Кино и сериалы
Николай Чумаков

Чем заняться: Поверить в Люка Бессона и сходить в кино на «Валериана»

Простая, но красочная и захватывающая картина выдающегося французского режиссёра.

Кадр из фильма «Валериан и город тысячи планет». Фото A-One Films

10 августа в российском прокате стартует новый фильм Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет». Через 20 лет после выхода «Пятого элемента» постановщик вернулся к научно-фантастической теме с героями-смельчаками, спасающими галактику от уничтожения.

Название фильма обосновано первоисточником: фильм экранизирует один из выпусков комикса о смелом офицере Валериане (Дэйн ДеХаан) и его напарнице Лорелин (Кара Делевинь). Они служат галактической империи Галаксити, по поручению которой путешествуют по планетам и ловят преступников. Киноадаптация почти дословно следует сюжету первоисточника и отходит от него только в деталях. К примеру, Лорелин в комиксе старше Валериана на 1700 лет, а в фильме об этом ничего не говорится.

После боевика «Люси» в 2014 году Бессон неожиданно зарегистрировался в Твиттере и объявил, что экранизирует sci-fi комикс «Валериан». Амбициозную идею восприняли неоднозначно, потому что успехов у режиссёра не было давно — он в основном занимался продюсированием чужих работ. В то же время Бессон работал с художником комикса над своим главным успехом — «Пятым элементом»: в фильме присутствуют идеи, модели техники и образы некоторых персонажей оттуда. Это вселило надежду в фанатов постановщика, которые ждали, что «Валериан» и «Пятый элемент» окажутся частью одной вселенной.

В новом фильме Бессона всего пара отсылок к его главной работе, но даже их достаточно, чтобы зрители радостно захлопали. В «Валериане» много коротких историй и мелких деталей, которые кажутся бесполезными, но они припасены для внимательных зрителей. Будь то разговор двух охранников или механический паук внутри костюма одного из героев.

Картину проще всего сравнить с другой экранизацией комикса — «Стражами Галактики». В основу обеих легли неизвестные современному зрителю новеллы, в них много непонятных героев, зоопарк из инопланетян и огромный мир, состоящий из бескрайнего космоса, пары станций и планет.

Фильм Джеймса Ганна начинался с плавного представления героев и аккуратной экспозиции, чтобы зритель привык к говорящему еноту, межпланетной станции, сделанной из головы мёртвого инопланетянина, и людям с цветной кожей. Бессон вместо этого сразу бросается в действие — в его фильме совсем нет вступления. Начальная сцена с девушкой-пришельцем не имеет отношения к главным героям и обретёт смысл только к самому финалу. Из-за этого у режиссёра не осталось времени на знакомство зрителя с персонажами, поэтому Валериан и Лорелин сразу начинают как напарники, которые с чего-то вдруг готовятся к свадьбе.

Но Бессон уделяет много времени тому, что действительно умеет — спецэффектам.

Межгалактические путешествия, прыжки между уровнями космической станции и целый выводок инопланетных рас выглядят натуралистично и так, словно придуманы 14-летним мечтателем. ​

Те же чувства в последний раз вызывал «Аватар» Джеймса Кэмерона. Однако от бездушных красот толку не много: главные герои раскрывают собственные характеры урывками, поэтому первые полчаса фильм кажется большой трёхмерной декорацией, на фоне которой ссорится влюбленная пара. Исключением стало то, как здесь показывают войну: не с точки зрения участников конфликта, а со стороны случайных жертв, попавших под удар.

Бессон повторил несколько сцен из комикса, при этом осовременив его. Оружие стреляет синей слизью, в одной из сцен появляется Рианна, а героиня прыгает от укрытия к укрытию в нагрудной броне и юбке. Лорелин стала главным украшением фильма: она бойкая, настойчивая, не вызывает раздражения и не кажется «девушкой в холодильнике». Валериан, напротив, отталкивает тем, что ведёт себя слишком капризно и вызывающе, смахивая на мятежного школьника.

«Валериан» напоминает захламлённую комнату подростка. Бессон добавил в него много деталей, отсылок к продуктам массовой культуры — играм Mass Effect или новым «Звёздным Войнам» — заодно прихватил собственный багаж. При этом французский режиссёр, видимо, забыл, что современный зритель любит, когда героев раскрывают, конфликт обосновывают, а к любовной линии плавно подводят. У фильма наверняка будут фанаты, потому что в нынешнем мире, кроме «Диснея» и DC, только Бессон может позволить себе построить огромную фантастическую вселенную, потому что не боится фантазировать и как следствие потратить последние деньги.

#кино #чемзаняться