Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

«Чёрное зеркало» Джей Джей Абрамса: обзор «Парадокса Кловерфилда»

В новой картине вселенной «Монстро» смешались разные жанры и отсылки к классике.

5 февраля Netflix сначала выпустил трейлер фильма «Парадокс Кловерфилда», а через три часа опубликовал картину онлайн. До этого о проекте было почти ничего не известно, но его планировали выпускать в кинотеатрах. «Парадокс Кловерфилда» — один из тех фильмов, про которые лучше ничего не знать заранее, поэтому не советуем читать дальше до просмотра.

Картина рассказывает о группе космонавтов на космической станции Cloverfield, которые пытаются решить проблему энергетического кризиса на Земле. Для этого они используют некий ускоритель частиц Шепарда, но во время одного из тестов всё идёт не по плану.

Редактор TJ посмотрел фильм и делится впечатлениями от самой неожиданной кинопремьеры в истории.

* * *

Хорошие фильмы ужасов пугают не за счёт монстров или скримеров, а благодаря акценту на каких-то общечеловеческих страхах и некой идее глобального зла, которая проходит сквозь весь сюжет картины.

«Парадокс Кловерфилд» — полная противоположность хорошему хоррору. В нём нет стройной истории, какого-либо антагониста и фильм вряд ли можно назвать страшным, хоть в нём и есть пара по-настоящему жутких моментов.

Этот момент не пугающий, а очень смешной

Возможно, что так и было задумано — «Парадокс Кловерфилд» хоть и продвигался в первую очередь как хоррор, на самом деле оказался ядерной смесью из разных жанров, идей, и отсылок к классике ужасов. Когда смотришь фильм, кажется, что сценарий писала нейросеть и авторы сами не знали, что получится в итоге: после короткой экспозиции «Парадокс» начинает сыпать событиями и угадать, что будет через минуту, становится практически невозможно.

Новый «Кловерфилд» — как существо из фильма «Нечто»: копирует всё, что попадётся под руку.

Самые страшные сцены фильма — отсылки к классике. Например, присутствует сцена из «Чужого», которую повторили почти покадрово, и недвусмысленная отсылка к «Сквозь горизонт». Также обыгрывается одна из самых известных городских легенд — о последствиях «Филадельфийского эксперимента», когда несколько американских кораблей якобы телепортировались вместе с экипажем. А ещё «Парадокс» можно перепутать с фильмом «Живое»: некоторые сюжетные повороты почти идентичны.

Помимо хоррор-составляющей, в картине есть много смешных моментов, почти все из которых обязаны актёру Крису О’Дауду («Компьютерщики»). Очевидно, авторы так и задумывали: одна из шуток появляется прямо во время чуть ли не самого жуткого момента фильма.

Самая лучшая часть «Парадокса» — визуальная. По данным издания Deadline, на производство фильма ушло 45 миллионов долларов, что сделало его самым дорогим во вселенной «Монстро». На экране виден каждый цент из этой суммы, а некоторые моменты откровенно удивляют уровнем постановки для небольшой ленты.

Фанатов предыдущих фильмов франшизы «Парадокс» может сильно разочаровать. Он должен был сюжетно связать «Монстро» и «Кловерфилд, 10», но «связью» это можно считать с огромной натяжкой. Картина и сама оказалась не слишком тесно привязана ко вселенной — её действия происходят до событий «Монстро», но в первом фильме нет ничего, что могло бы на это намекать и авторы решили никак не объяснять подобную неточность.

Возможно, что таким фильмам и правда стоит выходить только на Netflix. От «Парадокса» остаются неоднозначные чувства, и я бы задумался, прежде чем советовать друзьям смотреть эту картину в кино: всё-таки к походу в кинотеатр многие относятся ответственно. А вот включить фильм на Netflix, не вставая с дивана, намного проще. Возможно, именно так рассуждала Paramount, когда продала «Парадокс» Netflix и получила гарантированную прибыль вместо непредсказуемых результатов традиционного проката.

Лучшее слово, которым можно описать фильм — забавный. Если убрать общую привязку ко вселенной «Кловерфилда», то у режиссёра Джулиуса Она вышел набор стильных скетчей, которые чем-то связаны. Это практически четвёртый сезон «Чёрного зеркала», ужатый в полтора часа. Основная проблема фильма в том, что его идеи не развили до нужного уровня.

Мне «Парадокс» скорее понравился, но очередное детище Джей Джей Абрамса традиционно породило целую кучу новых вопросов и теперь больше всего интересно, какие ещё тузы остались в рукаве у продюсера. Возможно, что это станет понятно ещё через два года, когда в какой-нибудь день Netflix внезапно выпустит новую часть франшизы.

#кино #мнения