{"id":2158,"url":"\/distributions\/2158\/click?bit=1&hash=583a372f0bca7b1deedf74c1438fbf94e52d0976315acc2dcfa3b84a8e724b7d","title":"\u041a\u0443\u0434\u0430 \u0443\u0442\u0435\u043a\u0430\u0435\u0442 \u043c\u043e\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u043d\u0430 \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0443?","buttonText":"\u041a \u043c\u043e\u0448\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c","imageUuid":"f14d918a-59c9-5701-b718-30025e0ce469","isPaidAndBannersEnabled":false}
Письменный цвет

Арт-ретроспектива: Русская фотография 1920-1940

Во втором выпуске рубрики «Арт-ретроспектива» — перевод статьи Иоганна Тётенберга о развитии советской фотографии в период между войнами из журнала «Amsterdam Foto '84».

В проекте «Арт-ретроспектива» будут показаны статьи, рецензии и истории из изданий прошлых лет. По хештэгу внизу вы можете найти прошлые выпуски. Подпишитесь на мой канал в Телеграм или блог на Tjournal, чтобы не пропускать новые.

В царской России фотография была развита преимущественно среди представителей небольшой части российской интеллигенции и богатых классов. С приходом к власти Советов, возникла серьёзная потребность в распространении информации среди всех слоёв населения. В 1919 году кинематографическая промышленность была передана под контроль народного комиссариата культуры, а фотожурналистика стала средством пропаганды.

Парад физкультурников на Красной площади в Москве Александр Родченко, 1932

В крупных городах были организованы фотовыставки, развешены агит-витрины с фотографиями последних событий, которые сопровождались короткими и проникновенными агитационными текстами. Без средства фотографии эта агитация — как метод превращения пропаганды в искусство — была немыслима.

Характерными атрибутами агитации стали лозунги, красный цвет, фотография. В 20-е годы и в начале 30-х в русской фотографии возникли два течения: экспериментальное направление, на которое повлияли художники русского авангарда, и репортажная фотография, характеризующаяся большой «компактностью действия». Это случилось благодаря развитию техники печати, газетам и имиджевому органу «Союзфото», которое определяло факторы развития российской фотографии.

Красный бронепоезд по Петроградом в октябре 1919 г. Издательство Ленинградского отделения «Союзфото», 1920-1930

Александр Родченко был движущей силой экспериментально-формирующего направления. Он использовал фотографию и первоначально применил её к своей типографской деятельности. Позже он начал фотографировать себя и писать о фотографии. Родченко показал хорошо известные повседневные явления с точки зрения «динамических диагоналей», которые современники считали характерными для динамики современной жизни.

Детали объектов и событий, представленных в виде структуры, видимой снизу или сверху, были принципами проектирования, которым также следовали Макс Альперт, Борис Игнатович, Георгий Петрусов, Аркадий Шайхет и Георгий Зельма. Ещё в 1928 году Родченко работал с Leica, которая, будучи удобной камерой с ярким объективом и плёнкой на маленьком экране, отвечала как его дизайнерским идеям, так и требованиям фотожурналистики.

По примеру Leica, с 1932 года выпускался фотоаппарат ФЭД, который вскоре стал наиболее широко используемым фотоаппаратом в Советском Союзе.

В 1931 году Родченко исключили из Объединения художников «Октябрь», зарождение которого было тесно связано с конструктивистскими идеями. Руководство посчитало, что он соблазнил пролетарское искусство принять западную эстетику, которая превратила бы его во внешнюю форму без достаточного политического содержания.

С середины двадцатых годов прошлого века, фотография в России всё чаще находила применение лишь в журналах и газетах, а свободное распространение становилось всё более ограниченным. В 1932 году Коммунистическая партия конкретизировала свои требования к искусству, а вместе с ним и к фотографии, добавив пристрастность и дидактичность для решения социальных задач:

  • Искусство должно отражать действительность таким образом, чтобы экономические процессы представлялись в положительном ключе, а негативные аспекты не должны демонстрироваться.
  • Искусство должно быть предвзятым, то есть всегда отражать реальность в русле общепринятой идеологии.
  • Искусство должно быть оптимистичным.

В 1934 году съезд объявил социалистический реализм единственным выражением русского искусства. Сознавая свой национальный характер, фотография должна стараться вложить в свои изображения реалистичное содержание, понятное людям. В этих условиях выразительная сила фотографического средства была утрачена; фотография начала фокусироваться на теме, которая стала главной составляющей прогресса.

Фотография из серии «24 часа из жизни Филиповых» 1931

Так появились «фотоочерки», фотоистории, из которых самой известной была «24 часа из жизни Филиповых», рассказывающая о повседневной жизни семьи в Москве. В целях пропаганды в Журнал «ССР на стройке» (СССР в стадии строительства), издаваемый за рубежом, использовал фотографию для систематической пропаганды динамичного строительства в стране.

Большой Москворецкий мост. Завершение строительства П. Трошкин, 1937

В результате настоятельных требований социалистического реализма возникло программное, определяемое социальной функцией, фотожурналистическое движение, которое просто отражает авангардные и конструктивистские тенденции начала двадцатых годов. Оно определяло, как человек должен мыслить, работать, жить, чтобы быть полноправным членом социалистического общества; общества, реальность которого, однако, даже в послереволюционный период не отражала человеческую нищету, унижение и страдания.

Коллекция чешской журналистки Даниелы Мразковой «Советский Союз между двумя войнами» (Die Sowjetunion zwischen den Kriegen), содержит большой объём изображений из великого времени: «волна культурных экспериментов, атмосфера лаборатории, распространившаяся по всей России», «сформировала отношение революционного модернизма: дух первопроходцев, устремлённый в небо, под шапкой лётчика и кожаным пальто». «Пар, сжатый воздух и электричество как новая «душа народа».

Фотографии того времени созданы в центре события, разделившего мир на два лагеря. В них есть некое восторжение новой формой советского общества и новой формой искусства. Фотография тогда стала средством передачи информации, пропагандой, агитацией идеи, что «будущее сейчас – будущее впереди».

0
3 комментария
Андрей Корниленко
камерой с ярким объективом и плёнкой на маленьком экране

фотографы умерли нахуй.

Ответить
Развернуть ветку
Письменный цвет

Простите

Ответить
Развернуть ветку
Украинский беспилотник

Очень интересно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null