Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

«Креативные решения исходили из ограничений»: беседа с создателями короткометражки «Объект Дельта»

Как рассказывающие о кино российские эссеисты сняли научно-фантастический фильм с минимальным бюджетом.

Кадр из «Объект Дельта» 04х17 Production

20 января на YouTube состоялась премьера короткометражки «Объект Дельта», над которой работали видеоэссеисты Иван Рассадин (канал Cat&Play), Александр Рыбаков (канал ...and Action!) и Алексей Луцай (канал «Луцай»). Картину опубликовали в сети после того, как она поучаствовала в таких кинофестивалях, как Top Shorts и Los Angeles Film Awards и завоевала несколько наград.

TJ пообщался с режиссёром и автором сценария Иваном Рассадиным, а также с оператором и монтажёром Александром Рыбаковым о трудностях съёмки фильма с бюджетом 40 тысяч рублей, состоянии короткометражного кино в России и будущих планах.

Расскажите, как возникла идея фильма и собралась команда?

Иван: Я знал, что в 2018 году мы будем делать фильм, но больших ресурсов точно не будет. Нужна была лаконичная история с минимумом персонажей и локаций, поэтому многие креативные решения исходили из ограничений. Меня всегда интересовала тема человеческого сознания и того, что делает людей людьми.

Тот образ, который пришел изначально — был больше похож на допрос, где один из участников был не совсем человеком и не совсем ясно, кто из них. Со временем идея переросла в то, чем стал «Дельта», но стоит отметить, что мы с Димой (Поллаком, вторым сценаристом, прим. TJ) обсуждали некоторые истории, которые были похожи на «Дельту» тематикой. В итоге эти истории повлияли на то, чем стал фильм.

Саша: У нас достаточно странно собралась команда. Изначально были Ваня с Димой Поллаком. От них появился сам сценарий. Уже позже подключились я и Лёша Луцай (композитор, прим. TJ). Поскольку мы уже давно друг друга знаем, нам было довольно просто сработаться — наши интересы часто пересекались.

Помню Ваня даже не присылая сценария просто написал, мол «айда снимать короткометражку» и мы единогласно согласились. Часть команды пришла от нашей общей аудитории (мы устраивали стримы и рассказывали о проекте в свободной манере), а часть мы уже знали лично и хотели с ними поработать.

Как проходили съёмки «Объекта Дельта»? С какими трудностями пришлось столкнуться до и после съёмок?

Иван: Нашей главной проблемой были ограниченный бюджет и время, поэтому нужно было принимать решения быстро. Производственный бюджет составил около 40 тысяч рублей и это накладывало множество дополнительных трудностей.

Частично бюджет состоял из наших личных средств (примерно наполовину), а оставшиеся деньги мы собрали на стримах на добровольной основе. Мы просто говорили о том, что собираемся делать фильм и те, кому интересно, могли нас поддержать. Мы заранее знали, что у нас будет маленький бюджет, поэтому какого-то лишнего материала у нас не было — все отснятые сцены вошли в фильм.

Саша: Съёмки проходили в Инновационном центре «Сколково» на протяжении двух дней. На площадке работали 12 человек и ещё несколько на пост-продакшне. В итоге в команде было около 15 человек.

И вот вам правда — на съемочных площадках почти всегда очень скучно. Все либо чего-то ждут, либо готовятся к дублю.

Всегда очень важно поддерживать легкую атмосферу на площадке. Я вот рассказывал очень тупые шутки, за которые мне иногда стыдно. В общем, главное создать комфортные условия для всех участников. И тогда трудности не так значительны.

Пост-продакшн по ощущениям продлился около двух месяцев, хотя кажется, это было чуть быстрее. Сложно сказать однозначно, поскольку процесс перекликался с работой и было сложно думать о времени. Пока что-то не работало, как следует — мы не двигались дальше.

Самым сложным на пост-продакшне было бороться с ограничениями камеры Sony A7s Mark II (по секрету, почти все операторы её не хвалят, и не зря). У меня было особое требование к картинке: я хотел вывести из неё если не всё, то по-крайней мере большую часть ощущения цифровой беззеркалки и добавить «аналоговости», в чём-то даже «плёночности». Некоторые винтажные объективы, на которые мы снимали, очень помогали в этом.

Дополнительно ко всему этому необходимо было сохранить ощущение холодности и стерильности помещений, в которых была съемка — это важно для истории. Если короче, то найти баланс между стерильностью и «аналоговостью», поскольку оба элемента были важны. Тут очень помогла цветокоррекция, которую сделал Лёша Хорошев.

На что потратили большую часть бюджета?

Саша: Большая часть средств ушла на аренду съёмочной техники и сборку самого «Дельты». И если с первым все более-менее просто, то «Дельту» мы печатали на 3D-принтере и нужно было подготовить некоторые материалы для печати.

Объект Дельта на съёмках Фото Александры Фадеевой-Мурашевой

Остальное ушло на еду и гонорары для актрисы, звукорёжиссера и гримера. Это очень важно. Особенно еда. Без неё вообще не идите снимать кино. Бутерброды с авокадо — тема.

Я замечал, что в России у многих есть предрассудки о видеоэссеистах: считается, что вы можете только говорить о кино, но не можете его снимать. Как считаешь, почему существуют такие предрассудки, удалось ли вам их разрушить?

Иван: Если честно, я никогда не замечал такого. Я начал заниматься видеоэссе, потому что хотел делать кино, но чувствовал недостаток опыта. Это в итоге помогло мне в моей работе над фильмом.

Режиссёр картины Иван Рассадин (слева) и исполнительница главной роли Юлия Калашникова (справа) Фото Александры Фадеевой-Мурашевой

Саша: Согласен с Иваном — мне тоже не приходилось сталкиваться с повально негативным отношением. Но я не исключаю, что может оно где-то и есть. Скажем, в стенах ВУЗа, где преподаватель старой закалки думает, что мы не имеем права говорить о кино. Правда, очень сложно предполагать.

Тем не менее, мы делаем видеоэссе, и вот сейчас сняли фильм, потому что нам этого хочется. Без оглядки на точки зрения со стороны. Мы искренне любим свое творчество и хотим делать для тех, кто нас поддерживает. А таких очень много и это просто потрясающие люди! Полагаю, что время покажет, смогли ли мы поменять что-то и разрушить чьи-то предубеждения.

Поговорим ещё о ситуации в России. По сравнению с США или хотя бы с Европой у нас снимают очень мало короткометражек, а то, что выходит — в лучшем случае, не стыдно смотреть. При этом на западе это целая индустрия, работы в которой зачастую выглядят не хуже полнометражных фильмов. Как думаете, почему так? Российские зрители не готовы к короткому метру?

Иван: Я не уверен, что ситуация на западе сильно лучше. Безусловно, снимается больше короткого метра и зачастую он с гораздо более крепким продакшеном (вроде «Ballistic» от Film Riot и «The Manual»), но там тоже нет «рынка». Даже на западе кроткий метр просто — proof of concept (проверка идеи, прим. TJ), который чаще всего создаётся с расчетом на переработку в полный метр.

Саша: Не думаю, что российские зрители не готовы. Просто нужно больше авторов. Их, кстати, и правда становится больше. О них нужно почаще говорить и поддерживать. Возможно начинающим авторам не хватает интересного бекграунда и уверенности в своих идеях.

Чаще всего они убеждены в том, что обязательно нужно рассказывать массивные истории даже в формате короткого метра. Но это не работает таким образом.

Короткий метр, наоборот, подразумевает минималистичную историю.

И если на западе это понимание пришло и авторы отталкиваются от небольшого, то в России всё еще витает в воздухе пресловутое «дорого, сложно и масштабно — значит хорошо». А что с этим всем делать, мало кто знает.

Кстати по поводу proof of concept, в последнее время всё больше примеров («И гаснет свет», «Полароид»), когда короткие (иногда двухминутные) короткометражки запускают в полный метр. Готов ли «Объект Дельта» к полному метру? Рассчитываете ли на возможное продолжение истории в каком-то формате?

Саша: Нет. «Объект Дельта» — законченное произведение и ни сиквелов, ни фильмов в этой вселенной не планируется. Мы рассказали в фильме всё, что хотели рассказать.

В фильме поднимается вопрос обретения сознания искусственным интеллектом, как считаете, человечество действительно приблизилось к этому?

Ваня: Если порассуждать, то в пределах нынешнего столетия мы вполне можем что-то подобное увидеть. Тема довольно актуальная и то, о чём мы говорим в фильме уже обсуждается сейчас.

Помню, после первого показа фильма на «Старконе», вы ещё два часа отвечали на вопросы. Поправь, если ошибаюсь, но вроде во время следующих спецпоказов было то же самое, выходит, ваш фильм можно считать дискуссионным. Расскажите, что чаще всего спрашивали и почему по-вашему, у зрителей вопросы возникали так часто?

Саша: Да, ты прав, фильм срезонировал с достаточно большим количеством людей, что очень здорово. И поэтому со временем стало сложнее выделить самые частые вопросы — их попросту было очень много.

Наверное, чаще всего мы слышали различные интерпретации истории и ее элементов. Людям интересно заглянуть за пределы показанного и узнать ответ на вопрос «А что если?». А ещё было много технических вопросов в плане производства картины. Здесь проще, поскольку многие хотят начать снимать свое кино, но по-прежнему не знают, что им нужно делать.

Если бы я захотел снять свой фильм, то, наверное, тоже пошёл бы с вопросами к таким ребятам, как вы. Что бы вы посоветовали начинающим фильммейкерам, у которых, например, ничего нет, только желание снять что-то крутое?

Иван: Не хочется говорить банальных мотивационных вещей в стиле «у вас всё получится», но действительно, вместо вас ваше кино никто не снимет. Если говорить о более практических советах, то знайте свои ограничения, начинайте с малого и выкладывайтесь на пре-продакшене.

Саша: Да, пре-продакшен — это ваша основа. Никогда не пропускайте этот этап и не относитесь к подготовке к съёмкам легкомысленно. Это может стоить вам многого. Давайте время своим идеям и верьте в них. Возможно сейчас они не так хороши, как вам кажется, но после того, как вы наберётесь опыта, посмотрите еще больше кино, что-то прочитаете или банально съездите куда-нибудь отдохнуть, вы поймёте, что вам хочется кое-что изменить в вашей будущей истории. И эти изменения чаще всего ключевые.

А ещё не нойте, если что-то не получается. Поверьте, это будет происходить очень часто и вам нужно держать себя в руках, постоянно искать причины двигаться дальше. Результат есть, когда вы что-то делаете. Особенно тогда, когда в голове звучит «а кому вообще есть дело до того, какой фильм я снимаю?».

Насколько мне известно, вы отправляли фильм на несколько фестивалей, расскажите, что это за фестивали и какие награды взяли?

Саша: Мы взяли награды за лучшую фантастику и лучшую операторскую работу на фестивале короткометражного кино Top Shorts в ноябрьском сете, вошли в финал Near Nazareth, а Los Angeles Film Awards отметил особым упоминанием за оригинальный сценарий.

Оператор, монтажёр и исполнительный продюсер «Объекта Дельта» Александр Рыбаков Фото Александры Фадеевой-Мурашевой

Если подробнее, то Top Shorts проходил так: после подачи и заверения всех заявок, первым результатом был полуфинал, на который выбрали 40 картин. Этот результат один из самых важных, поскольку здесь ты понимаешь, заметили тебя или нет. После этого идёт финал, где число фильмов сокращается до 15. Ждать финальных результатов всегда сложно (и внутри ты даже горишь), но, по традиции, лучшие новости приходят неожиданно.

Можете объяснить, почему так важно было участвовать в фестивалях? Вы ведь могли просто сразу выложить фильм на YouTube.

Иван: Нам важно было, чтобы фильм посмотрела не только наша аудитория, но и те люди, которые не знают, кто мы. В том числе профессиональное жюри из индустрии. Это неплохая возможность заявить о себе за пределами России и получить подтверждение, что мы сняли не фигню. Надеюсь, так можно выразиться.

Теперь мы просто выложим фильм в открытый доступ. Это то, что мы изначально обещали нашей аудитории. Просто фестивали и живые показы чуть оттянули эту дату. «Дельта» для нас пройденный этап, мы отпустили этот проект и полностью отдаём нашим зрителям. А сами хотим идти дальше.

Какие планы на будущее? Будете ещё что-то снимать тем же составом? Я так понимаю, у Вани теперь собственная продакшн-компания.

Иван: Отвечу так же, как отвечал на всех живых показах: безусловно, мы будем что-то делать, но говорить о чём-то конкретном пока рано. 04x17 Production, которую я основал вместе с Дмитрием Поллаком, пока только в начале своего пути и у нас большие планы на него.

Саша: Я бы с радостью поработал ещё с ребятами. Мне кажется, у нас получилась классная команда. «Объект Дельта» не зря собрал нас вместе и как только будет что-то более масштабное, мы обязательно дадим знать.

#короткометражки #фильмы #ии #нейросети #технологии #интервью