Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

Каким получился «Поиск» — второй фильм в формате ScreenLife, действие которого происходит на экранах гаджетов

И что ждёт этот формат в ближайшем будущем.

Кадр из фильма «Поиск», Sony Pictures

10 июня на фестивале научной фантастики «Старкон» за три месяца до старта в кинотеатрах показали картину «Поиск» (Searching). Производством фильма занималась компания Тимура Бекмамбетова Bazelevs (сам он выступил продюсером), а снял ленту режиссёр-дебютант большого кино Аниш Чаганти.

Всё действие «Поиска» разворачивается на экранах ноутбуков, компьютеров или смартфонов. Это второй фильм в формате ScreenLife после «Убрать из друзей» 2015 года.

Редактор TJ посмотрел фильм заранее и рассказывает, каким он получился, а также что ждёт жанр дальше.

* * *

Представлять картину на «Старконе» Бекмамбетов приехал лично. До начала показа он с уверенностью заявил, что зрителям «Поиск» очень понравится, и попросил не рассказывать о главном (и очень неожиданном) сюжетном повороте картины.

Судя по всему, в успехе уверена и студия Sony, которая решилась на беспрецедентный шаг — показать фильм за три месяца до старта в российских кинотеатрах. Картину пока даже не до конца локализовали: интерфейсы и надписи были на английском, но это никак не помешало просмотру.

Создание формата ScreenLife приписывают чуть ли не лично Бекмамбетову, даже называя его авторским. Но это не совсем так: одними из самых первых, если не первыми, подобный формат использовали создатели сериала «Сцена» (The Scene, 2004-2006), который рассказывал о жизни интернет-пиратов. Всё действие происходило на экране компьютеров, но в углу было видно изображение человека, который за ними сидит.

Однако «Сцена» в своё время была известна только среди небольшого круга пользователей файлообменников и технически подкованных специалистов, которым было интересно, как фильмы оказываются в сети. Несмотря на необычную подачу, сериал работал и был цельным. Он раскрывал главных героев, развивал историю и заканчивался эффектной развязкой, но сложно было представить, во что вырастет такой формат.

В 2015 году Бекмамбетов спродюсировал «Убрать из друзей» — хоррор про нескольких друзей, чья знакомая умерла, но вскоре «ожила» в сети и начала писать подросткам. Картина стала одной из самых успешных в истории кино: при бюджете в 1 миллион долларов, включая расходы на маркетинг, она заработала 64 миллиона долларов в прокате — то есть окупилась по меньшей мере в 30 раз. По окупаемости фильм разделяет топ-10 с «Паранормальным явлением», «Ведьмой из Блэр» и другими известными фильмами ужасов.

После этого Бекмамбетов анонсировал ещё несколько фильмов в том же жанре, включая сиквел «Убрать из друзей». Однако вторым по счёту screen-life-фильмом станет «Поиск». В «Убрать из друзей» необычная подача в первую очередь помогала пугать. Из-за того, что действие происходило на экране ноутбуков, появлялся невероятный эффект присутствия.

Однако у «Поиска» другие задачи: это детективный триллер с элементами серьёзной драмы. В этот раз зрителей недостаточно напугать скримером на веб-камеру — нужна была и хорошая актёрская игра, и цельный сюжет, и достаточно интересная история, чтобы интриговать зрителей.

Удивительно, но всё это в «Поиске» работает, а формат ScreenLife только помогает картине: происходящее на экране воспринимаешь от первого лица и если после просмотра открыть свой ноутбук — будет немного не по себе. Актёр Джон Чо («Изгоняющий дьявола», «Стартрек») отлично сыграл страдающего отца, который пытается найти внезапно пропавшую дочь, а сюжет держит в напряжении до самого конца.

В плане взаимодействия с техникой к «Поиску» всё же есть вопросы. Например, мне сложно представить, чтобы я оставлял открытым приложение FaceTime на макбуке почти всё время: обычно оно бесит тем, что постоянно выводит изображение с веб-камеры, даже когда никуда не звонишь. Но на это допущение пришлось пойти авторам как «Поиска», так и «Сцены», чтобы зрители хоть немного видели актёров.

В остальном картине сложно предъявить претензии: она держит планку триллера с начала и до конца, а также поднимает довольно серьёзный вопрос социальной изоляции и «двойной жизни» в эпоху соцсетей. Кроме того, «Поиск» получился на удивление хорошим детективным триллером, разгадку к которому интересно искать вместе с главным героем.

После окончания показа Тимур Бекмамбетов провёл сессию вопросов и ответов, на которой рассказал немного о будущем ScreenLife. В ближайшее время зрителей ждёт целая очередь из подобных проектов.

Оказывается, продюсер задумал целую кинофраншизу, и в разработке на разных стадиях уже почти два десятка проектов, включая сиквел «Убрать из друзей», «Профайл» и «Днюху!» Романа Каримова. Также, по словам Бекмамбетова, его команда нашла способ ускорить пост-продакшн ScreenLife-картин (обычно их снимали меньше чем за две недели и монтировали ещё около полутора лет).

#кино #разборы #мнения