Кто наполняет базу фильмов? Зачем эксклюзивные сериалы? Рейтинг накручивают? Когда редизайн? Интервью с «КиноПоиском»
Сервис отвечает TJ на наболевшие вопросы в свой 15-й день рождения.
Александр Дунаевский на троне из «Игры престолов» в павильоне HBO
В ноябре проекту «КиноПоиск» исполнилось 15 лет — он почти такой же старый, как и «Яндекс», которому сервис принадлежит с 2013 года. Под крылом IT-компании «КиноПоиск» менялся неоднозначно: после перезапуска осенью 2015 года, который пришлось откатывать обратно на фоне критики пользователей, сервис стал развиваться более осторожно, а в новостях его упоминают обычно тогда, когда кто-то пытается манипулировать оценками к фильмам.
К юбилею сервиса TJ попросил руководителя продукта «КиноПоиска» Александра Дунаевского ответить на наболевшие вопросы редакции.
После отката «КиноПоиска» от концепции «только интернет-кинотеатр» на проекте не было столь же капитальных изменений. Что менялось за последние три года?
Менялось не очень много — мы использовали это время для расширения границ «КиноПоиска» и укрепления отдельных его частей. За три года мы сделали новый онлайн-кинотеатр, в этом году единственные в России провели прямую трансляцию «Оскара», стали самым крупным продавцом билетов в кино по числу подключенных кинотеатров, привезли в Россию сериалы «Касл-Рок» и «Великолепные Медичи». Почти полностью обновили редакцию, запустили мобильную версию, наши аккаунты в социальных сетях — одни из самых популярных среди российских медиа. И ещё мы начали учиться сопродюсировать фильмы.
Плюс было много не таких заметных вещей, обеспечивающих фундамент для остальных. Большая часть из них связана с переводом «КиноПоиска» на новые технологии — в целом, мы теперь значительно лучше защищены от фрода (манипулированием оценками при помощи фейковых аккаунтов — прим. TJ), всё работает быстрее и надёжнее.
«КиноПоиск» до сих пор во многом воспринимается как база знаний о кино и сериалах. Но ведь сервис состоит из нескольких частей — база, редакция, стриминговый сервис, расписание сеансов и продажа билетов. Что из этого важнее и как это всё связано?
«КиноПоиск» действительно строится вокруг базы фильмов и персон, остальные части интегрированы в неё — на странице любого фильма можно посмотреть последние новости и статьи о нём, сразу перейти к расписанию сеансов или просмотру, если он есть в нашем кинотеатре. Мы постоянно перестраиваем страницы фильмов для того, чтобы сеансы кинотеатров, онлайн-просмотр и материалы медиа были на них органичнее представлены.
При этом всё больше людей начинает использование «КиноПоиска» не со страниц энциклопедии: например, в мобильных приложениях чаще приходят купить билеты в кино, в приложениях для телевизоров — смотреть фильмы и сериалы, а в соцсетях в основном читают редакционный контент. На сайте мы сейчас начинаем развивать стартовые страницы разных частей, из которых состоит «КиноПоиск», хороший пример — это «Онлайн», а скоро появится главная страница нашего медиа.
У нас сейчас есть универсальная механика, связывающая все части — это персональный список фильмов. Работает это так: в него можно добавить фильм ещё на этапе съёмок (из материала редакции), мы напомним вам, когда он начнёт идти в кинотеатрах (чтобы купить билеты), а если вы его пропустите, то он появится на стартовой странице онлайн-кинотеатра — в десктопе или на Smart TV, как только на него откроются цифровые (стриминг). Ну и наконец, когда вы посмотрели фильм, мы попросим оценить его — так получается рейтинг для энциклопедии.
Есть ощущение, что часть функциональности дублируется другими сервисами «Яндекса» — например, расписание и билеты можно смотреть в «Яндекс.Афише». Как вы с ними взаимодействуете?
Очень многие сервисы «Яндекса» уже используют наш контент, работая с запросами про кино: поиск показывает информацию о фильмах, трейлеры или расписание сеансов с «КиноПоиска», «Яндекс.Видео» и главная страница «Яндекса» — фильмы и сериалы «КиноПоиска», которые можно смотреть бесплатно, подписка «КиноПоиска» включена в «Яндекс.Плюс», и даже можно попросить «Яндекс.Станцию» включить какой-нибудь фильм из нашего каталога.
В ближайшее время мы переходим на авторизацию через «Яндекс.Паспорт», и интеграция с другими сервисами «Яндекса» после этого станет еще более тесной.
Видно, что «КиноПоиск» стремится в стриминг — но ведь кинобизнесу до сих пор огромные деньги приносят сборы в офлайн-кинотеатрах? Поэтому через сайт КП, например, до сих пор продаются билеты в кино. Как и сколько вы зарабатываете на этой комиссии?
Мы очень хотим, чтобы люди чаще ходили в кино. Я думаю, что странно противопоставлять этому стриминг — они хорошо дополняют друг друга в разных ситуациях. Билеты продаются у нас без какой-либо наценки и приносят достаточно денег, чтобы содержать нашего самого классного менеджера.
Многие инфоповоды вокруг сервиса, которые не генерирует он сам, связаны с накруткой рейтинга фильмов и тем, как ведёт себя сообщество — например, массово опускают рейтинг плохим российским фильмам, даже их не смотря. А как работает с сообществом сам «КиноПоиск»? Мотивация и геймификация, встречи с пользователями, что-то такое есть?
Сообщество очень важно — это то, что отличает «КиноПоиск» от сотен сайтов, скопировавших у нас данные о фильмах. Мы очень ценим тех, кто помогает нам поддерживать и развивать энциклопедию.
Форматов работы с сообществом множество. Мы регулярно составляем рейтинг самых полезных контрибьютеров в энциклопедию по разным типам, победителей награждаем. Часто устраиваем специальные показы — первыми в России показали «Нелюбовь» Звягинцева, «Экстаз» Гаспара Ноэ и, кажется, единственными легально — «Смерть Сталина». В 2019 году мы собираемся запустить постоянную программу предпремьерных показов.
Но сообщество — это не только пользователи, но и представители индустрии. Мы делаем индустриальные мероприятия, предпремьерные вечеринки, участвуем во всех кинорынках.
Как формируется рейтинг фильма? В описании процедуры расчёта рейтинга вы говорите, что система фильтрует ложные оценки, но ведь регулярно происходят случаи, когда фильмам накручивают оценки — и это только те, о которых мы узнаём.
Это не так — скандалы вокруг рейтинга связаны не с накрутками, а с желанием привлечь интерес к фильму или оправдать слишком низкий рейтинг в глазах инвесторов.
У нас нет ни одного примера, когда можно было бы сказать, что рейтинг не отражает мнения большинства наших пользователей.
Рейтинг формируется только на основании доверенных оценок — то есть мы показываем все оценки, но при расчёте учитываются только те, в которых мы можем быть уверены. И это подтверждается всеми исследованиями, которые мы видели — наш рейтинг единственный, который знают и которому доверяют большинство зрителей.
Исторически один из самых популярных разделов «КиноПоиска» — это список «Топ 250». Он составляется руками? Ведь если какой-то новый фильм внезапно получит, скажем, 20 высоких оценок от регулярных пользователей, он ведь не сможет попасть в «Топ 250» автоматически?
«Топ 250» формируется автоматически, и он немного отличается от рейтинга на странице фильма. Если упростить, то рейтинг «Топ 250» учитывает не только сам рейтинг фильма, но и количество голосов за фильм — это сделано как раз для того, чтобы в него попадали самые лучшие фильмы в истории, которые нравятся многим. Именно поэтому изменения в «Топ 250» редкие, а попадание нового фильма в этот рейтинг означает, что фильм заслуживает особенного внимания — например, из всех фильмов 2017 года в него попали только «Тайна Коко» и «Три билборда».
Как «КиноПоиск» живёт с конфликтом редакции и недавно появившейся витрины фильмов? Скажем, ситуация: вы купили права на фильм или сериал, а он оказался говном — редакции писать, что он конфетка?
Независимость редакции и доверие читателей к ней для нас гораздо важнее продаж конкретного фильма. Поэтому с самого начала мы решили, что коммерческие подразделения не будут вмешиваться в редакционную политику — в этой ситуации мы либо ничего не напишем, либо напишем, что фильм не очень.
При этом мы учитываем мнение редакции, решая, что именно купить или какие проекты вынести на витрину — цель, конечно, показывать больше фильмов, которые мы сами считаем классными.
Как вообще можно поселить в умах пользователей понимание, что на «КиноПоиске» могут быть эксклюзивные премьеры сериалов? Сервис же до последних лет не занимался лицензированием контента.
Как можно раньше рассказывать об этих проектах, собирать заинтересованную аудиторию и превращать сами эксклюзивные премьеры в события.
Почему в приложении «КиноПоиска» до сих пор нет раздела с сериалами, которые можно посмотреть с подпиской «Яндекс.Плюс»? Только зайдя на страницу какого-то конкретного фильма или сериала можно выяснить, что его можно посмотреть прямо там. Как будто бы есть какой-то конфликт: вам не хочется делать из приложения «КиноПоиска» стриминговый сервис?
Мы только запустили просмотр в приложении и просто не успели его сделать, но он обязательно скоро появится.
По ощущениям, дизайн сайта «КиноПоиска» особо не менялся года с 2008-го. Резкий переход на новую версию в 2015 году встретили в штыки. Почему вы не меняли дизайн итерациями, как все?
Конечно, сейчас легко сказать, что нужно было менять дизайн итерациями — как мы теперь и делаем. Попытка полного редизайна три года назад была, в основном, вызвана тем, что как и многие другие крупные проекты, «КиноПоиск» состоит из огромного количества частей, и очень тяжело менять дизайн только в одной из них, особенно когда сайт собран на устаревших технологиях.
Постепенные обновления — значительно более дорогой и долгий путь, но он позволяет осознаннее двигаться вперед и в перспективе выстроить более классный продукт. Ну и, конечно, меньше расстраивает пользователей «со стажем».
Самая сильная сторона «КиноПоиска» — база фильмов с подробной информацией. Очевидно, что туда постоянно нужно вносить новые картины, которых выходит и планируется очень много. Эту базу ведут отдельные сотрудники «КиноПоиска»? Есть ли условный отдел «наполнения базы фильмов» и из скольки человек он состоит?
Мы сотрудничаем со всеми прокатчиками и очень много материалов получаем напрямую от них. Второй важный источник данных — наши пользователи, каждый месяц мы получаем от них около 100 тысяч запросов на добавление или исправление информации в базе фильмов. Дальше все данные в базу добавляют или модерируют сотрудники базы данных, в команде которой больше 20 человек.
Есть отличный сайт Letterboxd, который идеально подходит для любителей вести статистику просмотренных фильмов и выставлять им оценки. Но, в отличие от «КиноПоиска», у него удобный и современный дизайн, а также интересная аудитория. Например, им пользуются многие западные критики. Что в нём есть такого, чего не хватает «КиноПоиску»?
Из таких проектов мне больше нравится приложение Must, хотя Letterboxd тоже классный. Оба сфокусированы на нескольких простых сценариях и адресованы узким аудиториям и этим сильно отличаются от нас.
Нам интересно, как люди пользуются другими сервисами и как у них решены некоторые интерфейсные задачи, но напрямую перекладывать какие-то их идеи на «КиноПоиск» невозможно.
Зачем нужен «КиноПоиск» человеку, которые не читает рецензии, не следит за оценками фильмов (предпочитает проверять их качество самостоятельно), не читает подборки фактов и деталей о фильмах, не стремится обсуждать их с другими пользователями и привык смотреть фильмы в Netflix, пиратить и порой ходить в кинотеатры?
Такой человек может пройти у нас отличный тест «Омск или хоррор», поиграть в игры, купить билеты и попкорн со скидкой, послушать саундтрек к фильму прямо на его странице, узнать, какой сериал будет главным на Netflix следующие пять лет и посмотреть «Касл-Рок» или другие сериалы в озвучке любимой студии «Кубик в кубе».
Есть ли у «КиноПоиска» алгоритм, который предлагает зрителю фильмы на основе его предыдущих предпочтений? Есть ли какая-то статистика, как часто предложенные варианты нравились зрителям? Все хвалят алгоритмы «Яндекс.Музыки», которые действительно часто предлагают слушателю желаемое. Но про «КиноПоиск» таких отзывов нет — только про стриминговые сервисы, в основном про Netflix.
Чтобы рекомендации действительно хорошо работали, нужно иметь информацию о том, правда ли человеку понравилось то, что вы ему предложили. Например, в «Яндекс.Музыке» человек больше слушает, когда ему нравится.
Просмотры фильмов и сериалов у нас появились в 2018 году, и мы уже начали работать над рекомендациями в онлайн-кинотеатре. В направлении медиасервисов, куда входят «Яндекс.Музыка» и «КиноПоиск», есть общая группа machine learning разработчиков, работающих над персональными рекомендациями. Поэтому мы уверены, что в перспективе рекомендации будут не хуже, чем у «Яндекс.Музыки».
У «КиноПоиска» пять основных разделов: «Афиша», «Фильмы», «Рейтинги», «Медиа» и «Онлайн». Что если завтра перед руководством станет неизбежная задача отказаться от одного из этих сервисов. Какой это будет? Почему?
Я бы закрыл «Онлайн» — у него самое неудачное название.
Внутри «КиноПоиска» зашиты очень интересные идеи, в том числе и для безумных фанатов индустрии кино, но для того, чтобы этим воспользоваться, надо отказаться от привычных удобных интерфейсов сайтов в пользу сайта с дизайном 10-летней давности, который отбивает всякое желание. Как быть?
Я думаю, что неплохо иногда выходить из своей зоны комфорта. Но вообще мы постоянно работаем над интерфейсами, скоро они будут не менее удобные, чем в других топовых проектах.
«КиноПоиск» появился в эпоху, когда фильм нужно было выбирать, чтобы посмотреть — а потом спланировать поход на него в кино, или купить на DVD, или долго ждать, чтобы скачать из интернета. Да и контента было меньше. Сейчас контента больше, он разнообразнее и доступнее, его можно посмотреть в любую секунду с телефона. Как этот сдвиг повлиял на «КиноПоиск» — и как он будет меняться дальше?
«КиноПоиск» уже давно не просто сайт в интернете, а скорее платформа, которая позволяет людям находить и смотреть хорошее кино. Мы хотим, чтобы они делали это, там, где им удобно: в своих телевизорах, телефонах, у нас на сайте, в сервисах «Яндекса», через «Яндекс.Станцию». Когда-нибудь мы встроимся и в беспилотники.
Для этого мы учимся работать на разных платформах и строим систему рекомендаций, которая позволит отбирать из огромного множества доступных фильмов и сериалов, интересные конкретному человеку.
ОК, последний вопрос: какой фильм посмотреть на выходных?
«Богемскую рапсодию» — и лучше в IMAX. А дома «Бумажную луну» Богдановича.
#кино #технологии #яндекс