Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

Битва за Винтерфелл — разбор с точки зрения военной стратегии

Неверная расстановка сил, неправильное использование конницы, авиации и не только.

Осторожно!
В материале присутствуют спойлеры к третьей серии восьмого сезона «Игры престолов».

Здесь и далее кадры HBO

В ночь на 29 апреля состоялась премьера третьего эпизода последнего сезона «Игры престолов». В нём показали битву за Винтерфелл — одно из главных сражений в сериале.

Несмотря на огромные потери, люди победили, когда Арья убила Короля Ночи и таким образом уничтожила всех белых ходоков. Но у многих зрителей возникли вопросы к тактике, которую использовали обороняющиеся.

Штабной офицер нацгвардии США под псевдонимом Angry Staff Officer специально для Wired разобрался, что именно было не так с точки зрения военной стратегии. TJ публикует перевод материала.

* * *

Сейчас все мы уже знакомы с тактикой битв в «Игре престолов»: противостоять врагу в несколько рядов и пытаться пробиться, пока одна из сторон не умрёт или не победит. Это проверенный метод с небольшой глубиной проработки. И, как показала воскресная «Битва за Винтерфелл», — это особенно неэффективно против бесконечной армии мертвецов.

Отсутствие зоны поражения

В начале 82-минутного эпизода союзные войска живых готовы насмерть противостоять нежити Короля Ночи — военизированного коммандос, который возглавляет культ смерти со склонностью уничтожать всё, что вы любите. В военной терминологии Король Ночи — центр притяжения для войск людей: если они убьют его, то смогут выжить против орды нежити.

Король Ночи положил глаз на Брана Старка, штабного офицера разведки дома Старков, который может смотреть сквозь время. Бран, понимая своё значение как цели (а он хороший разведчик), добровольно становится приманкой для Короля Ночи. Военный советник соглашается, что это лучший вариант и единственный способ выманить Короля из его войск.

Всё идёт нормально. Это хотя бы какой-то план. Но тем не менее, с этого момента союзные войска находятся в беспорядке.

Первым шагом людей должно было стать создание зоны поражения — пространства, в котором они расставили бы препятствия для разделения и направления противника, чтобы его можно было уничтожить прямым или косвенным огнём. Вместо этого они оставили поле боя открытым. Таким образом их маленькая стратегия рушится ещё до начала битвы.

Неправильное использование конницы

Возьмём конницу дотракийцев. Расстановка этого отряда на главной линии стратегически верна, но союзные командиры не использовали конницу должны образом — для защиты линий союзников и активной разведки противника.

Вместо этого дотракийцы рвутся в атаку ещё до того, как о расстановке сил врага в принципе становится известно. Этот ход, известный как «Кастер», предсказуемо заканчивается гибелью конницы, которую разжёвывают и выплёвывают в лобовой атаке без поддержки. Лишившись конницы, союзные войска остаются без разведывательных средств.

Неэффективное расположение артиллерии и препятствий

Далее подойдём к вопросу о непрямом огне. Любой артиллерийский офицер расскажет вам, что крупнокалиберное оружие косвенного огня должно быть расположено так, чтобы оно одновременно было защищено и поддерживало войска. Но союзники разместили катапульты прямо вдоль линий с конницей и пехотой. После первого залпа для поддержки дотракийцев, они полностью отказались от оружия массового поражения.

Если бы батареи были расположены за противопехотным рвом, который защищал замок, они могли бы продолжить бомбить противников и освещать поле боя. Союзники потеряли косвенные возможности, оставив пехоту в одиночке без поддержки «каменного огня».

Говоря простым языком: они расположили и тяжёлые, и лёгкие войска с командованием спереди. Эта единственная линия могла замедлить волны вражеских солдат, но в случае провала руководство погибло бы вместе с остальными. Формирование войск за защитными сооружениями позволило бы обеспечить более длительную оборону.

Позади пехоты глубокую оборону обеспечивал гарнизон Безупречных, а за ними расположили противопехотный ров с шипами. После него шли стены Винтерфелла, а за ними двор, наполненный ситуативными препятствиями и крипта, куда переместили женщин и детей из-за ошибочной веры в то, что эта зона будет безопасна. При этом размещение рва между основным войском и замком означало, что отступление будет идти через узкий проход и «задыхаться».

Недостаточное использование авиации

Возможно, вы заметили, что мы ещё даже не заговорили о самых мощных и самых неиспользуемых силах союзников — авиационной поддержке. В начале у Дейнерис было два дракона для прямой поддержки обороняющихся войск на земле и патрулирования воздуха от единственного ледяного зомби-дракона Короля Ночи.

Обладая превосходством «два к одному» в воздухе, Дейнерис пытается использовать драконов для нескольких задач. Это рискованный шаг, из-за которого войска не могут сосредоточить огневую мощь на одном задании. Это приводит к тому, что наземные командиры лишаются поддержки с воздуха, когда они больше всего в этом нуждаются.

И Джон Сноу, и Дейенерис совершают вылеты над силами противника, но никто из них не пытается провести разведку. Они также не пытаются нанести первый удар по силам Короля Ночи и задерживаются над территорией слишком долго, перед тем, как начать действовать.

Достаточно скоро белые ходоки запускают туман, выводя из строя обоих драконов. Неверное распознавание драконов по системе свой-чужой приводит к инциденту «свой против своего». Возможно, проблема решилась бы разрисовкой белых и чёрных линий на крыльях, как это сделали союзники во Вторую мировую войну.

Слабая оборона огненного рва

С потерями разведки, упущением косвенных возможностей и драконами в тумане, основной удар атаки приходится на отступающую пехоту. Нежить быстро пробивается через первую линию обороны, а затем добирается до Безупречных, которые прикрывают отступление. На этом этапе погода становится настолько плохой, что огнедышащая поддержка с воздуха не может увидеть, где находится замок, чтобы зажечь ров.

Так как основной план союзников проваливается, они переходят к запасному плану с зажжёнными стрелами, а потом с факелами, но терпят неудачу. В качестве чрезвычайной меры огонь активирует ведьма Мелиссандра.

Освещённые линии помогают драконам сориентироваться, и те сжигают нежить по периметру. Наконец, союзники создают препятствие между собой и мертвецами. Но эффективное препятствие требует наблюдения с прямым и непрямым огнём.

Хотя лучники стоят на стенах, следя за канавами, ни они, ни драконы не пытаются уничтожить нежить, стоящую за огнём. Это, определённо, упущенная возможность.

По сигналу Короля Ночи мертвецы прорывают огненную траншею советским способом: своими телами. Только после успешного прорыва защитники пытаются подавить врагов, но уже слишком поздно — десант добирается до стен.

Внутри замка стратегия закончилась

Численного превосходства и одной разрушительной вылазки Короля Ночи на драконе оказывается достаточно для прорыва стены. Наступление нежити достигает внутреннего двора замка, где отдельные бойцы и небольшие группы ведут боевые действия.

К этому моменту вся тактика и стратегия вылетает в окно: каждый мужчина и женщина оказываются сами за себя. Леди Лианна Мормонт нейтрализует одного вражеского гиганта прицельным ударом в глазную сеть, но сама становится жертвой атаки.

В небесах начинается воздушный бой, или точнее, драконий бой — Король Ночи делает нетрадиционный выбор в пользу атаки снизу. Манёвр приводит дружественные силы в замешательство, и в итоге и Джону Сноу, и Королю Ночи приходится катапультироваться.

Пока Король Ночи находится на земле, Дейнерис справедливо пытается нанести ему прямой авиационный удар. Однако оценка урона в бою показывает, что удар оказался неэффективным.

После этого Сноу пытается напасть на Короля Ночи, но тот поднимает новую армию из мертвецов и нежити. Из-за этого также оживают умершие в крипте и замке, но уже в качестве вражеских бойцов. Без защиты в крипте гражданские и логистические силы оказываются уязвимой целью.

Будто этого мало, но Дейнерис Таргариен совершает собственное «Падение Чёрного Ястреба» или, скорее, падение серого дракона — теперь ей приходится сражаться пешком. Джон Сноу оказывается прижат огнём вражеского дракона и не может маневрировать.

Победа из верного поражения

Белые ходоки и Король Ночи проникают в Винтерфелл и двигаются к Брану — их основной цели. Битва, насколько её можно так назвать, в основном закончена. При этом обе стороны достигли своих конечных целей: Король Ночи изолировал Брана, а войска союзников выманили Короля Ночи из его войска.

В этот критичный момент Арья Старк следует приказу командира — нейтрализовать Короля Ночи. Когда она вступает в бой сверху, он блокирует её атаку, но не видит, что это всего лишь обман. Арья бьёт снизу, поражает уязвимое туловище Короля Ночи и убивает его.

Удар также уничтожает белых ходоков и армию нежити, принося победу из верного поражения. Нетрадиционная атака Арьи попадает в чёткие рамки главной цели союзников и заслуживает похвалы за проявление индивидуальной инициативы по выполнению окончательного плана.

Если бы коалиция живых следовала фундаментальным правилам создания зоны поражения, у них был бы шанс для борьбы. Однако поскольку их противник мог буквально воскрешать мёртвых, им пришлось полагаться на драконье крыло и молитву «Не сегодня».

#играпрестолов #разбор #сериалы