В Париже начнут показ фильма про физика Ландау. Он идёт 700 часов и его снял российский режиссёр
Картину снимали три года в условиях, близких к СССР. Участвовали около 300 человек, которые подвергались реальным испытаниям.
Актёр в образе Льва Ландау Кадр из фильма «Дау»
«Дау» задумывался как фильм о Ландау, но оказался гораздо больше
22 января исполнилось 111 лет Льву Ландау — советскому физику и нобелевскому лауреату. Он сделал несколько важных открытий и заложил научный фундамент в Украинском физико-техническом институте Харькова. Но также учёный целый год провёл в тюрьме, когда в 1938 году его арестовали по обвинению во вредительстве.
На 24 января в Париже запланировано начало фильма об учёном под названием «Дау». Именно начало, потому что общий хронометраж картины — 700 часов, и она посвящена не только жизни легендарного физика, но и, по словам режиссёра, тоталитаризму и власти в СССР того времени. Сценарий к картине написал Владимир Сорокин — российский писатель, известный остросоциальными и постмодернисткими рассказами и романами, например «Лёд» и «Голубое сало».
Режиссёр Илья Хржановский начал работу над «Дау» в 2006 году, а съёмки стартовали в 2008 году. Они продолжались три года: для этого в Харькове построили павильон, имитирующий несколько советских улиц, институт, где работал Ландау, и столовую, а для участия позвали около 300 актёров, большинство из которых не профессионалы. Как отметил «КиноПоиск», Хржановского не раз критиковали за то, что он подвергал актёров опасности и унижениям из желания воссоздать испытания советской эпохи.
Съёмки шли три года и «Дау» становился всё больше
По рассказу Альбины Ковалёвой, продюсера Би-би-си, участвовавшей в съёмках, за 13 лет производства «Дау» превратился из фильма про Ландау в беспрецендентный и амбициозный культурный феномен. Актёры и участники команды жили вместе на протяжении более двух лет внутри декораций Советского Союза 30-х годов под названием Институт: улиц со старыми трамваями, магазинов только с советской одеждой и старыми рублями вместо реальных денег.
Ковалёва занималась декорациями и кастингом, поэтому описывает процесс подбора в деталях. По её словам, Хржановский воссоздал советские условия того времени максимально приближенными к реальности: актёры изображали настоящих дворников, уборщиц, продавщиц и поваров.
Внимание к деталям было такое, что режиссёр даже установил сточные трубы по размеру тех, что стояли в советскую эпоху, чтобы был правильный звук смыва. В других ситуациях Хржановский намеренно ставил участников в беспокойные ситуации и усиливал чувство клаустрофобии за счёт неровных лестниц и угнетающе тёмных коридоров. Он также потребовал, чтобы из громкоговорителей звучала гнетущая музыка.
Кадр со съёмок «Дау»
Кроме того, профессионалов на съёмочной площадке было совсем немного. Например, работавший с Ларсом фон Триером оператор Мануэль Альберто Кларо и Радмила Щеголева — украинская актриса, сыгравшая жену Ландау. Самого физика исполнил дирижёр Теодор Курентзис, а роль его сына досталась известному в России по песне «Белая стрекоза любви» музыканту Николаю Воронову.
Кинокритик Антон Долин, посмотревший несколько частей «Дау», рассказал, что фильм снимали практически без сценария, опираясь на импровизацию и поведение актёров, и он больше походит на крупный проект с концертами и перфомансами.
Бесспорный факт в том, что монументальная декорация Института была построена в Харькове специально для фильма, а потом разрушена. Жившие там люди подчинялись строгим правилам. У них было право как уходить из Института на короткое время, в город (многие жили в Харькове, а не в Институте), так и в любой момент покинуть съёмки навсегда. В одном из фильмов «Дау» зафиксирован такой момент: супружеская пара учёных окончательно выходит из проекта.
Многократно возникала информация о неурегулированных вопросах оплаты труда, но пока ни один из этих случаев не дошёл до официального судебного иска.
В 2011 году, когда съёмки «Дау» закончились, в «Коммерсанте» рассказали о том, как это отпраздновала команда. Большинство декораций разрушили неонацисты из группировки Максима Марцинкевича, которые сыграли таких же персонажей по сюжету, а после прошла рейв-вечеринка.
При температуре около –1°С на вечеринке танцевало человек 250-300. Большинство пришедших было уверено, что попало на открытие нового клуба, тем более что здесь присутствовал и бар, где большинство пришедших осело, так и не дойдя до танцплощадки. Весь процесс был зафиксирован на камеры и, возможно, будет использован в фильме.
Насилие и секс в кадре настоящие, но актёры не горят желанием говорить об этом
Другой большой текст о съёмках «Дау» вышел во французской газете Le Monde — отдельная его часть посвящена насилию и сексу на съёмочной площадке. Одни из самых шокирующих сцен — это момент, когда КГБ мучает девушку и когда неонацисты отрезают голову живой свинье.
Любимая актриса Фассбиндера Ханна Шигула, вначале так воодушевлённая проектом, покинула показ «Наташи» (название одной из частей): «Я не хотела видеть, как эту женщину, Наташу, мучает КГБ». И правда, мы видим героиню, одну, голую, сидящую на стуле, её угрозами заставляют засунуть себе в вагину бутылку. Ещё одна известная французская актриса не вынесла этого зрелища и отказалась участвовать в дубляже (платят, кстати, 5 тысяч евро за 2 часа): «Я не могу этого позволить. Эта женщина страдает на самом деле!!» — кричала она на режиссёра.
Литературный критик Анна Наринская пояснила, что, хоть в «Дау» многое происходит на самом деле — походы в туалет, секс, сон, драки — есть определённые границы происходящего. Участники действительно пытались «пережить» настоящий 1937 год и узнать, как бы поступили тогда, но не доводили до крайностей.
Вот одна из героинь совершает самоубийство после тяжёлого допроса. Но сама-то участница проекта, слава богу, — нет. Или в одной из серий Нора в исполнении Радмилы Щеголевой занимается сексом со своим сыном в исполнении певца-эксцентрика Николая Воронова (здесь именно уместно написать «в исполнении»), но ведь по-настоящему он ей не сын.
То есть когда в Дау секс, испражнения и драки — это всё взаправду. А когда смерть и инцест — нет. Я, разумеется, противница снафф-мувиз и более чем далека от того, чтоб за такие ужасы агитировать.
Как добавил Антон Долин, вокруг «Дау» ходит много слухов из-за того, что почти никто из актёров ничего не рассказывает о съёмках. Догадки доносятся лишь от тех, кто вышел из проекта: «Он окружен мифами, с которыми создатели никогда не спорят».
О съёмках ходили легенды: одержимый своим фильмом, Хржановский, по сути, на год закрыл съемочную команду на локации. Актёры носили костюмы того времени, не пользовались мобильными телефонами и даже старались говорить так, как говорили тогда. Для того, чтобы воссоздать советскую атмосферу максимально аутентично, в Харькове по всему городу искали подходящий реквизит: часть вещей покупали, но большинство люди отдавали бесплатно.
Где его показывают и как посмотреть
Показы в Париже длятся по 24 часа и не прерываются, но попасть на них не так просто. 700 часов — это 13 смонтированных фильмов, некоторые из которых состоят из нескольких серий, поэтому зрители могут посмотреть любое количество часов. Перед просмотром они должны сдать смартфоны, заполнить анкету о себе и пройти через разговор со священнослужителем.
Также нужно выбрать формат просмотра: билет на шесть часов без возможности вернуться в зал при выходе (35 евро), билет на 24 часа с возможностью вернуться (75 евро) и бессрочный билет на неограниченное количество часов и дней (150 евро). Показы в других городах пока не запланированы, однако к Каннскому фестивалю может появиться обрезанная версия на пять часов.
«Дау», хоть и снят российским режиссёром, но без участия государственных фондов. Фильм профинансировал бизнесмен Сергей Адоньев, который имеет отношение к театру «Электротеатр Станиславский». Это кино в ближайшее время не выйдет в российских кинотеатрах как минимум из-за своего хронометража, а как максимум — из-за сцен насилия, секса и нецензурной лексики.
#кино #эксперименты #разборы