 53 тысяч диалогов из тысячи сценариев на The Daily Script и IMSDb, в которых в общей сложности поучаствовало более 7 тысяч персонажей.

Исследователи узнали, как персонажи взаимодействовали друг с другом в сюжетных линиях, связанных с расой, гендером или возрастом. Также в лаборатории изучили тех, кто входит в состав продюсерских команд кинолент, включая сценаристов, режиссёров и директоров по кастингу.

Согласно отчёту, персонажи-мужчины говорили в фильмах более чем в два раза чаще, чем женщины: на первых пришлось 37 тысяч реплик, тогда как на их коллег — всего 15 тысяч. Женщины исполнили 2 тысячи ролей, а мужчины — 4,9 тысяч.

Исследователи обнаружили, что мужчины численно превосходят женщин и по другую сторону экрана. Режиссёры мужского пола в 12 раз чаще снимают фильмы, мужчин-сценаристов в семь раз чаще вовлекают в проекты, а мужчин-продюсеров работает больше в три раза.

Из выявленной тенденции выбились директора по кастингу: в этой профессии женщин в два раза больше, чем мужчин. Авторы доклада подчеркнули, что это никак не влияло на пол подопечных актёров и персонажей.

Кадр из фильма-ремейка «Спасатели Малибу». Фото Paramount Pictures

The Verge подчеркнул, что Голливуд с недавнего времени начал бороться с критикой различий между женщинами и мужчинами в киноиндустрии, что отразилось на экранном времени персонажей. Если верить старым исследованиям, в период с 2014 по 2016 годы слова женщин в 100 самых кассовых фильмах занимали 47% от всех реплик. Однако в новом исследовании впервые рассмотрели содержание диалогов.

В лаборатории пришли к выводу, что реплики персонажей-женщин зачастую «более позитивны и эмоциональны, а также связаны с семейными ценностями». В то же время мужчины-актёры чаще говорят о достижениях, пользуются нецензурной лексикой и рассуждают о смерти. Темнокожие персонажи больше всех ругаются, латиноамеринцы чаще остальных говорят о сексе и сексуальности, а чем герой старше, тем больше он упоминает религию.

Машинное обучение помогло авторам исследования узнать, кто насколько важен на экране, если исходить из отношений с партнёрами по площадке. Выяснилось, что когда женщин удаляли из сценариев, это зачастую никак не отражалось на сюжете. Исключением выступали фильмы ужасов, где женщины, как правило, «изображаются жертвами».

Одна из авторов исследования предложила вариант решения проблемы, который, впрочем, выглядит как один из возможных шагов на этом пути.

Сценаристы при выборе слов для диалогов сознательно или подсознательно соглашаются с установленными нормами о гендерных принадлежностях.

Есть относительно простой способ исправить проблему неравенства, ведь когда женщины работают в команде сценаристов, женщины в итоге появляются на экране на 50% чаще.

Анил Рамакришна

#кино #исследования