Кино и сериалы
Ольга Жигулина

«Главный атрибут фестиваля – это очереди»: как съёмочная группа фильма «Магия превыше всего» съездила на Comic-Con

Создатели российской фантастической картины рассказали о своих впечатлениях от главного гик-фестиваля планеты.

В июле съёмочная группа фильма «Магия превыше всего» съездила на Comic-Con в Сан-Диего (США) и показала там своё кино. «До сих пор не можем поверить, что это был не сон», — утверждают создатели короткометражной фантастической картины, в которой атрибуты вселенной Джоан Роулинг перенесены в российскую действительность.

Авторы фильма рассказали TJ, как оказались в Сан-Диего, что успели показать и посмотреть, и с какими впечатлениями вернулись домой.

Расскажите, как вы вообще попали на Comic-Con?

Поездка на Comic-Con International (дальше просто «КК») – это, без всяких сомнений, исполнение мечты для всей нашей команды. Ещё на этапе написания сценария фильма мы обсуждали, что, мол, классно было бы попасть туда со своим проектом, но постоянно себя одёргивали и переводили разговоры об этом в шутку — не верилось, что такое действительно может произойти.

Зимой мы все-таки подались на независимый кинофестиваль CCI-IFF, который проходит в рамках конвенции, и стали ждать объявления результатов в мае. История с подачей фильма – это отдельная боль. Мы не успевали сделать итоговую версию и отправляли достаточно сырой фильм, с недоделанной графикой, плюс кино надо было отправить на четырёх дисках обычной почтой, и дешевле всего это оказалось сделать из США. Нашли коллег-киношников в Нью-Йорке, которые нам помогли. Успели в последние несколько часов подачи.

В начале мая мы решили проверить, как там дела с нашим фильмом, и написали письмо в отборочную комиссию фестиваля — ребята нам ответили, что новости будут ближе к лету, но мы вышли в финальную стадию, во второй фильтр отбора, и наши шансы пройти выглядят вполне хорошо.

«Congratulations! Your film has been accepted into the 2018 Comic-Con International Independent Film Festival» — с этого момента всё и началось.

Дальше была беготня с получением визы: американскую визу получить в России сейчас практически невозможно, но нам помогли форумы и советы знакомых, и мы получили документы через консульства в Киеве и Варшаве, покупка билетов и подготовка копии фильма.

В каком составе вы поехали в Штаты?

В Сан-Диего мы поехали небольшой командой: Катя Краснер (режиссёр), Сережа Фёдоров (оператор), Саша Антонова (художник-постановщик), и Леся Паркер и Нарек Мартиросян (продюсеры).

Блок instagram недоступен

КК в этом году проходил с 18 по 23 июля. Сам конвент длится четыре дня, с четверга по воскресенье, но в среду для всех, у кого куплены билеты на так называемый превью-найт, открыта торговая зона и проходят несколько вечерних мероприятий.

Мы решили приехать 19 июля, в день показа фильма «Магия превыше всего» на фестивале — и в итоге пожалели, что нас не было в среду, потому что в остальные дни в торговой зоне было безумное столпотворение.

Найти жильё в самом Сан-Диего в дни конвента практически невозможно. Нам повезло снять очень крутой и уютный дом на Airbnb всего лишь в 15 минутах на Uber от The San Diego Convention Center, где проходит конвент, — но вышло всё равно достаточно дорого: дешевле 5 тысяч рублей за ночь на человека к этому времени не осталось ничего.

Если вы когда-нибудь были на Comic Con Russia в Москве, то вы можете себе представить КК в Сан-Диего. Или не можете. Потому что это практически то же самое, только раз в 15 больше. Во всяком случае, так выглядит торговая зона, в которой на очень большой площади (всего Convention Center делится на восемь больших залов, так называемые Hall-ы, от A до H – в залах A–G располагаются торговые ряды) собрано огромное количество коммерческих стендов: кинокомпании, промо-стенды отдельных фильмов и сериалов, продажа игрушек и прочего мерча, футболки, толстовки, книги, целые ряды аллеи авторов, где художники комиксов раздают автографы, стенды компаний, которые делают реквизит, грим, спецэффекты, и многое, многое другое, ну и конечно же бесконечные ряды с комиксами.

Купить в торговой зоне можно что угодно, от настоящего светового меча (не спрашивайте сколько стоит, очень дорого), до коллекционной фигурки любого, даже самого неизвестного персонажа. По очевидным причинам сувениры там только официальные, по проданной правообладателем лицензии, но мы искренне не ожидали, что их так много: всяких разных по одним и тем же фандомам и от разных производителей, десятки разных фигурок и игрушек любых размеров и форм. Кстати, приятный бонус: практически везде принимают карты!

Расскажите про организацию.

КК очень хорошо организован. Здесь на каждом шагу стоят волонтёры, представители команды организаторов, охранники, которые готовы подсказать ответ на любой вопрос. Приплюсуйте традиционную американскую любезность, и вы практически потеряете возможность потеряться на КК.

При получении бейджа посетителю сразу выдают сувенирный набор: сумка с каким-то из промоутируемых персонажей (в кармашке заботливо лежит сувенирный значок с одним из персонажей DC!) и несколько буклетов, а также карта местности и расписание на все четыре дня.

Главный атрибут Comic Con-а – это очереди, так что самый частый косплей, который можно встретить, это косплей «человека советского». Очереди на КК везде — на панели Warner Bros., на фанатские мероприятия, в магазины, даже к ларёчкам с водой. Магазин фигурок Funko, к примеру, чтобы не создавать бешеных очередей за эксклюзивными фигурками для КК (специальные издания фигурок выходят каждый год в ограниченном количестве, продаются только на конвенте за пару десятков баксов, а потом уходят на eBay за несколько сотен или тысяч долларов) создал целую систему регистрации на сайте, только после которой, получив номер, можно было присоединиться к очереди к магазину.

Пару раз, встав в очередь, мы пытались убедиться, что это то, куда нам надо — но оказывалось, что люди действительно вставали в первую попавшуюся очередь и стояли просто так. Раз много народу — наверняка интересно.

Иногда люди пытались попасть в нужный им зал на несколько часов раньше и уже там ждать нужную им панель. Другие занимали очередь за день — они специально приносили из дома палатки, складные стульчики, еду и книги, и к вечеру укладывались прямо на асфальте или на траве, чтобы с открытием зала с утра занять место в первых рядах. Из залов во время перерывов никого не выгоняют, но можно было взять специальный пропуск, чтобы выйти на время следующей панели и зайти опять без очереди. Таким образом тот же самый Hall H (самая большая площадка на 6700 человек, где проходят все главные презентации кино и сериалов) всё время был заполнен толпой людей. По факту, надо понимать, что в день вы попадёте всего на несколько панелей: остальное время пройдет в очередях.

Чтобы попасть на популярную панель, надо вставать в очередь минимум за час, для Hall H – минимум полтора-два часа (к примеру, на презентации Sony Pictures, Universal или Warner Bros.). Все очереди находятся внутри Convention Centre, и только очередь в Hall H располагается снаружи (правда под навесами, где организаторы каждые двести метров заботливо угощают холодной водой — в июле в Сан-Диего очень жарко).

Программа фестиваля очень насыщенная, одновременно проходит более 5-10 мероприятий, и сначала кажется, что выбрать сложно, но в итоге понимаешь, что большинство панелей узкоспециализированы и в целом не особо интересны. Зачастую это мероприятия от фанатов и для фанатов, круглые столы, панели и обсуждения.

Помимо этого, на КК проходят автограф-сессии известных представителей индустрии поп-культуры, лекции от профессионалов (например, в этом году проходила лекция художника по костюмам «Чёрной Пантеры» от Marvel) и показы фильмов. Самые крупные мероприятия проходили в известном всем Hall H и Ballroom 20А (раза в два меньше чем Hall H, и обычно там без тотального аншлага). Сам КК проходит не только в Convention Center в центре города, но и в прилегающих к нему отелях и других площадках – отелях, публичной библиотеке и даже на улице. Всего площадка конвента занимает приличную часть центра города — настолько, что власти перекрывают движение по улицам для машин на время всего КК.

В центре города тоже было на что посмотреть — там расположилось несколько сериальных промо-площадок (например, огромный уличный стенд «Ходячих мертвецов», где можно было подраться с зомби или скатиться с горки в «кровавую» лужу), в городской библиотеке проходили лекции и семинары, а на ближайших к КК улицах открыли несколько музеев. Один из них был посвящен анимационной студии Laika, которая подарила нам красивый кукольный мультфильм «Коралина в Стране Кошмаров». Очередь туда выстраивалась змейкой по улочкам Сан-Диего на много сотен метров, и наши оператор и художник отстояли в ней больше 2,5 часов. Внутри были экскурсии с гидом, демонстрация механики съёмки кукольной анимации и раздача тематического мороженого. Напротив Laika построили музей Зеркальной вселенной из сериала «Star Trek: Discovery». Посещаемость у него была примерно такой же, как и рейтинги у сериала, а зря — на выходе всем гостям давали бесплатный значок-дельту, так что, live long and prosper.

На самом деле, на комикконовскую неделю весь Сан-Диего превращается в огромную поп-культурно ориентированную фестивальную площадку. Во всех без исключения кафе придумывают специальное меню, связанное с комиксами, сериалами и супергероями, в каждом баре устраивают тематические вечеринки, по улицам ходят косплееры, христианские проповедники раздают комиксы по Библии (их почему-то особенно много), а по улицам ездят открытые караоке-автобусы, в которых люди поют опеннинги из сериалов и аниме.

Как прошёл в итоге ваш показ?

Кинофестиваль, в конкурсе которого участвовал наш фильм, проходил в одном из залов отеля Marriot. Было приятно, что довольно большой зал, в котором прошёл показ, был заполнен минимум на половину.

Показались в первый же день, 19 июля, а после фильма была сессия вопросов и ответов. Было волнительно — один из немногих фильмов с субтитрами, да ещё и из России… Но аудитория приняла «Магию» хорошо! Спрашивали про название, бюджет, смысловые референсы, наши дальнейшие планы (ребята, что дальше, кино или сериал?). После показа мы вышли счастливые, с трясущимися руками, обладателями табличек с КК в нашими именами. Такие таблички ставятся перед всеми участниками КК — там ещё сзади написано предупреждение, в котором организаторы напоминают, что в аудитории могут находиться люди младше 18 лет.

Блок instagram недоступен

Подошли организаторы кинофестиваля и сказали, что они сначала даже не думали, что будет интересно смотреть фильм с субтитрами, а потом зачитались и засмотрелись. Нам повезло показаться в первый день — волнение отпустило, и дальше мы могли спокойно проводить время в чудесных комикконовских очередях.

Тем, кто покупает проходки за немаленькие деньги (четыре дня + вечер среды стоят около 220 долларов + налог), стоит заранее изучить список панелей и добавить в свое онлайн-расписание, потому что легко запутаться.

Из-за огромных очередей и наложения одной панели на другую по времени мы смогли побывать:

  • на презентации кинокомпании Sony Pictures — очень красивый новый мультик о Человеке-Пауке и внезапный Том Харди на презентации фильма «Веном»;
  • на презентации кинокомпании Universal Pictures — показывали новый «Хэллоуин» и продолжение фильма «Сплит» М. Найта Шьямалана – «Гласс», который представляли режиссёр, Сэмюэль Л. Джексон и Брюс Уиллис;
  • на панели нового сезона «Теории Большого взрыва» — помимо авторов и шоураннеров, на КК приехали исполнитель роли Раджа Кунал Нэйэр и исполнительница роли Эми Майем Биалик. Было очень смешно;
  • на панели нового сезона шоу «Звёздный путь: Дискавери». Не очень понятно, что они делали в Hall H;
  • на презентации пилотов Amazon Studios. Там собрались шоураннеры пяти будущих сериалов от Amazon, в том числе и Нил Гейман. Он устроил отличный перфоманс, уговаривая «голос Бога» разрешить ему показать видео о сериале «Good Omens» для зрителей. Панель была заявлена на два часа, но второй половиной оказалась премьера пилота «Джека Райана» с Джоном Красински в главной роли. Ну такое...
  • на панели 20-летия фандома Гарри Поттера. Мы сами как представители фандома ГП надеялись, что будет круто (очередь была очень большой), но в итоге это всё было похоже на междусобойчик редакторов американских сайтов о мире Роулинг;
  • на автограф-сессии Джона Барроумена (капитан Джек Харкнесс из «Доктора Кто»). Все автографы и фотографии с известными актёрами на КК платные. Но есть отличный лайфхак — селебрити обязаны бесплатно подписать официальный журнал КК, который выдаётся всем участникам;
  • на презентации нового сезона марвеловского сериала «Плащ и кинжал» (забрели туда случайно). Услышали трогательную историю о том, что всем артистам, когда их утверждают на роль, звонят с фразой «Добро пожаловать в Marvel»;
  • на панели сериала «Человек в высоком замке». Наш режиссёр — большая поклонница этой нуарной фантастической драмы об альтернативном развитии истории, поэтому мы шутили, что будет очень странно найти сувенирку по этому сериалу (по сюжету нацистская Германия победила во Второй Мировой, и в Америке на каждом доме развешана свастика).

Но самую главную панель (а на самом деле, настоящее шоу) мы, по правде говоря, чуть не проспали. Приехали всего за час и буквально в последней сотне зашли в зал (напоминаем, главная сцена Comic-Con – это 6700 мест). Какое же счастье, что мы успели!

На входе всем раздавали браслеты с символом даров смерти, а когда все расселись, обычный экран над сценой вдруг раздвинулся до 180-градусного экрана. И 6700 браслетов начали синхронно мигать.

Первой была панель «Фантастических тварей», на которой Эдди Редмэйн «заколдовывал» наши браслеты, а Джуд Лоу («секси Дамблдор») не понимал, что вокруг происходит. В тот момент, когда Лоу отвечал на один из вопросов публики, свет во всем зале резко погас, начались помехи, а потом на сцене, в свете одного-единственного софита, появился Джонни Депп в костюме Геллерта Гриндевальда — в этот момент зал слился в общем экстазе.

Блок instagram недоступен

Дальше пошли DC-хэдлайнеры (Disney с их «Звёздными войнами» и Marvel в этом году не было, поэтому DC правили балом): «Чудо-женщина 1984», съёмки которой начались буквально несколько дней назад; «Шазам», звезда которого Закари Ливай вышел на сцену с банкой Гиннеса, оправдываясь тем, что за кулисами всех спаивает Джейсон Момоа; и сам «Аквамен», который в этом году будет двигать DC-вселенную вперед, пока Marvel уступает им дорогу.

Даже несмотря на то, что в этом году не было киновселенной Marvel и мейджеров от HBO (алё, остался всего один сезон «Игры престолов», что, показать совсем нечего?!), КК всё равно стал главным событием гик-лета. Стоит понимать, что это мероприятие в первую очередь для фанатов — оно и создаётся руками фанатов с любовью для таких же фанатов. Тот Comic-Con, о котором все читают в интернете, проходит, в основном, в Hall H во время презентаций крупных студий, а всё остальное — это мероприятия «для своих», настоящих гиков, которые часами готовы слушать об элементе костюма очередного Доктора Кто или психологии в одиннадцатом сезоне «Сверхъестественного» (может, там и такая есть).

Но с другой стороны, это уникальное, поражающее своими масштабами мероприятие, где объять всё не под силу никому. Четыре дня в Сан-Диего царит атмосфера абсолютного праздника — после завершения всех панелей и мероприятий в Convention Centre, местные улицы баров наполняются людьми похлеще, чем в какой-нибудь Айя-Напе. Где люди гуляют до утра, ощущая себя частью какого-то особенного маленького мира. Где все свои, и кроме них никого нет.

Раз в жизни там, наверное, стоит побывать каждому.

#кино #офтоп #истории #интервью