Кино и сериалы
Никита Лихачёв

Все продаются: девять штампов о политике и интернете из сериала «Спящие»

Как с экрана телевизора объясняют массовой аудитории, почему не стоит верить блогерам и СМИ, но нужно уважать ФСБ.

12 октября в эфире Первого канала показали последнюю серию первого сезона российского сериала «Спящие». Его продюсер — Фёдор Бондарчук, режиссёр — Юрий Быков («Майор», «Дурак», «Метод»), а сценарист — писатель Сергей Минаев.

Сюжет «Спящих» построен вокруг пробуждения в рядах российских чиновников агентов, давным-давно завербованных американцами, для проведения в России «бархатной революции». Основные (и почти однозначно положительные) действующие лица в сериале — агенты ФСБ, которые борются с попыткой внешнего воздействия США.

«Спящие» могли бы стать очередным типичным сериалом про силовиков, которые уже лет десять крутят по федеральному ТВ, если бы не связка Бондарчук-Быков-Минаев. Именитый продюсер добился высокого качества картинки и подобрал актёров, режиссёр раскрыл в двух главных героях сериала свою внутреннюю борьбу консерватора с либералом, а сценарист создал историю про изнанку российской оппозиции, взяв за основу рассказы своих знакомых из ФСБ о, как он говорит, реальной истории из 2012 года.

Главная особенность сериала — он визуализирует штампы массового зрителя о том, как на самом деле устроена борьба оппозиции с действующей властью. И хотя в «Спящих» повествование происходит в 2013 году, сюжет как бы подготавливает аудиторию Первого канала к тому, что потенциально может развернуться перед выборами 2018 года.

Внимание: в тексте есть сюжетные спойлеры.

Американцы — мерзкие манипуляторы

В роли «серого кардинала» и специалиста по «бархатным революциям» в Россию приезжает некий высокий чиновник от Госдепа — по всей видимости, его прототипом является Виктория Нуланд, с 2012 по начало 2017 года занимавшаяся курированием европейских стран и в том числе ситуации на Украине в эпоху Майдана. В сериале этот чиновник — пожилой мужчина с хитрым прищуром и зачёсанными поверх лысины жидкими волосами, который вдобавок демонстрирует довольно мерзкие манеры поедания тарталеток на фуршете в посольстве США в Москве.

Этот мужчина и активирует спящих агентов, точно зная, кому какое поручение дать и чьи сильные стороны использовать. Он крайне покровительственно себя ведёт по отношению к послу США в России — персонажу, изображающему Майкла Макфола, человеку недальновидному и с ярко выраженными невысокими умственными способностями. Его связи чиновник из Госдепа использует для того, чтобы оказать влияние на политическую тусовку, которая так и вьётся вокруг посла.

При всей своей визуальной непривлекательности и манипуляторстве «серый кардинал» отлично понимает российский менталитет (в отличие от недалёкого посла) и то, как нужно управлять народными массами, поэтому представляет собой реальную угрозу для стабильности страны.

«Серый кардинал» Госдепа

Мораль: если кто-то раскачивает лодку в стране, это американцы.

Разоблачители типа Навального — нечистые манипулируемые дурачки, жадные до славы

В роли главного оппозиционера в сериале — некий адвокат, сборный персонаж с чертами от Джулиана Ассанжа и Алексея Навального. Таинственный незнакомец сливает ему компромат о государственных контрактах, и тот готов опубликовать его даже без проверки фактов — просто потому что боится, что инсайд отдадут конкуренту, которому достанется вся слава.

По сюжету на пресс-конференции герой-разоблачитель решается обвинить ФСБ в коррупции, но не публикует компромат, потому что о связи контракта с ФСБ ему нашептали информаторы, а в документах этой информации нет. Адвокат моментально становится героем западных СМИ — американский посол договорился о раскрутке темы через западные телеканалы: «Главное, чтобы Ким Кардашьян внезапно не сделала очередную пластическую операцию».

Российские СМИ не пишут о сенсации из-за отсутствия доказательств (и из-за опасений перед ФСБ), но чиновнику из Госдепа удаётся разместить тему в нескольких оппозиционных изданиях. Тема обсуждений быстро сменяется: машину с адвокатом взрывают в день пресс-конференции.

Из канвы сюжета следует, что слив организован американцами, и они же, вероятно, взорвали машину, чтобы поднять народное возмущение — раз слив был против ФСБ, значит, это они убрали разоблачителя. Адвокат оказывается лишь пешкой в большой игре.

Адвокат-правозащитник

Мораль: если кто-то публикует сенсационное расследование, оно либо заказано американцами, либо не имеет под собой оснований, либо и то и другое. Оппозиционные СМИ манипулируются.

«Антикоррупционные» расследования наносят урон России

Выясняется, что слитый разоблачителю документ раскрывает планы России по постройке газопровода в Китай — проект, который ещё не был анонсирован публично и по которому не достигнуто финальное соглашение. Переговоры с китайцами действительно ведёт ФСБ, причём на высшем уровне, и китайцы опасаются проблем, вызванных убийством разоблачителя.

Высокопоставленный чиновник ФСБ сокрушается: проект определял стратегическое развитие России на столетие вперёд, а все планы разрушил один-единственный адвокат.

Генерал ФСБ

Мораль: такие темы лучше не вскрывать, потому что это вредит стратегическому развитию России, а тот, кто это делает, — враг России, так как действует не в её интересах.

Журналисты — продажные карьеристы

Один из главных героев сериала — журналист либерального издания. В одном из разговоров он признаётся, что ему не доверяют управленческие должности, но главный редактор намекает ему, что освободит для журналиста своё кресло, если тот нароет эксклюзивов по истории о коррупции в рядах ФСБ (а сам главред уйдёт на тёплое место в совет директоров).

Журналист добывает информацию правдами и неправдами: втирается в доверие к сотруднику ФСБ и бывшему однокурснику жены (которой изменяет с телеведущей, приехавшей из Челябинска покорять Москву — тоже карьеристкой), пытается за бешеные деньги выкупить видео взрыва машины, снятое очевидцем. Другая «независимая журналистка» тоже старается добыть это видео, но у неё нет на это денег, и она опасается за свою жизнь, поэтому решает объединиться с журналистом из газеты, а видео параллельно слить в Следственный комитет, чтобы уменьшить вероятность мести ФСБ.

Вместе с тем либеральный журналист ошивается в баре с депутатом-поборником традиционных ценностей. Любовница указывает ему на двуличие, но газетчик борется за эксклюзивы, а не за свои принципы. «Независимой журналистке» хитрый план не помогает — её убивают американцы, которые пытаются замести следы, оставшиеся от взрыва машины адвоката.

Журналист-либерал из газеты пьёт с политическим блогером в баре «Герценъ», в углу висит американский флаг

Мораль: верить журналистам нельзя, они действуют в корыстных интересах, быть ими стыдно и опасно.

Снявшие резонансное видео очевидцы сделали это из собственной выгоды, и поплатились за это

Взрыв машины адвоката случайно снимает на смартфон неизвестный молодой человек. Он сразу понимает, что в руках у него сенсация «как минимум на два ляма просмотров», но потом вместе с другом решает не просто загрузить ролик в интернет ради огласки, а продать — причём не одному человеку, а сразу двум, чтобы заработать с них дважды.

Внезапную удачу — заработанные за один день 20 тысяч долларов — незадачливые очевидцы воспринимают как старт своей карьеры, то есть планируют зарабатывать так и дальше. Но их убивают те, кто заметает следы, оставшиеся от взрыва разоблачителя.

Очевидец снимает взрыв машины на смартфон

Мораль: верить очевидцам нельзя, они действуют в корыстных интересах, быть ими стыдно и опасно.

Оппозиционные блогеры — нанятые американцами тролли, раздувающие из мухи слона

Чтобы создать видимость общественного возмущения, «серый кардинал» пробуждает ещё одного спящего агента — руководителя фермы проплаченных блогеров. Тот раздаёт оппозиционный темник среди своих сотрудников — полубомжеватого вида студентов, подкрепляющихся энергетиками — и те пишут тысячи комментариев в блогах, чтобы изобразить обсуждаемость темы убийства адвоката.

В ФСБ сразу понимают, что тема раскручена искусственно — публикаций в СМИ нет, а обсуждение убийства оказывается по масштабам даже больше, чем комментарии о слитых в интернет интимных фотографиях звезды шоу-бизнеса.

«Ферма троллей»

Мораль: верить блогерам нельзя, они — проплаченные марионетки, действующие в корыстных интересах своих манипуляторов и их заказчиков, быть ими не просто стыдно, а очень стыдно.

У спецслужб есть прорывные технологии, которых нет ни у кого в интернете

Если какой-то оппозиционный блогер в пылу интернет-дискуссии оставит непримечательный комментарий с намёком на источник информации по резонансному убийству, ФСБ очень быстро его найдёт. Это сделает один молодой парень-компьютерщик, вероятно, при помощи какого-то инструмента мониторинга — но вот на вычисление адреса человека по IP у него уйдёт от часа до двух.

Тот же компьютерщик сможет «почистить картинку» — в несколько десятков раз повысить разрешение изображения с какой-нибудь низкопробной камеры слежения, что позволит увидеть самые мелкие детали фотографии. Хотя в реальности такие технологии — до сих пор вымысел.

Технологии увеличения нечёткого изображения

Мораль: ФСБ может добыть любую информацию. Иногда для этого надо подождать пару часов.

Все, кто работают в международных компаниях — не патриоты

Главный герой-консерватор — спецагент ФСБ, 15 лет проработавший за рубежом, в том числе в странах Ближнего Востока. Но всё это время он оставался патриотом: это ярко проявляется в сцене на выставке картин, где агент общается с биржевыми маклерами, работающими на международные финансовые компании.

Организатор выставки представляет его маклерам как «юриста из Нью-Йорка» и потом объясняет, что если бы она представила его как сотрудника ФСБ, все гости выставки бы разбежались. В разговоре с маклерами фсбшник слышит в свой адрес зависть: мол, хорошо же человеку — недавно приехал из Нью-Йорка и потом снова туда вернётся. Агент не скрывает своего смущения от того, что его представили живущим в США юристом, и явно относится к желающим уехать из России финансистам с презрением.

Мораль: даже общаться с людьми из международных компаний стыдно, не то что работать в них — все они не патриоты и неизбежно предадут страну.

ФСБ бережёт страну от иностранного вмешательства

Хотя формально в сериале два главных героя — журналист-либерал и фсбшник-консерватор — на спецагента делается особый упор. Его положительные стороны всячески подчёркиваются: он до сих пор любит женщину, которую не видел 15 лет, он верен стране, усердно работает, вежлив, спортивен, умён, и женщины даже называют его «нашим Джеймсом Бондом», хотя его скромные манеры никак не укладываются в имидж британского мачо.

Полковник ФСБ

В сериале «Спящие» подчёркивается, что даже у агента ФСБ, который по собственному признанию «большую часть работы занимается перекладыванием бумажек», есть личная жизнь, идеалы, взгляды и ценности. Это не никому не известный чекист, который работает по указке своих начальников и аппарата президента, а живой человек со своей историей. И даже его начальник-пиджак демонстрирует сентиментальность, переходя на откровенный разговор из-за смерти собственного сына.

Комментируя операцию по раскачиванию лодки в России, генерал ФСБ произносит: «Подготовить такое могут только три спецслужбы в мире: MI6, Моссад и ЦРУ». В этом списке нет ФСБ — потому российская спецслужба противостоит западным, но не использует их же методы. По крайней мере, в этом сериале.

Мораль: только ФСБ способна предотвратить государственный переворот, потому что там работают профессионалы с глубокой любовью к стране и своим близким.

* * *

На следующий день после окончания эфира сериала на Первом канале Быков объявил, что на длительный срок уходит из кино: «Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале».

#сериалы #политика #первыйканал #спящие #золотойфонд