Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

«Черновик» курильщика: обзор «Селфи» — попытки сделать из «Духлесса» психологический триллер

Обманчивая реклама, Константин Хабенский и море пафоса.

В тексте присутствуют спойлеры.

Когда посмотрел «Селфи» и разочаровался в русском кино

1 февраля в российских кинотеатрах стартовал фильм «Селфи» — новая работа режиссёра Николая Хомерики по сценарию Сергея Минаева, который основан на его романе «Духless 21 века. Селфи». Трейлеры и завязка фильма оказались очень похожи на выходящий весной «Черновик» по одноимённой книге Сергея Лукьяненко, но в версии Минаева всё оказалось просто и предсказуемо. Редактор TJ посмотрел картину и снова разочаровался в русском кино.

* * *

«Селфи» — история о писателе Богданове, который живёт разгульной жизнью, но в один из дней просыпается и узнаёт, что убил свою ассистентку, а его личность «стёрли». Почти с того же самого начинается культовый роман Сергея Лукьяненко «Черновик», у которого уже 15 марта выйдет собственная экранизация. Кроме похожего начала, в обоих фильмах сыграла Северия Янушаускайте, но на этом сходства между ними кончаются.

На самом деле «Селфи» — это не фентези, не триллер и даже не драма. Это «двойник» нормального кино.

Всю первую треть фильма Минаев уделяет практически самому себе: сложно не заметить, что писатель Владимир Богданов— это и есть литературная версия самого автора сценария. Богданов тоже известен по нескольким книгам одной серии, каждая из которых хуже предыдущей, ведёт собственную телепередачу («Богданов.Live») и цинично общается с окружающими.

В фильме писатель является эдакой «рок-звездой» и супергероем целого поколения. Например, первая сцена картины — герой Хабенского занимается сексом с женщиной, которую, судя по всему, впервые увидел.

«Селфи» начинается как триллер, хотя во многом напоминает «Духлесс» того же Минаева: тут тоже главный герой ведёт безответственный образ жизни — бесконечно развлекается и выпивает. Вроде бы всё выстраивается для развития интересной истории: писатель, который не может родить ни строчки талантливого текста, вдруг встречает своего двойника. И оказывается, что тот справляется со всем лучше самого Богданова.

В фильмах, на которые хочет быть похожим «Селфи», зрителя обычно стараются увлечь интригой о происхождении двойника. До какого-то момента остаётся надежда, что и в «Селфи» ответят на вопросы, кто он, откуда, в чём его хитрый план и так далее. Но эти вопросы почему-то не интересуют даже главного героя, и ответов на них никто не даёт.

Разгадка в итоге оказывается максимально прямолинейной, хотя тут можно было бы придумать море отличных сюжетов: cамый простой — психологическое расстройство на манер «Бойцовского клуба». И намёки на это есть: упоминается даже заболевание, при котором пациент уверен в существовании собственного двойника. Возможно, это вырезали из трёхчасовой версии ленты, которая так понравилась Фёдору Бондарчуку. Но зрителей оставляют с пустой интригой, которая никуда не ведёт.

Примерно с середины фильм просто неинтересно смотреть. Хочется, чтобы он побыстрее кончился.

В сухом остатке у Минаева и режиссёра Хомерики получается очень стерильный и бездушный фильм, который как будто писали, снимали и сыграли роботы. В отличие от «Духлессов», тут нет никакого высказывания о российском обществе или политике. Вся картина построена только вокруг одного персонажа и его небольшого окружения, выполняющего условные функции. В картине нет даже какой-то конкретной морали.

Складывается ощущение, что и фильма-то никакого нет: есть только его тень. Или селфи. Селфи фильма.

#кино #мнения