Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

Не адаптация, а краткий пересказ: обзор фильма «Черновик» по культовому роману Сергея Лукьяненко

Ужасная графика, халтурная съёмка и бессвязная история.

Даже для промо-кадров не потрудились нарисовать правдоподобную графику. Кадр WDSSPR

В этом тексте нет спойлеров, но «спойлерить» в фильме и так нечего.

25 мая в России выйдет «Черновик» — картина по фантастическому роману автора «Дозоров» Сергея Лукьяненко. Писатель не участвовал в производстве фильма, но заявил, что он намного ближе к первоисточнику, чем ленты Тимура Бекмамбетова. Редактор TJ заранее посмотрел «Черновик» и теперь делится впечатлениями.

* * *

Фильм «Черновик» рассказывает о молодом человеке по имени Кирилл (Никита Волков), который строит карьеру успешного игрового дизайнера. В какой-то момент его «стирают» из реальности. Сначала оказывается, что в его квартире прописана и живёт незнакомая ему женщина Рената (Северия Янушаускайте). Затем Кирилл пропадает из всех государственных баз данных, а коллеги, друзья, соседи и даже собака его забывают.

Я читал «Черновик» ещё в школьные годы и он твёрдо засел в моей памяти как необычный взгляд на идею путешествий между мирами. Картина начинается почти так же, как и роман Сергея Лукьяненко — фанатов книги это может ввести в заблуждение.

Поначалу можно решить, что «Черновик» это экранизация, но на самом деле — это краткий пересказ сюжета из «Википедии».

От «Черновика» я не ждал никаких откровений — было бы достаточно просто визуализировать сюжет книги, упростив какие-то детали. Как показал пример «Дозоров» — это не такая уж сложная задача, если есть желание. Но авторы «Черновика» выдернули из книги лишь отдельные элементы, не став углубляться в суть и строить цельную историю.

Сюжетно «Черновик» — очень плохое кино: половину фильма действие стоит на месте, а в остальное время не выдерживает никакой критики. Персонажи проходят через ряд испытаний, но на них это никак не отражается.

Пожалуй, лучший кадр в фильме: утопическая Москва с буддистскими храмами и кучей небоскрёбов у Кремля.

В истории напрочь отсутствует какая-либо интрига даже для тех, кто не читал книгу: авторы отодвинули основной сюжет на второе место и оставили в центре повествования неуместную драму главного героя и его потерянной девушки. Из-за этого происходящее на экране становится скучным после первых 15-20 минут картины.

Но на сценарии проблемы только начинаются. Техническую часть картины ругать можно намного дольше: для фильма за полмиллиарда рублей качество графики непозволительно низкое. Даже в фанатских фильмах с куда меньшими бюджетами эффекты выглядят лучше.

Проработка других миров просто никакая — вот есть обычная Москва, есть Москва в снегу и с мини-паровозиками, есть Москва с джунглями, а есть Москва с ретро-футуризмом. Больше ничего об этих мирах никто не сообщает, а глазу не за что зацепиться, потому что это одни и те же локации с небольшими изменениями на фоне.

Вариант Москвы с джунглями выглядит как кадр из старой компьютерной игры

Ещё с первых кадров кажется, что это пилотный эпизод сериала на «России-1»: на это указывают невзрачная операторская работа и серая цветокоррекция даже в ярких сценах. По мере просмотра это ощущение только усиливается, и не просто так: помимо полнометражной картины продюсеры задумали сериал из восьми серий. Судя по всему, у «Черновика» запланировано продолжение — лента резко заканчивается на полуслове.

Фильм явно делали на коленке и с равнодушием к результату. Как ещё можно объяснить, что обозначенное в одной сцене условие, при котором герой может умереть, нарушается уже в следующий же момент. Монтаж настолько рваный, что иногда вообще непонятно, зачем герои делают то, что делают. А в некоторых сценах актёров переозвучивали уже после съёмок и не попали в движения губ.

* * *

Под конец градус абсурда «Черновика» вырос настолько, что мне захотелось уйти, чтобы не мучаться. В итоге я удержался, а некоторые нет: это был редкий на моей памяти пресс-показ, когда зрители вышли из зала и не вернулись.

После трейлеров ещё оставалась надежда на какие-то финальные правки, но оказалось, что в рекламу включили лучшие моменты фильма. Неясно, на что рассчитывают авторы, собираясь показать картину на кинофестивале в американском Сиэттле: это даже не второсортное кино, а что-то на уровне прошлогодних «Защитников» Сарика Андреасяна.

Несмотря на все недостатки и конкуренцию с выходящим 23 мая «Ханом Соло», у «Черновика» есть небольшой шанс отбить бюджет: в ближайшее время его как минимум будет активно продвигать «Яндекс», профинансировавший производство через «Яндекс.Студии», а также «Россия-1» — по тем же причинам.

#мнения #кино #разборы