Кино и сериалы
Николай Чумаков

«Суперсемейка 2» вышла спустя 14 лет после оригинала и ничего не испортила

Как студия Pixar справилась с мультфильмом о супергероях в эпоху, когда от них все устали.

14 июня в российских кинотеатрах выходит вторая часть одного из самых успешных мультфильмов студии Pixar — «Суперсемейка».

Редактор TJ посмотрел картину заранее и рассказывает, почему она получилась свежей и захватывающей, несмотря на то, что супергерои стали штампом массового кино.

* * *

В 2004 году массовый зритель смотрел на героев комиксов без энтузиазма: ему показали дружелюбного «Человека-паука» и «Блэйда» с рейтингом 18+. Никто ещё не слышал о миллиардных сборах «Мстителей», не знал «Дэдпула» и не думал, что такое кино может быть семейным развлечением. В то же время сотрудник студии Pixar (уже завоевавшей доверие «Историей игрушек» и «Корпорацией монстров») Брэд Бёрд мечтал снять кино для всех о семье с суперсилами. Бёрд работал над сценарием «Суперсемейки» с 90-х годов, рисовал раскадровки гуашью и многих героев озвучивал самостоятельно.

Даже когда студия выделила Бёрду команду для проекта, ожидание зрителей подогревали аккуратно — первый трейлер вышел за полтора года до премьеры и в нём не использовали кадры из мультфильма.

Первая «Суперсемейка» собрала в прокате 600 миллионов долларов, завоевала два «Оскара» и получила номинацию на «Золотой глобус» за лучший комедийный фильм наравне с «Вечным сиянием чистого разума». У такого фурора были минимум две причины.

Мультфильм Бреда Бёрда стал первым для Pixar с возрастным рейтингом, он поднял важные темы вроде несовершенства законов и ответственности за детей. Это самый длинный мультфильм Pixar, который снимали по-взрослому: использовали киношные планы или работу с фокусом, как в «Индиане Джонсе». Подробнее можно прочитать в разборе об уникальности операторской и художественной работы в картине.

Вторая «Суперсемейка» выходит на месяц позже новых «Мстителей» и не имеет с ними ничего общего. Будто бы не было этих 14 лет пробела — вот и сюжет стартует через минуту после конца оригинальной истории. В кадре снова бегает мультяшная версия «Фантастической Четвёрки», гремит саундтрек «Бондианы» и нет даже намёка на дух времени.

Оригинал прелестно управлялся с эстетикой ретрофутуризма — безумные технологии вроде шагающих роботов на фоне типового американского мегаполиса 50-х с без смартфонов и Wi-Fi, зато с пин-апом и пропагандистскими плакатами.

Продолжение получилось в духе первой части, но есть пара отсылок к 2018 году: электробайки, кивки в сторону феминизма и злодей, который смеется над видеоблогерами.

Стоит признаться: если бы Pixar просто повторила бы фишки «Суперсемейки» 14-летней давности, большей части фанатов хватило бы и этого, чтобы прийти в восторг. «Звёздные войны» и «Мир Юрского периода» так уже сделали — проверьте сборы. Но студия пошла по-другому пути. Во-первых, «Суперсемейка 2» — это про бытовуху семейки супергероев, чего нет ни у Marvel, ни у DC: мы не знаем, стирает ли Капитан Америка свою форму и насколько радиоактивна моча Супермена.

Во-вторых, авторы прямым текстом критикуют зрителя за любовь к мифам из комиксов, показывая пальцем на настоящих сверхлюдей — родителей, учителей и полицейских. Обе темы не такие уникальные, но вместе приводят в экстаз: снова Pixar без нравоучений говорит о вечных ценностях и человеческих слабостях.

Конечно, у «Суперсемейки» остались недостатки многих мультфильмов: сюжетные повороты можно предсказать, истории не сочинили заново, а переиначили оригинал, а анимация в финальном акте, какой бы проработанной ни была, удивляет сильно меньше компьютерной графики в блокбастерах.

Но сила сиквела в деталях — зритель точно запомнит драку Джек-Джека с енотом, команду придурков-помощников и пару цитат главного злодея. И в целом: кино о супергероях, в которой лучше всего изображено развитие отношений родителей с детьми, в 2018 году — большая редкость.