Кино и сериалы
Роман Персианинов

Зачем Голливуду нужны координаторы интимных сцен — на примере сериала от авторов «Игры престолов»

Профессия становится частью киноиндустрии, но её представители, включая российских, пока относятся к инициативе спорно.

Кадр из сериала «Двойка»

В конце октября 2018 года один из самых популярных американских кабельных каналов HBO, известный по «Игре престолов» и «Миру Дикого запада», рассказал о сотрудничестве с координатором интимных сцен (Intimacy coordinators). Задача специалиста заключается в создании комфортных условий для актёров во время съёмки эротических эпизодов, вплоть до координирования и постановки. Первым сериалом, где опробовали новшество, стала «Двойка», повествующая о порноиндустрии 1970-х годов.

Инициатива нанять специальных инструкторов исходила от актрисы шоу, однако подобная идея витала в Голливуде с начала движения MeToo. Как считают СМИ и представители индустрии, это решение знаменует начало масштабных изменений в правилах съёмок постельных сцен, однако распространится ли это дальше Запада — вопрос открытый.

Как координаторы интимных сцен пришли в HBO и чем они занимаются

Примерно между концом 2017 года и началом 2018 года актриса сериала «Двойка» Эмили Мид пришла к руководству HBO с идеей. 29-летняя девушка участвовала в съёмках интимных сцен с 16 лет, но после волны движения MeToo, осуждающего сексуальные домогательства, задумалась о переменах.

Когда в фильме фигурируют трюки, на съёмки приглашают каскадёров. Когда участвуют дети или животные — с ними приходят сопровождающие. Однако если дело касается постельных сцен, нет никаких общих правил. С такими мыслями Мид обратилась к HBO с просьбой нанять специалиста по постановке эротических сцен. Вскоре на съёмочной площадке телесети впервые в истории появилась координатор интимных эпизодов Алисия Родис.

В США эта профессия более или менее известна в театральной индустрии, однако для области кино это новшество эпохи движения MeToo. В 2016 году Родис вместе с коллегами Тоней Синой (Tonia Sina) и Шивон Ричардсон (Siobhan Richardson) основала международную организацию Intimacy Directors International (IDI), которая консультирует в сфере кино и театра по этическим вопросам обращения с актёрами.

В прошлом Алисия Родис работала постановщиком трюков. Фото средней школы Элеоноры Рузвельт

Как вспоминает Сина, интимные эпизоды давались ей трудно: режиссёр просил актёров импровизировать вместо репетиций, и партнёры действовали наобум. К примеру, во время сцены с поцелуем один из артистов использовал язык, хоть это и не обговаривалось. В свою очередь у Родис «едва не треснул зуб», когда актёр слишком настойчиво целовал её на сцене.

Тогда девушка не пожаловалась, побоявшись, что ей быстро найдут замену среди более сговорчивых актрис. С тех пор мало что изменилось, и неопытные артисты до сих пор опасаются высказываться, чтобы не потерять работу. По словам Родис, задача IDI (в организации числится шесть специалистов, один из которых — мужчина) заключается в том, чтобы стать мостом между актёрами и руководством съёмочной площадки.

Этапы работы координаторов интимных сцен:

  • Координатор читает сценарий фильма или эпизода сериала, где присутствует сцена;
  • Координатор узнает у режиссёра, чего тот хочет достигнуть этой сценой, и уточняет, какие части тела придётся трогать актёрам и будут ли они одеты;
  • Координатор организует беседу между режиссёром и актёрами интимной сцены, а после говорит с каждым участником эпизода отдельно на тот случай, если он хочет поговорить приватно. Например, специалист уточняет, нет ли у актёра венерических заболеваний (по словам Родис, порой артисты не говорят об этом);
  • Координатор общается с художником по костюмам и визажистом, изучая одежду героев в сцене и уточняя, какие «барьеры» будут использоваться (например, силиконовая накладка, чтобы актёры не соприкасались гениталиями);
  • Координатор приглашает на репетицию сцены исполнительного продюсера. Как говорит Родис, часто они не присутствуют на записи, и актёры воспринимают это как показатель того, что они занимаются чем-то неприятным;
  • Координатор присутствует на всех репетициях сцены и следит, чтобы не произошло нежелательной импровизации, когда актёр делает то, что не обговаривалось ранее.

Родис признает, что не все режиссёры относятся к её работе положительно. Наличие координатора интимных сцен предполагает дополнительные обсуждения с актёрами и репетиции, а это требует времени и денег.

Родис не сталкивалась со скандалами, хотя иногда ей приходилось «торговаться» с режиссёрами. К примеру, один из них желал оголить грудь актрисы, а Родис, исходя из предпочтений девушки, предлагала сконцентрировать внимание на другом или отказаться от демонстрации сосков.

Координатор интимных сцен Клэр Уорден (Claire Warden) говорит, что потребность в её услугах выросла за последние несколько лет. Как и Родис, она надеется, что следующее поколение актёров, сценаристов и режиссёров будут по-новому относиться к понятиям уважения и согласия на сцене благодаря координаторам интимных сцен. «Это приводит нас к ещё более свободной и безопасной дороге по созданию глубоких, достоверных и рискованных историй».

Как актёры сталкиваются с давлением ради интимных сцен

«Кинопроизводство и театр могут превратиться в Дикий Запад, если не существует правил или объединений, которые бы их диктовали», — говорит Родис, указывая на отсутствие общих правил съёмки интимных сцен. Если вспомнить историю Голливуда, то заявление становится трудно отрицать.

Ещё до начала съёмок американские актёры подписывают перечень условий, в том числе на участие в интимных сценах, но документ составлен в общих чертах. Случается, что под давлением исполнителей ролей убеждают сделать то, что не прописывалось в перечне.

Яркий пример — сцена изнасилования в «Последнем танго в Париже» с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер. Картина итальянского режиссёра Бернардо Бертолуччи вышла в 1974 году, когда 19-летняя Шнайдер начинала карьеру. В 2007 году она призналась, что её не посвятили в детали съёмки сцены — девушка не знала о планах героя Брандо воспользоваться сливочным маслом в качестве лубриканта.

«Я чувствовала себя униженной, даже изнасилованной», — вспоминала актриса. Вплоть до своей смерти от рака в 2011 году Шнайдер не общалась с Бертолуччи, который в 2013 заявил, что намеренно не посвятил её в детали сцены. «Я хотел, чтобы она отреагировала как девушка, а не как актриса», — сказал режиссёр.

Даже эпизоды с поцелуями не всем даются легко. Поцелуй Харрисона Форда и Шон Янг в «Бегущий по лезвию» в шутку называли «сценой ненависти», так как актёры часто ссорились и отказывались сотрудничать. Эмма Уотсон и Руперт Гринт стеснялись фрагмента с поцелуем во второй части «Даров смерти», так как провели большую часть детства вместе и считали друг друга близкими друзьями.

Трудности с репетициями интимных сцен не реже возникают в театре, хотя последние годы в США началась борьба с подобным поведением. Поворотным моментом стал 2016 год, когда руководителя чикагского театра Profiles Theatre обвинили в регулярных домогательствах к подчинённым в течение десятилетий. Вскоре после этого театр закрылся, а местное театральное сообщество сформулировало набор стандартов для борьбы с неподобающим поведением. Аналогичные инициативы появились в Вашингтоне, Мэриленде и Вирджинии, которые в том числе выступают за сотрудничество с координаторами интимных сцен.

По словам Родис, в театре она часто работала с актёрами мужского пола. Многие из них переживают, что невольно пересекут личные границы актрисы. Девушка вспоминает случай, когда она репетировала с актёрами пощёчину и поцелуй. Когда пришло время поцелуя, исполнители ролей замешкались и обратились к Родис. Они отрепетировали эпизод, и «после этого всё выглядело прекрасно», — говорит специалист.

Как координаторы интимных сцен могут помочь киностудиям в эпоху MeToo

Причина, по которой телесеть HBO стала пионером координаторов интимных сцен в Голливуде, заключена не только в желании создать комфортные условия для актёров. Звёздные проекты компании, включая «Игру престолов» и «Мир дикого запада», наполнены постельными эпизодами, а телесеть давно подвергается насмешкам за большое количество эротического контента. Всё это, вкупе с активизацией актёрского сообщества на фоне движения MeToo, подтолкнуло HBO к решению.

Летом 2018 года компания Netflix стала предметом насмешек из-за новой политики, которая якобы запрещает сотрудникам смотреть друг на друга больше пяти секунд и спрашивать у коллег номер телефона. Источником информации выступили таблоиды, а в компании не подтверждали и не опровергали данные, лишь уточнив, что «гордятся своими тренингами против домогательств».

Правдива информация СМИ или нет, но по репутации Netflix движение MeToo действительно нанесло большой ущерб. Из-за многочисленных обвинений в сексуальных домогательствах компания уволила ведущего актёра своего проекта «Карточный домик» Кевина Спейси. После этого авторам шоу пришлось переписывать сценарий и переснимать сцены без участия главной звёзды.

Марш против сексуальных домогательств в Голливуде. Фото Гэри Коронадо, Los Angeles Times

С приходом Родис на съёмках «Двойки», где из-за сюжета шоу гораздо больше интимных сцен, актёры регулярно используют освежители дыхания и антисептические салфетки. По просьбе специалиста они моют руки после каждого дубля, чтобы не доставлять партнёру дискомфорт. Внимание к процессу доходит до того, что во время съёмки сцены орального секса Родис подложила под колени актрисе подушку, чтобы та не стояла на холодном полу.

Как заверила координатор, если актёр начнёт страдать от стресса или иных психологических неудобств, то она заметит это и попытается решить проблему.

В её эффективность верит и создатель сериалов «Прослушка» и «Двойка» Дэвид Саймон. В осеннем интервью он заявил, что вряд ли когда-либо ещё будет работать без координатора интимных сцен. Как следует из информации СМИ, Родис будет участвовать в съёмках всех проектов HBO, где присутствуют эротические сцены. В том числе в грядущем сериале по мотивам комикса «Хранители».

Как к координаторам интимных сцен относятся в российском и иностранном кино

После осенней новости о сотрудничестве Родис и HBO индийское издание The Quint (партнёр Bloomberg) опубликовало статью на тему того, нужны ли координаторы интимных сцен Болливуду (местный аналог Голливуда). В тексте говорится, что хотя в индийских фильмах эротики гораздо меньше, чем в американских картинах, специалист на съёмочной площадке мог бы снизить количество импровизаций во время таких сцен. А это бы помогло бы избежать потенциальных скандалов, следует из материала.

Индийский режиссёр Анераг Басу («Детектив Джагга», «Искушение замужней женщины») задался вопросом, как координатор интимных сцен поможет процессу их съёмок. По словам постановщика, для таких эпизодов в первую очередь нужно налаживать контакт с актёрами и сотрудниками съёмочной площадки. Актриса Коэна Митра посчитала задумку сомнительной, указав на то, что «двое взрослых людей могут справиться самостоятельно». Однако среди опрошенных представителей индустрии также нашлись те, кто поддержал инициативу HBO.

В начале 2018 года британский профсоюз актёров, режиссёров и моделей Великобритании Equti сообщил о возможных планах по созданию правил и условий съёмок интимных сцен. К примеру, в своде уложений предлагалось заранее оговаривать, будут ли в эпизоде поцелуи взасос.

В ответ на предложения Equti актёр Энди Серкис назвал инициативу «цензурой творчества», указав на то, что актёры должны самостоятельно договариваться о деталях интимных сцен.

Большинство российских актёров, режиссёров и киностудий, с которыми связался TJ, не ответили или отказались общаться на тему координаторов интимных сцен, несмотря на повторные письменные и телефонные запросы. В нескольких случаях представители киностудий называли инициативу «хорошей», но просили не упоминать их имена.

Прокомментировать инициативу HBO согласился Джаник Файзиев — режиссёр и генеральный директор «Киностудии КИТ», входящей в состав «Газпром-медиа». По словам автора, в российской индустрии не так много опыта съёмок интимных сцен, поэтому никакой науки пока не сформировано. Тем не менее Файзиев добавил, что студии стремятся создать комфортные условия для съёмки эротических сцен.

Я даже уверен, что подобных специалистов в России, которые смогут обеспечить правильный подход, не найти. С другой стороны, у наших актёров настолько высокая профессиональная ответственность и культура тела, что не возникает сложности на съёмках, если эта сцена обоснована и работает на раскрытие образа персонажей. Если есть стеснение — всегда создаются комфортные условия для артистов: специальное прозрачное белье, на площадке остаются только оператор и режиссёр.

Джаник Файзиев

Режиссёр добавил, что нынешние профессионалы умеют снимать интимные сцены самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних специалистов.

Если это настоящий режиссёр, настоящий оператор — им всё равно, какой объект у них оказывается в кадре: ваза, натюрморт, артист или обнажённый артист. Это всё равно, что спрашивать у доктора, возбуждает ли его пациент. С обывательской точки зрения, можно подумать: «Как же это так! Раздеться в кадре», — но на площадке, работая в профессиональной команде, артисты подходят к съёмке сцены близости с тем же уровнем ответственности, как и к любой другой сложной драматической сцене.

Джаник Файзиев

На вопросы TJ также согласилась ответить Ирина Смирнова — генеральный продюсер кинокомпании «Русское», которая снимает сериалы для «Россия-1», НТВ и СТС. Смирнова начала объяснять свою позицию со взгляда на американские движения против сексуальных домогательств.

То, что сейчас происходит в киноиндустрии и не только в Америке — это логическое продолжения движения MeToo. [...]

Мужчины попали в ситуацию, когда их могут обвинить в неподобающем поведении, изнасиловании, в конечном счёте. Приверженцы движения BelieveAllWomen настаивают, что женщина не будет безосновательно обвинять мужчину. Действительность такова, что таких обвинений множество. Наблюдается столкновения двух этих полярных лагерей, и киноиндустрия не исключение.

Ирина Смирнова

Смирнова пояснила, что сравнивать США и Россию в контексте киноиндустрии не следует, так как за границей отношения между съёмочными группами регулируются скорее правилами, а в России основываются на воспитании и внутреннем понимании.

Инициатива западных коллег ввести специалиста интимных сцен вынесена не только для защиты женщин, но и чтобы не втянуться в судебные разбирательства и обезопасить всех, включая мужчин. Люди перестали различать, что происходит в кадре, а что — в реальной жизни. [...]

Американская киноиндустрия гораздо более регламентирована. Все более-менее значимые аспекты зафиксированы письменно, а за соблюдением правил следят адвокаты. В России отношения внутри съёмочных групп или между актёрами больше основываются на здравом смысле и договорённостях. Мы большее надеемся на воспитание, а не на жёсткий норматив, на понимание, что такое хорошо, а что плохо.

В российском кино меньше денег и звёзд, которым позволено всё. Харви Вайнштейн мог единолично принимать любые решения, обеспечить карьеру и гарантировать успех. К счастью, в России этого практически нет. У нас слишком маленький пул актёров действительного высокого уровня, чтобы им приходилось терпеть домогательства со стороны продюсеров или режиссёров ради хорошей роли. Если у артиста есть харизма и актёрское мастерство, если на них хотят смотреть зрители, то из них и так сделают звёзд, не требуя ничего взамен.

Ирина Смирнова

#разборы #кино #metoo #сша