Когда форма важнее смысла: обзор снятого на iPhone фильма «Не в себе» от Стивена Содерберга

Разбираемся, каким получился грандиозный эксперимент в кино от известного постановщика.

В закладки
Кадр Bleecker Street

29 марта в российских кинотеатрах вышел фильм «Не в себе» от режиссёра Стивена Содерберга, который наиболее известен по работе над трилогией «Друзей Оушена». Для съёмок картины использовались только iPhone 7 Plus с различными аксессуарами.

Содерберг снял фильм за настоящие копейки по голливудским меркам — c бюджетом в 1,5 миллиона долларов с учётом мирового релиза. Съёмки заняли всего неделю, а монтировать режиссёр начал ещё на съёмочной площадке. Сам Содерберг отзывался о работе над картиной исключительно положительно: хвалил айфон, называя его «будущим киноиндустрии», и говорил, что это был его «самый свободный опыт как режиссёра».

Из-за конкуренции с крупными проектами «Не в себе» стартовал в российском прокате практически незаметно. Редактор TJ посмотрел картину и разобрался, как использование камеры iPhone 7 Plus повлияло на восприятие фильма и была ли в этом на самом деле необходимость.

Осторожно, текст может содержать незначительные спойлеры!

«Не в себе» рассказывает о девушке Сойер (героиня Клэр Фой), которая жалуется на преследование и онлайн-сталкинг врачу в психиатрической лечебнице и сама оказывается там заперта. Как и в «Иллюзии полёта» Роберта Швентке, первая половина картины «заигрывает» со зрителями, оставляя интригу. Неясно, на самом ли деле героиню преследуют или она сошла с ума и видит то, чего нет.

Картина начинается как второй сезон какого-нибудь сериала: героиня переезжает в новый город, устраивается на новую работу и начинает жизнь с чистого листа. Зрители как будто уже знают о ней практически всё и поэтому им интересно смотреть за её скучными рабочими буднями. Однако из-за этого первая треть фильма утомляет — там практически нет действия, а персонажа Клэр Фой раскрывают очень слабо.

Основная часть действия картины разворачивается в стенах психбольницы. Самое интересное начинается, когда героиню там запирают: с этого момента и почти до конца картина превращается в образцовый триллер. Мало кто хотел бы против своей воли оказаться запертым среди психически больных людей, тут неволей задумаешься: «А может, я и правда схожу с ума».

Однако авторы почему-то недолго задерживаются на этой идее и уже в середине фильма расставляют все точки над «i». После этого картина начинает играть на одной из самых актуальных тем сегодняшнего Голливуда — сексуальных домогательствах.

В конце концов «Не в себе» превращается в фильм о том, как далеко может зайти человек, который безо всяких причин решил, что кого-то любит.

Лично меня этот сюжетный ход только порадовал, потому что простые истории про ужасы в психбольницах уже давно стали в кино дурным тоном. Поэтому сценаристы «Не в себе» только дразнят этой идеей, но в итоге история идёт в другое русло.

Ближе к концу фильма героиня начинает всё больше сходить с ума, и сюжет вместе с ней: сложно сказать, было ли это так задумано или над второй частью авторы поленились поработать. Если в начале картины в происходящее вполне можно поверить, то ближе к концу история превращается в сюр, а кончается в духе первого «Чужого», где главная героиня лихо победила во многом превосходящего её монстра.

Тем не менее, сцена с комнатой заслуживает отдельной похвалы: персонаж Фой ведёт себя в ней настолько рационально и логично, расшатывая состояние антагониста и манипулируя им, что хочется встать с кресла и спросить у голливудских сценаристов во весь голос, почему персонажи в других фильмах не могут делать так же.

«Не в себе» — не совсем фильм ужасов, каким его пытается называть западная пресса и рекламировать прокатчик. Это скорее попытка привлечь внимание к проблеме преследования, которую принято не замечать. Тут есть страшные моменты, но большинство из них поставлены так, что напугаться не получается. Самые жуткие сцены фильма связаны с безразличием окружающих к жалобам героини: никто просто не верит, что она говорит правду.

Технически фильм не идеален, но мобильная камера iPhone 7 Plus, хоть и с дополнительными ухищрениями, но доставляет невероятные ощущения от просмотра. Благодаря айфону удаётся получить намного более глубокий эффект погружения, чем при использовании профессиональных камер.

Кадр со съёмок «Не в себе». Фото Bleecker Street

В Америке Содерберга ругали за то, что он зря использовал смартфон и мог бы снять всё как обычно. Однако в случае с «Не в себе» эффект мобильной камеры является средством выражения идеи и добавляет фильму ощущения странного мокьюментари (прим. TJ — псевдо-документальный фильм в формате «найденной плёнки»). Я привык видеть результат использования камеры айфона в видео в инстаграме и на ютубе, поэтому поначалу он вызывает странные чувства, но сразу же погружает.

Содерберг не первый режиссёр, снявший фильм полностью на айфоны, но первый из известных и крупных постановщиков, подобравшихся к формату. На примере «Не в себе» он доказал, что хороший режиссёр может взять айфон, чуть-чуть оборудования, набрать пару малоизвестных актёров (и Мэтта Дэймона), потратить неделю и снять авторский фильм, который будут показывать в кинотеатрах по всему миру.

Хочется верить, что на подобные эксперименты решатся и другие известные режиссёры, а пока они думают, Стивен Содерберг уже начал снимать свой второй фильм только на айфоны.

#кино #мнения #обзоры

{ "author_name": "Дамир Камалетдинов", "author_type": "editor", "tags": ["\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043a\u0438\u043d\u043e"], "comments": 11, "likes": 47, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tv", "id": 68521, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Mon, 02 Apr 2018 14:40:00 +0300" }
Комментарии

Преподобный Орзэмэс

2

Пишешь рецензию на фильм, который отличается по способу создания.
Люди читают чтобы понять как оно и возможно заценить в кино.

Осторожно, текст может содержать незначительные спойлеры!

Кино и сериалы
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Оперативные новости со всего мира
Подписаться на push-уведомления