Кино и сериалы
Роман Персианинов

Как школьников организуют в походы на отечественные фильмы — на примере «Собибора»

Монологи учащихся, столкнувшихся с призывами руководства учреждений идти на патриотическую картину: порой под угрозой занижения оценок.

Константин Хабенский на научной конференции в Братиславе в преддверии выхода «Собибора». Фото Александра Шалгина, Российское историческое общество

В начале мая в России состоялась премьера фильма «Собибор» о восстании в нацистском лагере смерти в 1943 году. Некоторые российские киноведы восприняли картину со скепсисом, так как среди авторов идеи и части сценария оказался глава ведомства Владимир Мединский, а съёмки финансировало Министерство культуры. К примеру, шеф-редактор сайта журнала «Бюллетень кинопрокатчика» предположил, что ради продвижения фильма Минкульт может воспользоваться административными ресурсами — например, перенести премьеры конкурентных картин.

После премьеры «Собибора» в интернете стали появляться жалобы учеников различных школ, которых якобы вынудили пойти на военную картину под предлогом празднования 9 мая или угрозой занизить оценки по предметам. Несколько учеников школ и лицеев в разных городах рассказали TJ о случаях принуждения к походу на такие фильмы, а дальнейший разговор с представителями школ показал, что практика призыва пойти на отечественное кино в «рамках воспитательного процесса» — не редкость.

Все имена учеников скрыты по их просьбе.

Пермь

На фильм ходили после уроков. Заставляли идти всех старшеклассников (10-11) классы. Угрожали недопуском к [ЕГЭ] 11 классу, 10 классу были готовы в годовую оценку поставить двойку. Необходимость просмотра не объясняли. Родители отреагировали негативно, но всё это быстро замялось. [Родители] хотели пожаловаться, но раз ничего плохого не произошло, то и идти не стали.

[По итогам похода] заставляли писать в виде эссе, что понравилось, а что нет. Инициатива исходила от нескольких учителей, другие учителя, которые не имеют отношения к 10-11 классам, ничего не говорили.

Один десятиклассник отказался [идти в кино] по причине отъезда в больницу. Учителей это убедило не до конца, поэтому ему поставили пять двоек подряд по физкультуре, с возможностью закрыть лишь две. Как вы понимаете, в конце учебного года это всё равно сильный удар по ученику. Учитель физкультуры говорит, что об этом вообще ничего не знает.

ученик 11 класса пермского Лицея №1

Ученик уточнил, что никаких документов, подтверждающих организацию похода на «Собибор», не было, всё проходило «на словах».

В разговоре с TJ организатор похода в кино и преподаватель лицея Елена Чудинова сообщила, что на «Собибор» сходили примерно 56 человек — все они учатся в седьмом, восьмом или девятом классах и пошли на сеанс за свой счёт. Чудинова не смогла назвать точную цифру, так как не уверена, кто из учащихся «точно дошёл», отметив, что такие походы организуются только для «среднего звена» учащихся с седьмого по девятые классы, а у более старших классов нет.

По словам Чудиновой, с инициативой пойти на фильм выступила классный куратор лицея. На вопрос, почему для похода выбрали именно эту картину, преподаватель ответила кратко: «Она русская и про войну», что накладывалось на празднование 9 мая. Представитель учреждения допускает, что среди учеников нашлись те, кто отказался от просмотра, но заверила, что за этим не последовало никаких санкций или просьб написать какую-то работу по факту просмотра.

Ученики неоднократно ходили в кино от лицея, подтвердила Чудинова. Зачастую это российские и военные фильмы, на которые предлагают сходить преподаватели. Голливудские картины ученики посещают редко, и обычно их предложения отправиться в кинотеатр на «какие-нибудь мультики или фильмы сильного развлекательного характера» не поддерживаются.

Невинномысск

У нас в городе один кинотеатр, поэтому школы выкупали целые залы и образовалась очередь. Например, в пятницу идёт одна школа, в субботу — другая, и так далее. Сказали, что идти нужно обязательно. Не знаю, как у остальных, а у нас шла не вся школа, только 8-11 классы включительно. Можно было отказаться, можно было просто не приходить в этот день в школу, но грозили как обычно — звонки родителям, возвращение уроков (кино было во время уроков), обличающие фразы типа: «не помните, не уважаете».

[Причину похода] объясняли фразами «надо вот помнить, уважать», «они за вас жизни отдали» и всё такое. Мои родители никак не отреагировали: лишь узнали моё мнение и сказали поступать так, как знаю. [Работу по итогам просмотра] писать не заставляли.

Как сказала знакомая родителей, которая работает в сфере образования, просто пришло указание директорам отправить учеников на просмотр [«Собибора»]. Особого наказания не было. Разве что на классном часу пару минут обвинительных речей типа «не уважаешь, не гражданин» и всё такое. У нас в классе так, как у других — не знаю. Никаких приказов [о походе в кино] не вывешивали, всё на словах. Поход проходил вместо уроков: биологии, русского языка, МХК и физкультуры. Физику отвоевали, так как ЕГЭ не ждёт.

ученик 11 класса в Лицее №6 Невинномысска

Перед ответом на вопросы TJ завуч учреждения (она отказалась назвать своё имя) попросила подождать, чтобы она поговорила с учениками и узнала их мнения по ситуации. После этого она отвергла обвинения в принуждении учеников идти на фильм и назвала поход «личной инициативой» учащихся. Завуч предположила, что за обвинениями лицея мог стоять «какой-нибудь двоечник».

Директор лицея Марина Агаркова пояснила TJ, что ученики ходили на фильм в разные дни — например, когда в расписании класса выпадали подряд два предмета: история и классный час. С инициативой к Агарковой приходили классные руководители, а заинтересованность детей фильмом она объяснила рекламой и преддверием празднования 9 мая. «У нас уже были такие походы, например, фильм „Сталинградская битва“ (вероятно, имеется в виду картина „Сталинград“ Фёдора Бондарчука — прим. TJ), в основном инициаторами были преподаватели истории или классные руководители старших классов».

Как предположила Агаркова, выбор фильма обуславливается исторической датой или культурной ценностью: «Мы не ходим на абы какие фильмы». Директор учреждения удивилась просьбе прокомментировать заявления о том, что детей вынуждали идти на фильм — по её мнению, поход на «Собибор» был исключительно добровольным.

Сарапул

Угроз [в случае отказа от похода в кино] особо не было. Например, я не пошёл, но потому что был в больнице. Классная этому немного удивилась, а так вроде никакой реакции не было. Объясняли, мол, [идти нужно] для того, чтобы мы увидели, как там всё было. Мы и до этого ездили на военные фильмы — родители реагировали нормально.

ученик школы №25 в Сарапуле

В разговоре с TJ классный руководитель 10 класса и психолог школы №25 Татьяна Ястребова объяснила, что поход на «Собибор» запланировали за месяц до самого похода, «когда пошла реклама фильма и стало понятно, о чём в нём идёт речь». Это решение принял совет старшеклассников с разрешения преподавателей в рамках школьного блока патриотического воспитания. Ястребова подтвердила, что ученики других школ в Сарапуле также ходили на фильм, однако она не знает, как там проходила организация мероприятия.

В кино от школы пошли два девятых, десятый и одиннадцатые классы — все они сходили в один день после уроков. Ястребова заверила, что никого из учеников не принуждали к походу и все согласились добровольно. Она вспомнила случай во время похода на фильм «Притяжение» Фёдора Бондарчука в 2017 году — тогда инициативу проявили преподаватели. Они предложили сходить на фильм, «где раскрываются некие социальные проблемы», сформулировать эти проблемы и дать им оценку на уроке обществознания.

Как пояснила Ястребова, некоторых учеников возмутил тот факт, что «нужно было задуматься и выделить социальную проблему». С «Собибором» такой проблемы не возникло, говорит преподаватель, добавляя, что ученики самостоятельно заплатили полную цену за билеты в кино.

Нижневартовск

Это [поход в кино] звучало скорее как призыв или рекомендация, давления не было, когда кто-то из ребят говорил, что ему это неинтересно — учителя никак не реагировали. Они говорили, что фильм интересный и исторический, ничего более. Родителям я об этом не рассказывала, писать сочинение по мотивам фильма не заставляли. Я [с друзьями] не ходили на фильм, каких-либо наказаний за этим не последовало.

ученица 11 класса школы №43 в Нижневартовске

В разговоре с TJ представитель школы (она не назвала своего имени) не смогла назвать точную цифру учеников, которые ходили на «Собибор», но уточнила, что их было много. На сеанс отправились ученики девятых, десятых и одиннадцатых классов, все они платили за себя сами, продолжила представитель учреждения, однако затем сказала, что от «школы учеников организованно не водили». Им лишь рассказали о картине, но пошли они самостоятельно. Работник учебного заведения отказалась отвечать, ходили ли ученики на фильмы от школы ранее, сославшись на занятость перед последним звонком.

Маркс

У нас просто сказали всем сдать по 100 рублей, пришли в кино, отсидели и ушли. Все восьмые классы точно заставили, насчет остальных не знаю. Некоторые остались довольны, но я не согласна. Это один из очень немногих фильмов (а может и первый), за который мы именно платили, а так в мае на фильмы о войне нас гоняют. Не помню, чтобы в другое время года такое было, но не исключаю.

ученица восьмого класса в городе Маркс

Ученица открыто сказала преподавателю о нежелании идти на фильм и сдавать деньги. Учитель проигнорировал её заявление, а одноклассники не поддержали. По словам девушки, ей рассказывали ещё о двух случаях похода в кино: от городских школ №1 и №5.

TJ обратился в приёмную школы №1: там посоветовали позвонить «Ольге Викторовне», вероятно, имея в виду заместителя директора и преподавателя Ольгу Перевозную, и дали её номер. 10 попыток дозвониться по указанному номеру в разное время не увенчались успехом: корреспондента либо просили перезвонить из-за технических неполадок, либо телефон был занят.

В школе №5 никто не взял трубку, поэтому TJ позвонил в соседнюю шестую школу: преподаватель учреждения (она отказалась назвать имя) заверила, что никто из учеников организованно не ходил на «Собибор», но незадолго до премьеры картины ученики школы сходили на фильм «Тренер» Данилы Козловского. Как объяснила преподаватель, с такой инициативой одновременно выступили и учителя, и школьники. Классы и раньше ходили на российские картины в рамках воспитательной программы, дополнила она.

С предложением сходить на «Собибор» в школу также звонили представители местного и единственного в городе кинотеатра «Тетерин», утверждает преподаватель. «Насколько [это] правильно или неправильно, но они с нами сотрудничают, иногда предлагая фильмы, [на которые дети могут сходить]».

В подготовке материала участвовала Майя Гавашели.

#кино #истории