Кино и сериалы
Николай Чумаков

Итоги-2017: 15 фильмов года

Новый «Бегущий по лезвию», Нолан — гений и сразу четыре российских фильма, которые запомнились редакции TJ в уходящем году.

Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов»

Редакция TJ коллективно и путём долгих споров выбрала 15 фильмов, которые стоит посмотреть на зимних праздниках. Формально некоторые из них вышли годом ранее, но до российского проката добрались в 2017 году. В конце мы сделали голосование для читателей, по итогам которого определится главное кино года.

«Ла-Ла-Ленд»

Режиссёр: Дэмьен Шазелл.

В ролях: Эмма Стоун, Райан Гослинг, Джон Ледженд.

Цифровая премьера: 19 апреля.

Технически, «Ла-Ла Ленд» — фильм 2016 года, однако в России вышел только в январе 2017 года. Остальные 11 месяцев я спокойно мог пропустить, потому что фильм всё равно оказался лучшим. Шазелл взял некоторые темы из своей предыдущей работы — «Одержимость», переложил их на новых героев и другую обстановку, и получился ещё один прекрасный музыкальный фильм. Пусть здесь на первом плане история о любви, режиссёр вновь концентрируется на личном успехе и необходимости от чего-то отказываться ради неё. Или пойти на компромисс с самим собой.

У фильма запоминающиеся музыкальные номера и саундтрек, который остался в моём плеере до сих пор. Что очень хорошо для картины, которая только притворяется мюзиклом. Если бы в идеальном мире снова провели церемонию «Оскар-2017», то при объявлении лучшего фильма «Ла-Ла Ленд» опять бы позвали на сцену. Только на этот раз ведущие не забирали бы у них награду из-за ошибки с конвертами.

Автор: Евгений Кузьмин.

«Малыш на драйве»

Режиссёр: Эдгар Райт.

В главных ролях: Энсел Элгорт, Лили Джеймс, Кевин Спейси, Джейми Фокс.

Цифровая премьера: 5 октября.

В определённом смысле «Малыш на драйве» стал для британского режиссёра Эдгара Райта шагом назад. Постановщик стал известен уникальным стилем, но не всем были по душе фильмы, почти целиком состоящие из отсылок к британской культуре и музыке. Это, конечно, не помешало «трилогии Корнетто» стать культовой, но оказалось проблемой для фанатов Райта: фильмы постановщика практически невозможно было ни с кем обсудить.

«Малыш на драйве» — первый смелый шаг в обратном направлении. Это всё ещё личный фильм Райта, снятый в его стиле и содержащий нестандартные и изящные приёмы визуального повествования. Однако в этот раз история попроще, акцент смещён на действие, а персонажи более понятные. Впервые фильм Райта стал настоящим феноменом в прокате и получит сиквел. Русский дубляж, к сожалению, убил атмосферу большей части ленты, поэтому рекомендую смотреть в оригинале.

Автор: Дамир Камалетдинов.

«Оно»

Режиссёр: Андрес Мускетти.

В главных ролях: Билл Скарсгорд, Джейден Либерхер, Джереми Рэй Тейлор, Финн Вулфард, София Лиллис.

Цифровая премьера: 20 декабря.

«Оно» — это один из тех фильмов, после которого хочется пойти в книжный магазин за оригиналом. Без разницы, что книга расписана на тысячу страниц и ощутимо оттягивает рюкзак. Поклонники романа Стивена Кинга ожидали достойной экранизации много лет (опустим не лучший сериал 1990-х), и тут появился режиссёр хоррора «Мама». Лучше всего смотреть фильм большой компании старых друзей, с которыми можно ассоциировать главных героев. При таком раскладе «Оно» максимально раскрывается как киноприключение с приятными флэшбеками из детства.

Клоун-людоед — страшный, актёры для «Клуба неудачников» подобраны отлично, хоть и в обход канона, а атмосфера провинциального городка максимально уместна. Неудивительно, что сборы «Оно» побили все рекорды прокатчиков. Фильм захватил сразу две территории — подросткового ужастика и юношеской истории дружбы. Продолжение начнётся через 27 лет после первой части — это экранизировать будет куда сложнее.

Автор: Роман Персианинов.

«Нелюбовь»

Режиссёр: Андрей Звягинцев.

В главных ролях: Марьяна Спивак, Алексей Розин, Матвей Новиков, Андрис Кейш, Марина Васильева.

Цифровая премьера: 14 августа.

«Нелюбовь» стоит просмотра совсем не из-за приза на Каннском фестивале или номинаций на «Оскар» с «Золотым глобусом». Это всё вторично, куда любопытнее наблюдать за лучшей попыткой Звягинцева достучаться до зрителя. Пускай в конце он, как и в «Левиафане», срывается на прямое политическое высказывание, но это можно простить.

Живёшь ты с кем-то много лет и вдруг осознаёшь, что между вами пустота, но пока с мучениями разводишься, в семье пропадает ребёнок. С этого стартует первая картина Звягинцева, в которой он ввёл на 100% положительных героев — волонтёров-поисковиков. Ближе к жизни бы не получилось: со съёмками помог отряд «Лиза Алерт», а сценаристы, актёры и даже костюмеры инкогнито ходили на реальные поиски. Честное освещение большой проблемы (потерявшихся людей умирает почти столько же, сколько и в ДТП) — это ещё одна заслуга «Нелюбви».

На то, чтобы Звягинцев смирился с названием фильма (идея принадлежит сценаристу Олегу Негину), ушло больше полугода. Сейчас режиссёр сетует на некорректный англоязычный перевод. Это вряд ли помешает картине «Loveless» получить заветную статуэтку, но «Нелюбовь» и без неё останется главным авторским кино года в России.

Автор: Сергей Звезда.

«Логан»

Режиссёр: Джеймс Мэнголд.

В главных ролях: Хью Джекман, Дафни Кин, Патрик Стюарт, Бойд Холбрук.

Цифровая премьера: 26 мая.

Казалось бы, в эпоху гегемонии Marvel выпускать кинокомикс с постаревшим Хью Джекманом и рейтингом 18+ — ошибка. Казалось бы, успех «Дэдпула» связали не только с высоким возрастным цензом, но и с авторским юмором Рейнольдса. Казалось бы, с 2001 года вышло где-то полтора хороших фильма про Росомаху, с чего вдруг ситуация должна измениться. Но изменилась: «Логан» оказался не только характерным фильмом по комиксам, но и крутым самостоятельным кино.

Зрители приняли «Логана» с такой симпатией, потому что он разительно отличается от любого нынешнего блокбастера. Фильм серьёзный, кровавый, не очень-то насыщенный спецэффектами и особенно личный для героя Джекмана, ведь завершает его путь Росомахи. Кино с отдельной историей, которая будет понятна и без просмотра приквелов, которое как спровадило Джекмана, так и подарило нам молодую звезду — Дафни Кин.

Автор: Николай Чумаков.

«Тор: Рагнарёк»

Режиссёр: Тайка Вайтити.

В ролях: Крис Хемсворт, Том Хиддлстон, Марк Руффало, Кейт Бланшетт.

Цифровая премьера: 23 февраля 2018 года.

Как и предыдущие части, «Тор: Рагнарёк» переполнен масштабными боевыми сценами, спецэффектами и яркими героями, и при этом почти полностью игнорирует скандинавскую мифологию. В этот раз фильм сконцентрировался на мрачной теме апокалипсиса, но остался динамичным и очень смешным.

Единственное, что не понравилось — это образ Хелы. Она совсем не вписывается в сюжет, у неё нет внятной цели, кроме как захватить все вселенные и власть — её история раскрыта не до конца. Мини-злодей Грандмастер выглядит куда гармоничнее на фоне ярких декораций других вселенных и общего настроения фильма. Однако это не отменяет того факта, что у Marvel снова беда с антагонистами.

Автор: Майя Гавашели.

«мама!»

Режиссёр: Даррен Аронофски.

В главных ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Мишель Пфайффер. Донал Глисон.

Цифровая премьера: 6 декабря.

Когда «мама!» едва вышла, среди зрителей разразилась волна споров о том, что пытался сказать режиссёр. Это экранизация Библии? Главная героиня — это беременная феминистка? Главный герой — он человек или дьявол? У фильма довольно шизофреническая история, которая на самом деле не о персонажах Лоуренс и Бардема, а о человеке, людях и всём человечестве сразу.

Аронофски уже в третий раз за свою карьеру снял нахальное и очень претенциозное кино, далёкое от того, что любит массовый зритель. Освистанная на Венецианском фестивале «мама!» способна лишить дара речи шокирующим видеорядом и зацикленной шаманской музыкой. Но искусство таким и должно быть — вызывающим споры и не оставляющим равнодушным — иначе, зачем оно нужно.

Автор: Николай Чумаков.

«Аритмия»

Режиссёр: Борис Хлебников.

В главных ролях: Ирина Горбачёва, Виктор Яценко, Александр Самойленко.

Цифровая премьера: 21 ноября.

Истории главных героев — супругов и врачей Кати и Олега, конечно, трудно не сопереживать: она хочет развестись, а он, разумеется, пытается этого не допустить. Несмотря на то, что Олег готов идти наперекор начальству ради пациентов, и полностью отдаётся работе, в жизни он совершенно другой человек — он кажется безответственным и не готовым к серьёзным разговорам, и к тому же, много пьёт.

Тем не менее, для меня «Аритмия» всё же фильм про хамство и грубость пациентов, про нелепые правила, которые буквально мешают врачам работать, про тяжесть смерти пациентов, к которым скорая так и не успела доехать и про халатность некоторых медиков. В сценах работы и выездов врачей я увидела намного больше драмы и боли, чем в отношениях Кати и Олега.

Автор: Майя Гавашели.

«Тайна Коко»

Режиссёр: Ли Анкрич, Эдриан Молина.

В ролях (озвучка): Энтони Гонсалес, Гаэль Гарсиа Берналь, Бенджамин Брэтт.

Цифровая премьера: 16 февраля 2018 года.

Мультфильм «Тайна Коко» определённо один из лучших у Pixar за последние пару лет. Сюжет картины достаточно простой, и по трейлеру она может показаться вторичной, особенно после недавней «Книги жизни» Хорхе Гутьерреса. Но на самом деле всё гораздо интереснее. Достаточно уже того, что студия не побоялась зайти на тёмную сторону — темы смерти, предательства и убийства в таком концентрате у Pixar как будто впервые.

Занятно, что после просмотра фильма в кинотеатре я видела много прослезившихся взрослых. Оно и понятно: для детей это просто хорошая история о том, что нужно не бояться быть собой. А для многих взрослых — нечто куда более личное, потому что почти каждый однажды кого-то терял. Мрачной картину всё-таки не назовёшь, это по-прежнему старое доброе семейное кино.

Автор: Ольга Жигулина.

«Дюнкерк»

Режиссёр: Кристофер Нолан.

В главных ролях: Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Джек Лауден, Гарри Стайлс.

Цифровая премьера: 13 декабря.

Неоднозначная попытка Кристофера Нолана снять фильм на историческую тематику, не особенно вдаваясь в контекст и подробности Второй Мировой войны. Кино не об армии и вооружении, а о «маленьких» участниках беспощадной войны, судьбы которых в конце по своему пересекаются. «Дюнкерк» можно считать антивоенным фильмом. Война не является самоцелью участников, солдаты не пытаются стать её героями. Это кино о простых людях, которые инстинктивно мечтают выжить и вернуться домой.

Фильму как раз и не хватило грандиозности и масштабности реальной Дюнкерской операции — эвакуации через Ла-Манш более 400 тысяч английских, французских и бельгийских частей. Вместо этого есть раздробленный на три части сюжет с невероятной операторской работой. И действительно запоминающаяся музыка Ханса Циммера, конечно.

Автор: Григорий Вольгин.

«Матильда»

Режиссёр: Алексей Учитель.

В главных ролях: Михалина Ольшанска, Ларс Айдингер, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш.

С точки зрения обывателя, «Матильда» — рядовое кино: костюмная, красивая любовная драма, которую приятно посмотреть без сопровождения роты автоматчиков на входе. Здесь нет бешеного темпа боевика или какого-то лютого экшена приключений. Классическая «любовная история» на историческом фоне.

Все персонажи показаны уважительно и даже с нежностью. Оскорбиться в нём православному решительно нечем: ни крови, ни расчленёнки, ни унизительной похабщины. Самая откровенная выходка — танец с одной обнажённой грудью Кшесинской. Политика в фильме отсутствует вообще.

Безусловно, Поклонская, сектанты-царебожники, поджоги кинотеатров и наряды полиции внутри и снаружи кинозалов придали фильму свой неповторимый колорит, но он и без того хорош, а от фраз вроде «Мы готовим праздник на Ходынском поле» и сцены финального фейерверка мороз по коже.

Автор: Анатолий Чиквин.

«Человек-паук: Возвращение домой»

Режисёр: Джон Уоттс.

В главных ролях: Том Холланд, Майкл Китон, Зендая Коулман, Роберт Дауни-младший.

Цифровая премьера: 28 сентября.

Возвращение одного из главных супергероев Marvel в киновселенную получилось крайне душевным. Питер Паркер стал в ней тем персонажем, которому легче всего сопереживать: он обычный школьник, и помимо геройских проблем, у него есть и обычные человеческие слабости.

В то же время легко сопереживать и Стервятнику, которого играет Майкл Китон: на моей памяти он стал чуть ли не первым злодеем в кинокомиксах, мотивация которого понятна и имеет рациональное объяснение. Из-за этого как злодей он стоит если не выше, то на уровне с Зелёным Гоблином из фильма Сэма Рэйми.

Сравнивая новую часть с предыдущими фильмами о Человеке-пауке, я пришёл к выводу: перезапуск оказался даже лучше той серии, которую смотрел всё детство. От этого как-то одновременно и грустно, и радостно — скорее второе, потому что впереди ожидают новые серии нового «Человека-паука».

Автор: Александр Фаст.

«Бегущий по лезвию 2049»

Режиссер: Дэни Вильнёв.

В главных ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форд, Ана Де Армас, Джаред Лето.

Цифровая премьера: 2 января 2018 года.

Первый «Бегущий по лезвию» никогда не был тем фильмом, который можно включить от скуки в компании с друзьями. Это нестандартное кино для своего времени, и в эпоху блокбастеров кажется чем-то из другого мира. В этом плане продолжение «Бегущего» осталось верным оригиналу и снова ничего не разжёвывает, оставляя выводы на суд зрителю.

«Бегущий по лезвию 2049» проясняет многие вопросы из оригинала, но ровно до определённого момента. Фильм явно не рассказывает, кто такие репликанты на самом деле и как конкретно они создаются. Картина игнорирует предыстории персонажей и заканчивается на полуслове, оставляя пищу для размышлений. Продолжения, может, и не дождёмся, так как у киноленты очень слабые кассовые сборы.

Автор: Дамир Камалетдинов.

«Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов»

Режиссёр: Александр Хант.

В главных ролях: Алексей Серебряков, Евгений Ткачук, Георгий Кудренко.

Цифровая премьера: 15 января 2018 года.

Кто вообще придумывает фильмы с такими названиями? Дебютант этого года Александр Хант, который до этого снимал известные в узких кругах короткометражки. Неожиданно для кинозрителей он родил сенсацию: не похабный, не глупый и не банальный российский фильм, который показывает историю обычного гопника, которая вдруг стала близка почти каждому жителю России.

«Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов» — лично для меня, фильм года; ни одной картине не удалось вызвать столько же положительных эмоций, которые подкрепились объективным уважением к труду режиссёра. Помимо замечательного актёрского дуэта, у фильма есть ряд преимуществ: новый взгляд на типичный конфликт отцов и детей, демонстрация российской глубинки без очевидной чернухи и визуальная красота в каждом кадре от работы с цветом.

Автор: Николай Чумаков.

«Чудо-женщина»

Режиссёр: Пэтти Дженкинс

В главных ролях: Галь Гадот, Крис Пайн, Робин Райт и Дэнни Хьюстон.

Цифровая премьера: 28 августа 2017 года.

Если бы в фильме не было Галь Гадот, он был бы в десятки раз скучнее. Довольно сложно оторвать глаза от бывшей «Мисс Израиль» и отставной военнослужащей, когда она в одиночку уничтожает взводы солдат и при этом не портит причёску. Но авторы опрометчиво превратили героиню Галь Гадот в мягкую и безобидную. В комиксах Чудо-Женщина редко смотрит на людей глазами милого оленёнка и влюбляется в первого встречного мужчину. Вместо этого она представляется как сильный лидер, готовый пойти на жертвы ради своих целей.

Чудо-Женщина в исполнении Галь Гадот так не умеет. Лишь в последнем акте она перестаёт вести себя как пятилетний ребёнок с суперсилой и становится похожа на прототип из комиксов. Об остальных героях сказать нечего — авторы забыли придумать им истории. «Чудо-женщина» далеко не самый провальный фильм о супергероях — здесь хватает зрелищных сцен и неожиданных поворотов в сюжете. Но для медиафраншизы DC эта картина стала лишь ещё одной тщетной попыткой угнаться за мощнейшим конвейером от Marvel.

Автор: Роман Персианинов.

* * *
Блок quiz недоступен

#итоги2017 #кино