Кино и сериалы
Николай Чумаков

Сломанная постирония: каким получилось «Стекло» — продолжение супергеройского фильма «Сплит»

Не самая удачная попытка режиссёра культового «Шестого чувства» реабилитироваться за несколько провальных фильмов.

Кадр из фильма «Стекло»

М. Найт Шьямалан — режиссёр-мем: в конце 90-х он задал тренд на неожиданные концовки своим фильмом «Шестое чувство», а к середине нулевых стал для критиков тем, над кем принято насмехаться. «Явление», «Девушка из воды», «После нашей эры» — картины с провальными рейтингами, которые ругали за недоделанность и примитивный сценарий.

Ситуация изменилась в 2017 году, когда вышел «Сплит» — нетривиальная история о безумце с 23 личностями и Джеймсом Макэвоем в главной роли. После умеренной похвалы от критиков и высоких кассовых сборов режиссёр взялся за продолжение. «Стекло» стало амбициозным началом киновселенной, объединяющей героев «Сплита» и «Неуязвимого» с Брюсом Уиллисом — ещё одной картины Шьямалана, вышедшей в 2000 году.

Редактор TJ посмотрел «Стекло» заранее и рассказывает, почему индийский автор повторил собственные ошибки, а необычная идея объединить трёх психов с суперспособностями так и не стала реальностью.

* * *

Изначальная задумка Шьямалана — сделать собственную киновселенную, высмеивающую другие киновселенные — звучала многообещающе. В 2018 году вышли «Суперсемейка 2» и «Дэдпул 2», которые попытались провернуть похожий приём: первый фильм показал супергероев эгоистичными полубогами, второй иронично прошёлся по комиксным штампам. «Стекло» захотело продемонстрировать зрителю, что любой человек, уверенный в своей сверхсиле, не более чем психопат с манией величия и проблемами в воспитании.

Фильм мастерски разбивает надежды главных героев на то, что они особенные, объясняя их супергеройскую прыть психическими расстройствами и ментальными уловками. Даже второстепенные герои здесь нуждаются в терапии: например, героиня Ани Тейлор-Джой явно подхватила стокгольмский синдром.

Шьямалан в привычной себе манере не стесняется говорить зрителю обо всём прямо, разжёвывая все детали. Персонаж Уиллиса — это Бэтмен: молчаливый герой в плаще, следущий командам помощника в кресле. Персонаж Макэвоя — это Халк: он всегда снимает футболку и ведёт себя как животное. Персонаж Джексона — Ник Фьюри: держится подальше от драки и работает головой. Совместная работа трёх прекрасных актёров стала украшением и лучшей частью «Стекла». Особенно для тех, кто смотрел «Неуязвимого» и «Сплит»: три героя встречаются, узнают и дополняют истории друг друга. Они становятся движущим трио для сюжета.

В «Стекле» десятки намёков на комикс-блокбастеры: небоскрёбы называют «Удивительными» (прямой перевод слова «Marvel» — как название компании), смерть родителей одного из персонажей связана с тёмным прошлым другого (как Тони Старк и Зимний солдат), у каждого персонажа есть помощники (как Робин у Бэтмена).

К сожалению, режиссёр не остановился на одних отсылках и зачем-то добавил прямое проговаривание: персонажи раз за разом напоминают, чем конкретно происходящее напоминает комиксы. Это выглядит уместно, когда звучит из уст гика-злодея Мистера Стекло, но совсем не идёт остальным героям.

«Стекло» мог бы стать примером постиронии в супергеройском кино. Но Шьямалан, оказывается, совсем не понимает комиксы: напихав узнаваемых образов и отсылок к популярным ныне персонажам, он не понял их сути. Примеры настоящих шедевров графических романов не ставят читателя на одну из сторон конфликта: в «Убийственной шутке» Джокер не менее очарователен, чем Бэтмен, а в «Хранителях» антигерой Роршах оказывается разумнее помешанного Доктора Манхэттена. В случае с продолжением «Сплита», зрителю дают конкретные установки: вот плохие, вот хорошие — переживай за одних, ненавидь других, но не дают понимания, почему он должен во все это верить.

«Стекло» с бюджетом в 20 миллионов долларов не работает ни как психологический боевик, ни как блокбастер про супергероев, ни как триллер с клиффхэнгером в конце. Если не спойлерить, то обе финальных идеи появляются из ниоткуда, нормально не объясняются и, кажется, нужны только для удовлетворения самого режиссёра.

Продолжение «Сплита» вплотную приблизилось к пониманию того, почему фильмы Marvel столько зарабатывают и как герои DC становятся идолами для миллионов людей. И даже практически разобралось, как их правильно критиковать и с помощью чего показать зрителю новую сторону этой темы. Но под самый конец спустило всё в колодец из-за нежелания Шьямалан расти над собой и отойти от привычки делать из увлекательного кино претенциозный арт-хаус. Индийский режиссёр повторил те же самые ошибки, какие были в его разгромленных критиками картинах.

Как и на Западе, у «Стекла» в России почти точно будут отрицательные рецензии и низкие оценки. В этом фильме легко найти недостатки: он крайне перегружен деталями, в нём много неловких диалогов, есть откровенные киноляпы и проблемы с логикой. Уже сейчас можно начинать ждать обзор от BadComedian — он любит пинать такие бессильные картины. Но зрители наверняка полюбят нового Шьямалана, как когда-то полюбили «Сплит»: он пафосный и с жуткими допущениями, но поднимает неожиданные темы и поощряет любовь к необычному кино, а заодно и веру людей в чудо.

#кино #обзоры #комиксы #супергерои