Кино и сериалы
Женя Кузьмин

TJ смотрит: 14 сериалов и телефильмов октября

Много хорроров, новые сериалы про Сабрину и Зачарованных, неудачный фильм про теракт Брейвика и «Теория большого взрыва», которая уже совсем скоро закончится.

Кадр из «Леденящих душу приключений Сабрины»

TJ традиционно рассказывает о новых шоу, которые редакция посмотрела за последний месяц. Мы не претендуем на максимально объективный обзор, а делимся впечатлениями. Традиционно в октябре на Западе выходит много хорроров и проектов на мистические темы — каналы и стриминговые сервисы стараются к Хэллоуину. Этот год не стал исключением.

Ещё можно выделить перезапуск «Зачарованных» и новую «Сабрину» — популярные в начале 2000-х сериалы вернулись на экраны, изменившись под современные реалии. На пользу это пошло не всем.

Премьеры

«Леденящие душу приключения Сабрины»

Chilling Adventures of Sabrina

Где легально смотреть в России: Netflix.

Автор: Евгений Кузьмин

Так, давайте проясним сразу: в этом сериале не разговаривает кот Салем — главный источник шуток из ситкома «Сабрина — маленькая ведьма». Нет, он просто мяукает и бегает в кадре. Я знаю, что для кого-то это определяющий фактор. Раз мы это решили, то давайте дальше.

От новой «Сабрины» у меня остались смешанные впечатления. С одной стороны, тут есть действительно интересный мрачный мир, где в декорациях небольшого американского городка творится чертовщина. Сабрина Спеллман и её тёти — не светлые колдуньи, а ведьмы из сообщества, где поклоняются дьяволу. Вы много раз услышите «Слава Сатане», да и сам Сатана зайдёт на чай. При этом завязка сериала основана на том, что Сабрина не может решить, жить «ведьминской» жизнью или стать смертной.

И вот со «смертными» сюжетами есть проблемы. Тут есть все элементы остросоциальной повестки: буллинг, сексизм, феминизм, цензура, популярный в США школьный активизм. Проблема не в темах — это просто подано плохо. «Все наши силы зла — патриархальные фигуры», — говорит шоураннер. И даже не пытается это хорошо обыграть.

«Зачарованные»

Charmed

Где легально смотреть в России: мы не знаем.

Автор: Майя Гавашели

Я посмотрела три серии новых «Зачарованных», и в целом сериал мне понравился. Он довольно прогрессивный: поднимаются темы феминизма, главная героиня — лесбиянка, все пользуются айфонами, кругом современность. В нём есть юмор, он хорошо и красиво снят, актёры смотрятся довольно органично. Начинается всё динамично — уже в пилотной серии полно движа и магии, что не может не радовать.

Но, конечно, если бы я не росла на «классических» «Зачарованных», этот сериал понравился бы мне больше — я всё же немного ностальгировала и невольно сравнивала его с привычной многим историей. Потому что имена у героев уже другие, обстановка непривычная и само осознание, что это перезапуск, никак меня не покидало.

«Призраки дома на холме»

The Haunting of Hill House

Где легально смотреть в России: Netflix.

Автор: Сергей Звезда

Хорроры всегда казались мне самым стереотипным явлением в кино. Стоит кому-то немного отойти от канона или испугать зрителя не так, как это принято делать, картина в глазах общественности сразу же претендует на перезапуск жанра. И вот мне, скептику, «Призраки дома на холме» кажутся одним из лучших сериалов года.

Да, это выглядит как ещё одна банальная история про семью, которая вселяется в дом с привидениями. Но это не похоже на первый сезон «Американской истории ужасов» или чего-то подобного — «Призраки» ни на одну секунду не выглядят карикатурно. Это про проблемы отцов и выросших детей, а также про то, что мать боится отпустить свои чада. И там, где другие снимают традиционную серию в ограниченном пространстве ради экономии, авторы «Призраков» создают одну из самых захватывающих операторских работ на ТВ — я про шестой эпизод.

В этом сериале почти не пугают просто для того, чтобы испугать – многие скримеры важны сюжетно. В одном из последних эпизодов я непроизвольно закричал в голос посреди ночи — а такого со мной не было никогда. Последнее напутствие: призраки прячутся в самых обычных кадрах, присмотритесь.

Ещё одно мнение о сериале. Автор: Дамир Камалетдинов.

Режиссёр и сценарист Майкл Флэнеган известен своими экспериментами над жанром ужасов. Он уже несколько раз выдавал глубокую драму за хоррор, шокируя развязкой, и, похоже, не собирается останавливаться. С первой по пятую серию «Призраки дома на холме» — идеальный ужастик, который филигранно снят, написан и сыгран. Я бьюсь об заклад, что первые три серии способны напугать любого человека: я не впечатлительный, и за долгие годы любви к ужасам они практически перестали меня пугать, но творение Флэнегана буквально снесло мне крышу.

После первых двух эпизодов я несколько дней не мог уснуть до тех пор, пока меня просто не отрубало, а в голове постоянно возникали образы из сериала. И хотя я досмотрел его пару дней назад, даже когда я сейчас пишу эти строки — по рукам бегут мурашки. Авторы используют известные приёмы, но плюют на все правила: вас могут напугать буквально в любой момент. Но Флэнеган решил, что хорошенько напугать зрителей — слишком просто, поэтому во второй половине сезона сериал становится крепкой семейной драмой и продолжает пугать. Пока неизвестно, будет ли у «Призраков дома на холме» продолжение, но первый сезон совершенно точно войдёт в историю и станет культовым среди фанатов жанра. А все остальные хорроры на фоне этого теперь кажутся очень смешными.

«Титаны»

Titans

Где легально смотреть в России: мы не знаем.

Автор: Дамир Камалетдинов

С сериалами DC/CW всегда была странная ситуация: с одной стороны, они очень карикатурные и дёшево выглядят — серьёзно относиться к ним нереально. А с другой, они по-хорошему наивные и лёгкие — всегда знаешь, что получишь. Но «Титаны» в этом смысле отличаются от «Флеша», «Стрелы», «Супергёрл» и других сериалов DC, правда, не так уж и сильно.

Сериал рассказывает о помощнике Бэтмена Дике Грейсоне, который переезжает из Готэма и Детройт и собирает свою команду супергероев для борьбы с преступностью. О героях предварительно почти ничего не рассказывают, а их мотивация остаётся за кадром. Более-менее глубокая и интересная арка лишь у маленькой девочки Рэйвен, но и она быстро теряется на фоне глупого в целом сюжета. Однако на фоне остальных сериалов DC «Титанов» выделяет уровень постановки (сериал снимали не для канала CW, а для собственного стриминг-сервиса DC Universe) и непривычная жестокость — авторы не стесняются показать кровь во время драк или мозги на полу после выстрела в голову.

«Рыбка-бананка»

Banana fish

Где легально смотреть в России: мы не знаем.

Автор: Анатолий Чиквин

К концу первого сезона сюжет «Рыбки-бананки» достиг своего апогея. Косвенно это подтверждается тем, что шоу вошло в топ-5 наиболее популярных новых аниме-сериалов и, похоже, не собирается сдавать свои позиции. Сюжет крутится вокруг разборок уличных банд Нью-Йорка, которые начинаются с появлением нового наркотика, непредсказуемо влияющего на поведение людей — «рыбка-бананка». Лидер одной из таких банд Эш ставит себе цель — разрушить планы корсиканской мафии, связанной с наркотиком.

Вообще всё это аниме — большая отсылка к рассказу «Хорошо ловится рыбка-бананка», о чём сами же герои шутят в первых сериях («Это Сэлинджер! Ты что, не читал?!»). Разные сюжетные ходы аллегорически трактуются так же, как у американского писателя (рыбка как слабый человек, который жаждет гибельных жизненных удовольствий и на пути к ним гибнет). Ещё выражение «to get banana» имеет жаргонное значение «спятить, поехать крышей». И, действительно, всякий, кто попробовал banana fish, сходил с ума. Зная всё это, скучать при просмотре будет некогда.

«Навстречу тьме»

Into the dark

Где легально смотреть в России: мы не знаем.

Автор: Дамир Камалетдинов

Новый проект от Hulu представляет собой не просто сериал, а скорее некий перфоманс: каждая серия посвящена какому-то празднику, выходить они будут по одной раз в месяц в течение всего года. Эпизоды не связаны одной историей — только общей темой «тёмной» стороны личности людей. Всё это напомнило мне «Байки из склепа», который я так любил в детстве: это тоже был сериал-антология на похожую тему.

Первая серия «Тело» посвящена Хэллоуину и рассказывает о киллере, который должен привезти тело заказчику. Однако хулиганы прокололи шины его автомобиля, и убийце пришлось пойти на праздничную вечеринку вместе с трупом, выдав его за реквизит. Ничего особого жуткого тут нет: основанная на одноимённой короткометражке серия явно немного затянута и иногда даёт заскучать. Сюжет в целом интригующий, но исполнение среднее, а концовка довольно предсказуемая. Тем не менее, это достаточно интересно, чтобы следить за сериалом дальше: все серии разные, поэтому это как коробка конфет с разным вкусом — никогда не знаешь, какая понравится.

Телефильмы

«22 июля»

22 July

Где легально смотреть в России: Netflix.

Автор: Роман Персианинов

«22 июля» повествует о дне, когда норвежский националист Андерс Брейвик устроил на родине два теракта, а также о последствиях этой трагедии. Казалось бы, у бывалого английского режиссёра Пола Гринграсса («Кровавое воскресенье», «Капитан Филлипс») были все шансы трезво осмыслить ужас того дня, с момента которого прошло семь лет. Однако «22 июля» и близко не пытается анализировать. Вместо этого фильм предлагает банальную историю подростка, который чудом пережил теракт и ищет в себе силы посмотреть своему страху, то есть Брейвику, в глаза.

Следить за душевной борьбой юноши невероятно скучно — так плохо и банально она рассказана. Сам же Брейвик играет роль ярко выраженного антагониста, мотивы которого автор сводит к простому «он нацист». Это понятно, но где детали, вопросы, попытка разобраться в его целях? В фильме нет попытки осмыслить произошедшее и проанализировать тот след, который оставил Брейвик после себя. Как раз напротив — это скучный пересказ событий, приправленный слабой пафосной историей выжившего. Единственное, что здесь выполнено отлично и пугающе эффектно — это сцены расстрела молодёжного лагеря Утёйа. Зачем нужны остальные два часа фильма — непонятно. Проще, и, кажется, интереснее почитать о теракте на «Википедии».

Ещё одно мнение о фильме. Автор: Дамир Камалетдинов.

Лучшие фильмы о реальных событиях обычно постепенно погружают зрителя в историю случившегося, чтобы он мог разобраться в ситуации. В новой картине Пола Гринграсса ничего такого нет: кажется, режиссёру удалось сделать самое быстрое вступление к биографическому фильму в истории. «22 июля» начинается сразу с теракта — Брейвик устраивает взрыв и расстреливает детей в течение первых 10 минут ленты. Все события дальше — последствия произошедшего.

Сначала я списал это на оригинальный подход к истории: мол, все и так знают, что сделал Брейвик и незачем акцентировать на этом внимание, давайте лучше разберёмся, как это случилось. Но вся остальная часть картины сосредоточена в основном вокруг парня, выжившего после трёх выстрелов террориста. Сам по себе как герой он неинтересен: всё, что он сделал — выжил, а поэтому и наблюдать за ним скучно. Досмотрев до титров, я сначала удивился, что «22 июля» снял тот же человек, что и «Капитана Филлипса»: новая картина Гринграсса напоминает скорее пробу пера, чем полноценную работу.

«Апостол»

The Apostle

Где легально смотреть в России: Netflix

Автор: Дамир Камалетдинов

«Апостол» рассказывает о Томасе, который отправляется спасать похищенную сестру на некий отдалённый остров, контролируемый религиозными фанатиками. У фильма с самого начала прослеживается сразу несколько проблем, основная — слишком медлительный темп повествования. Первые полчаса действие стоит на месте и ничего не происходит: главный герой просто бродит по лагерю и рассматривает предметы.

Другой проблемой стали сектанты, контролирующие остров. Хоть их и пытаются выставить религиозными, на самом деле они движимы лишь анархией и хаосом — поэтому они против налогов, законов и зарабатывают деньги, похищая людей. По сути, они просто бандиты, и поэтому бояться их совсем не хочется. Но на этом проблемы сценария не заканчиваются: фильм просто не работает как триллер, которым он пытается казаться. Разные элементы «Апостола» не складываются в одну картинку, а существуют как будто обособленно друг от друга. Это один из тех фильмов, которые хочется выключить ещё на первых минутах — и в данном случае жалеть будет не о чем.

Продолжения

Сорвиголова

Daredevil, третий сезон

Где легально смотреть в России: Netflix

Автор: Николай Чумаков

Третий сезон «Сорвиголовы» вышел в тот момент, когда перед выходными я поймал простуду. Из-за того, что все 13 серий посмотрел практически за один день, да ещё и в потрёпанном состоянии, они мне практически не понравились. Сериал повторил то, что было хорошо в первом сезоне: устрашающий Уилсон Фиск, сыгранный Винсентом Д’Онофрио, несколько увлекательных драк, поставленных одним кадром, и совсем никаких ниндзя.

Но на фоне всего 2018 года, когда «Железный кулак» и «Люк Кейдж» закрываются почти одновременно, «Джессика Джонс» продолжается беззубым сезоном, а у конкурентов Netflix не получается делать сериалы про супергероев, «Сорвиголова» смотрится очень выгодно. Благодаря самоповторам и, предположительно, страху отпугнуть оставшихся фанатов, шоу не разочаровывает. Увлекательное благодаря большому количеству поворотов в истории, насыщенное, так как драк всё ещё много, и каноничное — Фиск становится Амбалом, а сражаться со Сорвиголовой приходит Меченый (не тот, что в Чернобыле).

Сделать то, что работает — это тоже выбор. Сериальная вселенная Marvel трясётся под собственными проблемами, поэтому авторы предпочли лишний раз не рисковать. Тем, кто не смотрел прошлые сезоны или не любит сериалы по комиксам, в продолжении «Сорвиголовы» делать нечего. Остальные либо уже посмотрели, либо забыли и даже после этого текста не вспомнят.

«Большой рот»

Big Mouth, второй сезон

Где легально смотреть в России: Netflix

Автор: Сергей Звезда

Лучший сатирический сериал про пубертатный период — самое страшное время в жизни — почти никак не изменился, что даже пошло ему на пользу. Слишком много ещё не проговорено о бесчисленных унижениях мальчиков и девочек во время полового созревания. Всё это на примере подростков из пригородной американской школы и их «гормональных монстров» — натуральных монстров, которые помогают в возрасте, когда всем остальным на ребёнка плевать. Или мешают, это же монстры.

В «Большом рте» не выставляют подростков похотливыми извращенцами, хотя некоторые называют так одного персонажа напрямую и много раз. Вот есть постоянно мастурбирующий Эндрю, который не знает — научиться жить с этим или вечно стыдиться. Вот Джина, которая «созрела» раньше одноклассников и смущается от возросшего внимания. Вот Джесси, которая переживает развод родителей с помощью грабительства и наркотиков. Вот ещё целый класс, который лучше преподавателя знает о сексе, способах контрацепции и абортах. Пожалуй, авторы сериала, как и сами подростки, в замешательстве — но никто и не обещал дать простые ответы.

«Ривердэйл»

Riverdale, третий сезон

Где легально смотреть в России: мы не знаем

Автор: Анатолий Чиквин

Главное молодёжное шоу вернулось на экраны с третьим сезоном. С самых первых серий становится ясно, что сюжет будет закручен ещё сложнее, чем раньше. А также, что в нём с очевидностью будут неожиданные провалы и прочие рояли в кустах. Уже в первых трёх сериях герои наделали массу нелогичных поступков, вероятно, в угоду запланированному развитию событий.

«Ривердэйл» щедро раздаёт аллюзии на многие знаковые фильмы и сериалы. В какие-то моменты кажется, что смотришь «Оно», порой проступают контуры «Американской истории ужасов», а иногда ловишь себя на мысли, что что-то похожее было в «Мистере Роботе». От этого шоу становится только интереснее и загадочнее. Ещё бы «Ривердэйлу» сбавить немного зашкаливающий градус пафоса, но это уже, похоже, становится его фирменным стилем.

«Ивановы-Ивановы»

Третий сезон

Где легально смотреть в России: «СТС»

Автор: Анатолий Чиквин

«Ивановых» не избежало «проклятье третьего сезона». Видно, что сериал начал понемногу сдавать обороты, хотя актёрский состав и хороший бэкграунд по-прежнему вытягивают его в число лидеров среди отечественных шоу. История семьи, в которой два папы, две мамы и два сына уже кажутся чем-то само собой разумеющимся, пошутить на эту тему становится всё сложнее.

Дети Ивановых переживают все радости взросления — они со скандалом закончили школу и со скандалом поступают в институт. Главы семейства пытаются эти проблемы разрешить, но пока за вышедшие пять серий какого-то глобального сюжетного конфликта не видно. Зато есть уже один филлер. Количество шуток на минуту эфирного времени снизилось, что тоже огорчает, но расстаться с полюбившимся сериалом порой труднее, чем начать смотреть новый.

«Ходячие мертвецы»

The Walking Dead, девятый сезон

Где легально смотреть в России: по кабельному каналу Fox

Автор: Сергей Звезда

К девятому и, слава высшим силам, финальному для Рика Граймса сезону «Ходячие мертвецы» зашли на территорию «Игры престолов» и «Карточного домика». Нет, сериалу всё ещё далеко до их уровня, но он теперь всё больше про политику. На место самого жёсткого злодея в истории шоу пришли междоусобицы, а бывшие друзья теперь общаются друг с другом как чиновники. Там ещё где-то рядом ходят мертвецы, но когда это вдруг стало настолько важным?

Чтобы посмотреть «Ходячих» с начала до конца, потребуется почти шесть суток — это если не считать перерывы на сон и еду. Иногда следить за персонажами смертельно скучно (второй сезон про ферму навсегда в сердцах фанатов). Иногда единственным, за кого вы переживаете, оказывается сценарист. Но, вопреки критике, это всё ещё то, что я хотел с детства — продолжительное художественное исследование на тему «А что, если вдруг придут зомби».

«Теория большого взрыва»

The Big Bang Theory, двенадцатый сезон

Где легально смотреть в России: мы не знаем.

Автор: Анатолий Чиквин

«Теория большого взрыва» уже давно пережила саму себя и осталась с нами просто как странноватый, но хороший знакомый. Окончание очередного сезона становилось всё больше похоже на проводы старого друга, который засиделся в гостях. С ним всегда немного жаль расставаться, но до сих пор было терпимо, потому что друг этот возвращался сезон за сезоном. В этот раз, похоже, придётся попрощаться совсем — двенадцатый сезон объявлен финальным.

Словно торопясь наверстать, к «ТБВ» начали заходить в гости сплошь звёзды мирового уровня. Достаточно вспомнить, что в конце прошлого сезона один за другим снялись в своих камео Билл Гейтс и Нил Гейман, а Марк Хэмилл лично провёл свадьбу Шелдона и Эми. В этом сезоне сама Кэти Бэйтс, чей список номинаций на кинопремии длиннее, чем перечень эпизодов «ТБВ», пришла на постоянную роль матери Эми Фары Фаулер. Если таково начало, то остаётся гадать, насколько грандиозным будет сам финал этого шоу.

#сериалы #кино #tjсмотрит