Иван Манько
19

Back to school

Есть, конечно, своя ирония в том, что я стал учителем в школе. Потому что я ненавидел школу (как институт, разумеется, а не место тусовки) До сих пор ненавижу все, что посягает на мою свободу, на мое право выбирать, что мне делать, когда делать и в каких количествах. А школа посягала. Еще как.

В закладки

Тогда этот гнев был слепым, инстинктивным. Он был от того, что я, будучи очень подвижным, должен сидеть 45 минут и слушать очередное занудство в то время, когда хочется чего-то совершенно иного. От того, что когда, казалось бы, ты уже “отмотал свой срок” до обеда, выясняется, что школа позаботилась о том. что украсть у тебя и твое внешкольное время, снабдив тебя домашкой по полной программе. От того, что меня учат жизни люди, которые выглядят так, будто умерли лет 20 назад, но все еще шевелятся. Чем старше я становился, тем большее негодование росло во мне и выражалось в полном бойкоте домашнего задания и прогуливание почти всего, что не вызывало интереса. Система реагировала, конечно. Поэтому были бесконечные разборки с учителями, вызовы родителей в школу, увещевания и давление. Но все это было бесполезно. Я уже не мог стать “хорошим мальчиком”. Поэтому на меня забили, что-то там нарисовали в аттестате под конец и отпустили “во взрослую жизнь”.

В этой самой взрослой жизни я не поменял своего отношения к школе. Наоборот, чем больше я читал книг и чем больше я узнавал о мире, тем большее отвращение вызывала у меня школа. Исчез детский гнев и чувство “загнанного зверя”, но чувство негодования только укрепилось опытом размышлений и ясностей. Вот их квинтэссенция:

Классическая школа — это узаконенная форма пыток над человеком. Физическая пытка над телом: ты должен сидеть очень много за партой в период жизни, отличающийся высокой подвижностью. Интеллектуальная пытка: ты должен учить, запоминать то, что, возможно, не представляет никакого интереса для тебя. Психологическая пытка: ты должен слушать тех, кого ты, возможно, не хочешь слушать, делать то, что ты, возможно, не хочешь делать, подчиняться тем, кому, возможно, ты не хочешь подчиняться. И тебе внятно никто не сможет объяснить какого хрена это происходит и какому дьяволу это нужно.

Дальше кто-то может с энтузиазмом обсуждать, насколько целесообразно пытать детей ради их светлого будущего. Но я в этом безобразии не участвую. Пытать не может быть целесообразно просто в силу устройства человеческой психики. Пытки ее убивают.

Итак, советская школа и все ее производные - это образовательный бухенвальд. А что насчет школ, стремящихся быть гуманными и демократичными? Они тоже действуют в рамках системы. Дети вынуждены сдавать различные аттестации и экзамены на соответствие положенному уровню знаний. Да, внутри этих школ может быть гораздо более здоровая и расслабленная атмосфера. Учителя и руководитель такой школы становятся не надзирателями за исполнением наказания, а своего рода подушкой безопасности между детьми и системой. Это здорово, что такие школы существуют. Но это все бесконечно далеко от свободы.

А можно ли создать школу, основанную на принципах свободы воли, а не тюрьму лайт? Думаю, что внутри системы образования, обозначающий жесткий коридор, внутри которого могут двигаться учреждения, это просто невозможно. А можно ли в принципе создать такую школу? Конечно! Такая школа была создана чуть меньше, чем сто лет назад! И называется Summer Hill. Принципы, заложенные в этой школе описаны в одноименной книге. На мой взгляд, ее обязан прочитать каждый, кто интересуется образованием и каждый, у кого есть ребенок.Их очень коротко можно сформулировать так: 1. Создай вокруг ребенка атмосферу тяги к знаниям 2. Позволь ребенку учить то, что ему хочется, в таких количествах в каких ему хочется и с той периодичностью, какой хочется. 3. Создай атмосферу равноправия между учителями и учениками в принятии всех решений, касающихся образовательного процесса

Никаких условий, никаких экзаменов и аттестаций. Просто дай ребенку жить и проявлять свою природную любознательность, которая, в том числе выражается в желании что-то учить и узнавать. А также дай ему чувствовать себя таким же человеком как ты сам, с правом голоса. Вот единственная форма образования ребенка, которая для меня приемлема. Потому что в основе моих представлений о жизни - свобода и удовольствие. Права на свободу и получение удовольствия от жизни могут ограничиваться, когда речь идет о здоровье и безопасности или свободе и удовольствие другого человека, но не могут ограничиваться потому что так хочет какое-то убогое государство или недалекие родители, учителя, министры.

{ "author_name": "Иван Манько", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": -2, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 120123, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 08 Oct 2019 14:13:17 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку
Обсуждаемое
Пора валить
Как не программисту поехать жить и работать в Европу
Я никого не призываю и не агитирую к иммиграции. Я не программист, не студент и мне уже за 30. Я живу 2,5 года в Братиславе, Словакия.
Новости
Двое российских школьников получили на ЕГЭ максимальные баллы — по 400
На 300 баллов экзамен сдали 26 человек.
Новости
Массовая вакцинация от коронавируса Covid-19 в России начнётся в октябре. Она будет бесплатной
Министр здравоохранения заявил о завершении клинических испытаний.
Популярное за три дня
Истории
Крепость запрещённого интернета: как немецкий военный бункер стал домом для даркнета и бизнесом для киберпреступников
Голландец Герман-Йохан Зент всегда любил бункеры. И однажды создал в таком серверную ферму, чтобы сколотить свою цифровую империю.
Интернет
Nike выпустила рекламу о возвращении спорта в эпоху пандемии. Но в сети больше смотрят на её монтаж
Весь ролик поделён на два экрана с разными видеовставками, и обе части почти идеально синхронизированы друг с другом.
Наука
Первый корабль SpaceX с людьми на борту успешно вернулся на Землю
Теперь капсулу используют повторно для одного из следующих полётов к МКС.

Комментарии