Почему неожиданный выход «Парадокса Кловерфилда» на Netflix — беспрецедентное явление для кино
И как развивалась одна из самых необычных франшиз Джей Джей Абрамса во вселенной «Монстро».
Кадр из «Парадокс Кловерфилд». Netflix
Во время Супербоула 5 февраля Netflix с помощью полуминутного тизера анонсировал выход нового фильма во вселенной «Монстро» (туда входит одноимённый фильм 2008 года и «Кловерфилд, 10»), про который было почти ничего неизвестно. Зрители получили возможность увидеть картину уже через три часа после выхода первой и единственной рекламы, хотя сначала ленту планировали показывать как обычно — в кинотеатрах.
Для того, чтобы проникнуться картиной, вспоминаем историю появления феномена «Монстро» и рассказываем, почему его скорый выход на Netflix — важное событие для киноиндустрии.
Рождение феномена
Серия «Монстро» — одна из самых неординарных франшиз в Голливуде. Она началась в 2008 году с одноимённого фильма (в оригинале «Cloverfield»). Как и многие другие проекты продюсера Джей Джей Абрамса, фильм делали в обстановке максимальной секретности. Его новая лента — типичный представитель жанра псевдо-документалистики или «найденной плёнки»: группа людей оказывается в эпицентре катастрофы, а один из них «снимает» происходящее.
Но благодаря необычным маркетинговым решениям картина стала феноменом ещё до выхода в кинотеатрах. До того, как первый тизер показали перед сеансами «Трансформеров» (2007) у фильма не было даже названия и кроме создателей о нём никто не знал. Съёмки картины начались только после выхода ролика и заняли всего 34 дня — чрезвычайно мало по голливудским меркам.
Фильм продвигали в том числе за счёт скрытой вирусной рекламы. Например, специально подготовили фиктивные выпуски новостей о таинственном крушении буровой платформы «Чуай», в которых упоминалась компания Tagruato, которая является частью сюжета картины. Ролики появились на YouTube на семи языках, в том числе и на русском.
Второй ролик показали уже в ноябре 2007 года перед сеансами «Беовульфа» — всего за два месяца до выхода ленты в кино. Всё это время сюжет картины держался в секрете, а из рекламы было сложно что-то понять, но она интриговала.
Любовь Абрамса к загадкам отразилась и на самой картине: «Монстро» хоть и был законченной историей, но после финальных титров у зрителей оставалось много вопросов. Было неясно, откуда взялся тот самый монстр, причём тут правительство, и самое главное — будет ли что-то дальше.
«Кловерфилд, 10»
В 2016 году вышла картина «Кловерфилд, 10» — спин-офф «Монстро», снятый режиссёром-дебютантом Дэном Трахтенбергом. О существовании фильма стало известно всего за два месяца до его выхода на экраны. Всё было настолько секретно, что актёры даже не знали названия фильма, в котором снимаются.
Первый трейлер показали во время премьеры нового фильма Майкла Бэя «13 часов: тайные солдаты Бенгази». А второй — во время Супербоула. В этот раз рекламные ролики тоже интриговали, оставляя за кадром самые важные сюжетные повороты и историю.
В отличие от «Монстро», «Кловерфилд, 10» — это камерный триллер, почти целиком снятый в одной локации. Продюсер картины Джей Джей Абрамс тогда заявил, что картина это «кровный родственник» оригинала, но прямого отношения друг к другу фильмы не имеют.
«Парадокс Кловерфилд»
Третий фильм во вселенной «Монстро» разрабатывали с 2012 года. Его собирались выпускать в кинотеатрах, но несколько раз переносили дату выхода. В начале 2018 года старт проката в очередной раз перенесли: с февраля на апрель. За время с начала производства ленты у неё не было ни одного рекламного ролика или тизера: только краткое описание сюжета и постер.
Вся реклама фильма сводилась к игре в альтернативной реальности (ARG), которую запустили 20 января. Студия создала сайт компании Tagruato, которая упоминается во вселенной, где игроки по кусочкам получали туманные намёки на события грядущего фильма.
Во время Супербоула-2018 зрители неожиданно увидели полуминутный тизер фильма с логотипом Netflix и узнали, что он выйдет сразу после окончания соревнований — то есть через три часа после появления рекламы.
Внезапный переезд и выход в онлайне вместо кинотеатров — беспрецедентный случай не только для самого Netflix, но и для рынка кино: студия Paramount в последний момент решила не выпускать фильм в кинотеатрах, а продать его для онлайн-стриминга. Причём об этом никто не объявлял заранее.
Нечто похожее было только с малобюджетным фильмом «Тайна 7 сестёр» с Нуми Рапас и Уиллемом Дефо, который сначала продали для классического проката. Но потом права купил Netflix и выпустил его раньше, чем картина стартовала в большинстве кинотеатров.
Обычно после окончания съёмок фильма его либо продают кинопрокатным компаниям и дистрибьюторам для проката в разных странах, либо крупные студии сами занимаются дистрибуцией своих фильмов. В случае с «Парадоксом Кловерфилда» студия Paramount, вероятно, поступила в ущерб самой себе: она могла заработать на всемирном прокате картины, выпустив её по примеру «Кловерфилда, 10», но вместо этого продала права Netflix. Для компании такого уровня это не крупный релиз, но, например, «Монстро» с таким же бюджетом (около 25 миллионов долларов) принёс студии около 100 миллионов долларов.
Что дальше
В конце января 2017 года стало известно, что во вселенной «Монстро» будет четвёртый фильм. Его досняли ещё до выхода «Парадокса» и он получил подзаголовок Overlord.
Картина расскажет о том, как американские десантники во время высадки в Нормандии случайно наткнулись на эксперименты нацистов со сверхъестественными силами.
Пока что выход картины планируется в кинотеатрах на 26 октября 2018 года, но Джей Джей Абрамс в одном из интервью заявлял, что каждый год будет появляться всего по одной картине во вселенной «Монстро», так что фильм могут перенести. Выйдет ли и он на Netflix или в кино, пока неизвестно.
#кино #netflix