(текст, выстраданный мною во время мытья черепашьего аквариума)
В какой-то момент я поняла, что переписки – это условность. Очевидно, казалось бы, но многие об этом не задумываются или отказываются это принять. Хотя сами играют в эту игру. Поясняю. Ссоры в переписке – пожалуй, самое очевидное. «Перепалки» в письменном интернетном формате в 80 процентах случаев (хорошие, много нервов затрачивающие, до слёз доводящие ссоры между друзьями) не выносятся в жизнь, потому что двое - игроки этой условности, хоть сами того они могут и не осознавать. Когда эти двое встречаются в жизни, должно быть, на взводе («ТЫ КРИЧАЛ НА МЕНЯ КАПСОМ!»), они даже воспринимать друг друга негативно («по-переписочному») не могут. Повисает неловкое молчание; потупленные в пол взгляды, угловатое: «Поговорим? (наконец)». Через 30 минут страшная ссора исчерпана. Конечно, я отталкиваюсь от личного опыта и не претендую на стопроцентное попадание. Но, согласитесь, было. Это значит, что текстовое общение нельзя выпускать за рамки.
Дистанционное образование. Я ставлю перед собой телефон. Начинается занятие. Два варианта дальнейшего развития событий: 1) через 30 минут у меня смыкаются глаза, я теряю нить повествования и отвечаю на поставленные вопросы невпопад; 2) у меня наворачиваются слёзы после тех же 30 минут и появляется непреодолимое желание отключить Wi-Fi, написав в чат: «У нас отключили свет». ДА, бывают и счастливые исключения (которые даются мне внутренним ломанием, разговорами со своим отражением в зеркале, эмоциональными восклицаниями и активной жестикуляцией). Именно за счёт «вынужденности» утрируется (если хотите – появляется) ощущение односторонности. Я достигла пика неприятия после занятия музыкой. По WhatsApp-аудио. «Ой, какая восприимчивая!», «А какие альтернативы?», «А что ещё делать?», «Ну, занятия же нужно как-то проводить!». Согласна. Но зависающий звук фортепиано в динамике…
Почему-то один вопрос пришёл на ум: «О каком профессионализме может идти речь?» Тут же всплыли громкие обороты: «Дистанционное – это дилетантство». Дилетантизм. Вряд ли я бы подумала о таком два месяца назад. И речь (естественно) не про учителя и не про ученика. Обучение – это контакт с преподавателем, а не вконтакт с преподавателем. Как опыт – спасибо. Каждый сделал вывод, получил новые впечатления, можем продолжить в привычном формате.
Думаю, передел в образовании – не чья-то самоцель, а данность, пришедшаяся «на руку».
Надеюсь, ироничный тон письма считывается. (Ироничный тон не отрешает меня от моих слов).