{"id":863,"title":"\u041a\u0430\u0440\u0442\u0430 \u00ab\u0422\u0438\u043d\u044c\u043a\u043e\u0444\u0444\u00bb, \u0437\u0430 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043d\u0435 \u043d\u0443\u0436\u043d\u043e \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c","url":"\/redirect?component=advertising&id=863&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/257524-tinkoff-black&placeBit=1&hash=d673c9c52dbb7f964b5abc06d882967a107007cc221457ce2d6dba3eb1c520a1","isPaidAndBannersEnabled":false}

Безликая ода русскому року: каким получилось «Лето» находящегося под арестом Кирилла Серебренникова Статьи редакции

Почти никакой политики или серьёзных высказываний — только два часа музыки и романтики.

«Лето». Кадр Sony Pictures

7 июня в России выйдет «Лето» режиссёра Кирилла Серебренникова.Картину высоко оценили как многие западные издания, так и подавляющее большинство российских критиков. Лента рассказывает о начале творческого пути Виктора Цоя и формирования русского рока в 1980-х.

Премьера фильма на Каннском кинофестивале в начале мая 2018 года сопровождалась несколькими скандалами. Она прошла без режиссёра Кирилла Серебренникова, который уже больше восьми месяцев находится под домашним арестом по «делу Седьмой студии» и смонтировал картину в условиях изоляции от внешнего мира.

За несколько месяцев до премьеры картины один из участников тех событий Борис Гребенщиков раскритиковал «Лето», прочитав сценарий. Музыкант назвал картину «ложью от начала и до конца». Также картину раскритиковал сооснователь группы «Кино» Алексей Рыбин, запретив Серебренникову использовать свой образ.

В Каннах СМИ уделили отдельное внимание флешмобу FreeKirill, который запустили несколько российских журналистов, одевшись в белые футболки с этой надписью. Акцию даже поддержала съёмочная группа, выйдя на красную дорожку с табличкой с именем Серебренникова.

Фото Getty

Редактор TJ заранее посмотрел фильм и выяснил, стоит ли он высоких ожиданий, которые появились из-за скандала с арестом режиссёра, а также имеет ли тут значение историческая достоверность.

«Лето» в первую очередь посвящено романтике: центром сюжета стал любовный треугольник между Майком Науменко (Рома Зверь), его женой Натальей (Ирина Старшенбаум) и Виктором Цоем (Тео Ю). Несмотря на то, что картина снята по мотивам воспоминаний Натальи Науменко, это отнюдь не биографическая лента.

На самом деле фильм, напротив, игнорирует исторические факты эпохи. Очевидно, это было сделано намеренно, и, кажется, Серебренников даже издевается над теми, кто ругает фильм за отсутствие достоверности. После некоторых явно вымышленных сцен появляется персонаж по имени Скептик, который обращается к зрителям напрямую и показывает табличку с надписью «этого не было», написанной на газете «Правда».

«Лето». Кадр Sony Pictures

Фильм начинается неспешно и поначалу может показаться, что дальше он станет динамичным, но этого не произойдёт. Медленный темп повествования и длинные планы «одним кадром» будут лишь изредка прерываться клиповыми вставками.

Эпизоды с рисованной анимацией под западные хиты — лучшее, что есть в фильме. Они хоть как-то разбавляют стоящий на месте сюжет.

Стилизованные клипы начинаются неожиданно и поэтому надолго запоминаются после просмотра: например, под песню «Psycho Killer» Talking Heads происходят вымышленная сцена с погоней в советской электричке, а во время поездки в троллейбусе обычные пассажиры исполняют «The Passenger» Игги Попа.

«Лето». Кадр Sony Pictures

У «Лета» нет сюжета в привычном понимании этого слова: история как будто вырвана из контекста чего-то более крупного и лишена кульминации с развязкой. Из-за этого первую половину фильма смотреть намного проще, чем вторую, где практически ничего не происходит.

В этом смысле «Лето» ближе к работам Джима Джармуша, «Патерсон» которого был посвящён жизни обычного человека. Однако картина Серебренникова всё-таки посвящена известным музыкантам, повлиявшим на общество и в их жизни наверняка были интересные моменты. Но в фильм они почему-то не попали.

Но главная проблема «Лета» в том, что оно лишено яркого высказывания автора: Серебренников не критикует власть и не восхваляет западные ценности.

Отсутствие взгляда автора можно было бы понять, если бы фильм был биографическим, но это вымышленная история, поэтому Серебренников мог себе это позволить. Из-за такой стерильности «Лето» получилось довольно скучным — в нём нет конфликта.

В техническом плане работа Серебренникова получилась практически идеальной: она снята в чёрно-белых цветах, но отсутствие ярких красок компенсируется операторской работой и постановкой света. Актёрская игра оказалась непривычно хорошей для русского кино: Ирина Старшенбаум превзошла себя, а кореец Тео Ю отлично вписался в роль Виктора Цоя, хоть и не знает русского языка — свои реплики он просто заучил наизусть.

В «Лете» нет положительных или отрицательных персонажей: даже условная «система» (советская власть) выглядит скорее добрым самаритянином. Музыкантам дают свободно выступать в провластном рок-клубе, а его руководству новая музыка даже нравится. Никого не убивают и не сажают: авторы, напротив, показывают, что можно договориться.

Единственный эпизод, который можно принять за проявление агрессии со стороны советской власти — призыв в армию первого барабанщика «Кино». Но даже этот момент лишён каких-то жёстких элементов и ни к чему не ведёт: музыканта просто заменяют драм-машиной.

«Лето». Кадр Sony Pictures

Ближе к финалу двухчасовое «Лето» становится одним из тех фильмов, которые всё никак не могут закончиться, хотя уже бы пора. Картина трижды подряд подводит к титрам, но почему-то продолжается. Концовка получилась смазанной, но по-своему символичной.

У Серебренникова вышел стерильный фильм, почти лишённый динамики и контекста. «Лето» нужно смотреть только уверенно зная, что это не байопик о русском роке, а мюзикл про любовь: иначе два часа монотонного повествования выдержать будет непросто.

{ "author_name": "Дамир Камалетдинов", "author_type": "editor", "tags": ["\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043a\u0438\u043d\u043e"], "comments": 15, "likes": 35, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tv", "id": 71795, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 05 Jun 2018 22:41:00 +0300", "is_special": false }
0
15 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Математический крюк

Жду 3-х часовой обзор на картину с разбором историчности

14
Органический фитиль

Там еще на dtf.ru есть обзорщики, они тоже могут.

0
Многолетний бокал

Хм, а ведь можно было бы: что сказал автор и что мог бы рассказать о той эпохе, напомнить контекст мировых событий, добавить мнения участников и противников...

0
Прямой Кирилл

Комментарий удален по просьбе пользователя

2
Верховный жар

Из-за этого выделения тж попал под объектив деградат нации
https://vk.com/wall-39439883_2895647

1
Прямой Кирилл

Комментарий удален по просьбе пользователя

0
Лунный Илья

Комментарий удален по просьбе пользователя

1
Порядочный кран

Не плакал (там не над чем), но под конец хотелось уже уйти, когда понял, что это всё так ничем и не кончится

1
Праздничный завод

Если будет что-то близкое к "Синг стрит" и "Как разговаривать с девушками на вечеринках", то мне возможно понравится. Хотя ждал конечно что-то вроде "Контроля" Корбейна

1
Задний цвет

"Лето" пока не смотрел. но я без особых ожиданий.
по мне, у Кирилла от фильма к фильму все хуже и хуже. "Изображая Жертву" был поразительным впечатляющим откровением. "Юрьев День" — Линч по русски, жутковато и цепляющие.
а вот "измены" и следующий "(м)ученик" насколько сыро и искусственно, что аж грустно.

реально, если хочется цоевский вайб словить, то лучше "шапито-шоу.уважение и сотрудничество" глянуть, как написал парень выше

1
Совместный бас

Фильм посмотрю, но по трейлеру не очень понравился. Мне даже у Звягинцева только один фильм понравился - Левиафан. Задрачиваю в просмотрах в основном европейское фестивальное кино.

0
Железный Абдужаббор

Если актера на роль Цоя подбирали исключительно по разрезу глаз, то можно было бы взять и Хироюки Тагаву. Он бы хоть драйва в фильм добавил.

0
Совместный бас

Вот похожий на Цоя актёр, он даже вроде песни Цоя поёт более-менее похоже. Кадр из офигенного фильма "Шапито-шоу" Сергея Лобана.

3
Офицерский ихтиандр

Как мне кажется, чб здесь смотрится совершенно никак и только портит картинку. Могло бы быть уместно, но получается никак. Скорее всего, потому что цифра, а не плёнка.

0
Суровый рак

По трейлеру было понятно, что это тягучая тягомотина.

0
Читать все 15 комментариев
null