Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

Когда форма важнее смысла: обзор снятого на iPhone фильма «Не в себе» от Стивена Содерберга

Разбираемся, каким получился грандиозный эксперимент в кино от известного постановщика.

Кадр Bleecker Street

29 марта в российских кинотеатрах вышел фильм «Не в себе» от режиссёра Стивена Содерберга, который наиболее известен по работе над трилогией «Друзей Оушена». Для съёмок картины использовались только iPhone 7 Plus с различными аксессуарами.

Содерберг снял фильм за настоящие копейки по голливудским меркам — c бюджетом в 1,5 миллиона долларов с учётом мирового релиза. Съёмки заняли всего неделю, а монтировать режиссёр начал ещё на съёмочной площадке. Сам Содерберг отзывался о работе над картиной исключительно положительно: хвалил айфон, называя его «будущим киноиндустрии», и говорил, что это был его «самый свободный опыт как режиссёра».

Из-за конкуренции с крупными проектами «Не в себе» стартовал в российском прокате практически незаметно. Редактор TJ посмотрел картину и разобрался, как использование камеры iPhone 7 Plus повлияло на восприятие фильма и была ли в этом на самом деле необходимость.

Осторожно, текст может содержать незначительные спойлеры!

* * *

«Не в себе» рассказывает о девушке Сойер (героиня Клэр Фой), которая жалуется на преследование и онлайн-сталкинг врачу в психиатрической лечебнице и сама оказывается там заперта. Как и в «Иллюзии полёта» Роберта Швентке, первая половина картины «заигрывает» со зрителями, оставляя интригу. Неясно, на самом ли деле героиню преследуют или она сошла с ума и видит то, чего нет.

Картина начинается как второй сезон какого-нибудь сериала: героиня переезжает в новый город, устраивается на новую работу и начинает жизнь с чистого листа. Зрители как будто уже знают о ней практически всё и поэтому им интересно смотреть за её скучными рабочими буднями. Однако из-за этого первая треть фильма утомляет — там практически нет действия, а персонажа Клэр Фой раскрывают очень слабо.

Основная часть действия картины разворачивается в стенах психбольницы. Самое интересное начинается, когда героиню там запирают: с этого момента и почти до конца картина превращается в образцовый триллер. Мало кто хотел бы против своей воли оказаться запертым среди психически больных людей, тут неволей задумаешься: «А может, я и правда схожу с ума».

Однако авторы почему-то недолго задерживаются на этой идее и уже в середине фильма расставляют все точки над «i». После этого картина начинает играть на одной из самых актуальных тем сегодняшнего Голливуда — сексуальных домогательствах.

В конце концов «Не в себе» превращается в фильм о том, как далеко может зайти человек, который безо всяких причин решил, что кого-то любит.

Лично меня этот сюжетный ход только порадовал, потому что простые истории про ужасы в психбольницах уже давно стали в кино дурным тоном. Поэтому сценаристы «Не в себе» только дразнят этой идеей, но в итоге история идёт в другое русло.

Ближе к концу фильма героиня начинает всё больше сходить с ума, и сюжет вместе с ней: сложно сказать, было ли это так задумано или над второй частью авторы поленились поработать. Если в начале картины в происходящее вполне можно поверить, то ближе к концу история превращается в сюр, а кончается в духе первого «Чужого», где главная героиня лихо победила во многом превосходящего её монстра.

Тем не менее, сцена с комнатой заслуживает отдельной похвалы: персонаж Фой ведёт себя в ней настолько рационально и логично, расшатывая состояние антагониста и манипулируя им, что хочется встать с кресла и спросить у голливудских сценаристов во весь голос, почему персонажи в других фильмах не могут делать так же.

«Не в себе» — не совсем фильм ужасов, каким его пытается называть западная пресса и рекламировать прокатчик. Это скорее попытка привлечь внимание к проблеме преследования, которую принято не замечать. Тут есть страшные моменты, но большинство из них поставлены так, что напугаться не получается. Самые жуткие сцены фильма связаны с безразличием окружающих к жалобам героини: никто просто не верит, что она говорит правду.

Технически фильм не идеален, но мобильная камера iPhone 7 Plus, хоть и с дополнительными ухищрениями, но доставляет невероятные ощущения от просмотра. Благодаря айфону удаётся получить намного более глубокий эффект погружения, чем при использовании профессиональных камер.

Кадр со съёмок «Не в себе». Фото Bleecker Street

В Америке Содерберга ругали за то, что он зря использовал смартфон и мог бы снять всё как обычно. Однако в случае с «Не в себе» эффект мобильной камеры является средством выражения идеи и добавляет фильму ощущения странного мокьюментари (прим. TJ — псевдо-документальный фильм в формате «найденной плёнки»). Я привык видеть результат использования камеры айфона в видео в инстаграме и на ютубе, поэтому поначалу он вызывает странные чувства, но сразу же погружает.

Содерберг не первый режиссёр, снявший фильм полностью на айфоны, но первый из известных и крупных постановщиков, подобравшихся к формату. На примере «Не в себе» он доказал, что хороший режиссёр может взять айфон, чуть-чуть оборудования, набрать пару малоизвестных актёров (и Мэтта Дэймона), потратить неделю и снять авторский фильм, который будут показывать в кинотеатрах по всему миру.

Хочется верить, что на подобные эксперименты решатся и другие известные режиссёры, а пока они думают, Стивен Содерберг уже начал снимать свой второй фильм только на айфоны.

#кино #мнения #обзоры