Офтоп
Никита Лихачёв

Главное, какой у нас план: будущее глазами Элона Маска и Марка Цукерберга

20 июля Элон Маск опубликовал вторую часть своего «генплана»: расчётов и прогнозов по развитию его компаний и их влиянии на общество. 21 июля свой план на ближайшие 10 лет рассказал глава Facebook Марк Цукерберг. TJ представил, как будет выглядеть мир в 2026 году в воображении двух главных визионеров IT-мира.

Элон Маск: машины и электричество

Пост Маска «Генплан, часть два» такой же сухой, как и его обыденная речь: вот почему мы наладили производство сначала дорогих, а потом дешёвых электромобилей, тут мы планируем объединить две компании, потому что это логично, а вот тогда-то мы выпустим грузовики. На самом деле, за этими скромными строчками скрывается тщательно рассчитанное будущее не только Tesla и SolarCity (основанная Маском компания, занимающаяся солнечной энергией), но и всего человечества на целых десять лет вперёд.

В 2006 году Маск рассчитывал, что в ближайшей перспективе ему нужно будет двигаться следующим образом: сначала выпустить дорогой спорткар (Tesla Roadster), затем на заработанные с него деньги создать более массовый седан (Tesla Model S), после этого на вырученные с седана средства разработать бюджетный электрокар (Tesla Model 3), а в процессе всего этого научиться массово использовать солнечную энергию.

Маск почти уложился в десятилетку: первые поставки Model 3 начнутся в 2017 году. Летом 2015 года Tesla начала выпускать домашние батареи Powerwall, заряжающиеся днём от солнечного света через панели на крыше. Кроме того, Маск собирается объединить два продукта — добычу электричества из солнечной энергии и электрокары — под крышей одной компании.

Масштабный план на десятилетку говорит об уверенности главы Tesla. Его идеи тесно взаимосвязаны и образуют стройную экосистему, а в своём плане он даже закладывает составляющую бюрократии — неповоротливость чиновников США и остального мира в части разрешения использования публичных дорог для тестирования автомобилей.

Марк Цукерберг: интернет и VR

План Цукерберга выглядит более амбициозным, но менее стройным. Facebook уже получил почти всех пользователей интернета в мире, а поэтому стремительно расширяться дальше можно за счёт подключения к сети новых. Для этого компания запустила проект Internet.org и тестирует дроны Aquila для раздачи интернета с воздуха над большой территорией.

С другой стороны, в густонаселённых городах проблема обратная: все подключены к интернету, а объём трафика всё растёт и растёт из-за более «тяжёлых» форм контента вроде 360-градусных видео и VR-трансляций. Стабильный доступ к потоковым сервисам должен обеспечить проект многоузловой сети Terragraph.

Параллельно Цукерберг занимается вопросами искусственного интеллекта: начиная от текстовых ботов, помогающих автоматизировать ответы компаний на запросы клиентов, заканчивая персональным помощником в стиле Джарвиса из «Железного человека».

Хотя искусственный интеллект и виртуальная реальность — перспективные сферы, но они необязательно пересекаются друг с другом, в отличие от бизнесов Маска. Как бы то ни было, у Facebook есть большое преимущество в виде 1,65 миллиарда пользователей в месяц, создающих и просматривающих огромное количество контента, а компания Цукерберга стоит в 10 раз больше, чем Tesla.

Представим, каким будет 2026 год, если амбициозным планам Маска и Цукерберга — а также другим известным прогнозам по будущему технологий — будет суждено сбыться.

Добро пожаловать в 2026 год

Утро. Вы потягиваетесь, и ваши часы передают «умному дому» информацию о вашем пробуждении. За окном прохладно; пол моментально подогревается, и пока вы идёте босиком до ванны и чистите зубы, на кухне закипает чайник или жужжит автоматическая кофеварка.

Поскольку сегодня день личных встреч, вам придётся выехать из дома. Закрывая дверь, вы получаете уведомление на часы о том, что замок успешно сработал, подтверждаете включение внешнего наблюдения и поглядываете на две 360-градусные камеры: одна смотрит на прихожую изнутри, другая — на входную дверь снаружи.

Пока спускается лифт, вы вызываете вашу Tesla ко входу: ночью она стояла, подключённая к зарядке, и успела самостоятельно скачать и установить последнюю версию прошивки. Бортовой компьютер предлагает маршрут, исходя из календаря встреч, но планы только что поменялись. Вы меняете две встречи местами, и пока едете на первую, коллеги подтверждают изменения в распорядке дня через мессенджер: умный виртуальный помощник Facebook M сам связался с ними и выяснил их предпочтения.

Через тот же мессенджер вы говорите с коллегами по аудиосвязи, а сами смотрите новости и едите бутерброд: руки всё равно свободны, потому что машина едет сама. В новостях показывают стихийное бедствие в отдалённом регионе страны, но вы видите UltraHD-картинку прямого эфира. Facebook отправил туда свой дрон для экстренной связи и помощи людям в момент, когда обычные сотовые сети не справляются с нагрузкой: к нему же подключились местные журналисты.

После трёх встреч вы остаётесь в офисе, а машину отпускаете поработать на вас в Uber. До конца рабочего дня она зарабатывает для вас около 10 долларов: мелочь, а в конце месяца такими темпами она компенсирует все счета за электричество, воду и отопление, и ещё немного останется на аренду квартиры.

Кстати об электричестве: пока вы были в городе, солнечная панель на крыше дома зарядила вашу настенную батарею — и не только вашу, но и других жильцов дома. Дом большой, и на всех дешёвого солнечного электричества не хватает, но вскоре партнёры Tesla обещают построить такие панели на крышах всех домов в округе и перераспределять электричество по городской сети по сниженным тарифам.

Электричества от солнца хватает на текущую работу приборов днём: больше всего ест домашний компьютер, к которому подключена VR-станция. Остальное берётся из городской сети ночью, потому что так дешевле: в это время подзаряжаются гаджеты и машина на следующий день.

Пока вы едете домой в вернувшейся с работы в Uber машине, вы вспоминаете, что дома закончились продукты. Не отрываясь от просмотра сериала вы говорите Facebook M, чтобы он проверил, чего не хватает для приготовления пасты с лососем, заказал это и доставил домой. Когда вы приезжаете, у входа вас ждёт пожилой курьер: он ещё не разобрался, как можно занести продукты в охраняемый видеонаблюдением «умный дом» с удалённой блокировкой замков, и звонит вам по телефону.

Вы забираете еду у курьера и готовите ужин — просто потому, что любите готовить. Когда вы ложитесь спать, термостат Nest делает воздух прохладнее, кондиционер автоматически включает забор воздуха снаружи и его очистку, а все забытые включёнными приборы переходят в режим сниженного энергопотребления.

Засыпаете вы с мыслью о том, что запланированная на выходные поездка в Петербург на Hyperloop будет длиться меньше, чем эпизод любимого сериала.

Победа над пробками

Долгое время волновавшую жителей мегаполисов проблему пробок пытались решить при помощи различных типов парковок и ограничений на въезд крупногабаритных машин в особо загруженные зоны. Однако опыт показал, что чем больше парковок становилось в городе, тем больше в него стягивалось машин — это только увеличивало загруженность дорог.

При этом транспорт продолжал бессмысленно занимать место и мешать проезду тогда, когда не использовался. Держать их просто так стало нерентабельно: в ходе борьбы с пробками выросли и цены на автомобили, и страховка, и парковка.

С появлением глобального карпулинга, у истоков которого стояла Tesla, машины перестали простаивать: без сдачи их в аренду покупка их среднестатическим горожанином стала экономически неоправданной. Собственный автомобиль ещё сильнее закрепился в сознании как элемент роскоши. Эксклюзивное владение могут позволить себе всё меньше людей, тем более что для ежедневных поездок на работу удобнее и чаще быстрее ехать на общественном транспорте, графики работы которого давно оптимизировали при помощи нейросетей.

Зато пользоваться машиной стало проще: из-за распространения автопилота они все превратились в самоходные такси, доставляющие их любой точки в любую точку. У этих такси, которые можно вызвать по одной кнопке в Uber или Apple Carpool, нет водителей: никто не разговаривает по пути и не включает неподходящую музыку.

За дополнительную плату клиент может пересесть за руль, чтобы поехать туда, куда захочет сам, однако в большинстве стран это запрещено из-за слишком высокой опасности такого вождения. Кроме того, водителю придётся получать права — а для этого нужно пройти очень сложные экзамены.

Пробок стало меньше не только из-за меньшего простоя машин на парковках, но и из-за того, как интеллектуальные системы управляют парком из автомобилей. Когда на дороге рядом оказывается несколько управляемых автопилотом машин, они формируют кортеж, все автомобили в котором стартуют и притормаживают синхронно. Это убирает зазор между стартом впереди идущего транспорта и реакцией водителя за ним, характерный для живых водителей.

На трассе можно встретить самоуправляемые грузовики Tesla: они автономно возят сотни тысяч тонн грузов в день, напоминая роботов на складе Amazon из популярного в 2014 году видео. В город их не пускают — склады находятся на окраинах, а по городу их доставляют промышленные беспилотники в 500-килограммовых контейнерах: созданием системы управления их рейсов занимались специалисты из NASA. Зато на трассах вдвое увеличен лимит скорости для движения по выделенным полосам для транспорта под управлением автопилота: автокортежи из грузовиков и легковых машин достигают нескольких десятков единиц транспорта.

Прелести виртуальной реальности

Когда-то жители городов ждали, пока к ним приедут машины Google Street View и сделают панорамы улиц, чтобы по ним можно было виртуально «погулять». Сейчас, когда 360-градусные камеры есть на всех машинах из-за используемых автопилотов, любой может зайти на Google Street View и смотреть, что происходит за окном, в режиме реального времени.

Видеорегистраторы, ранее популярные только в России, видоизменились и благодаря популярности автопилотов появились в каждой новой машине во всём мире.

В сотрудничестве c правоохранительными органами более чем пятидесяти стран, включая США, Канаду и ЕС, производители самоуправляемых машин стали использовать получаемые с камер данные для анализа поведения граждан и отслеживания преступников. Поэтому когда полиции становится известно о правонарушении, скрывающийся преступник попадает на радары ещё до того, как за ним выезжает наряд, и отслеживается до тех пор, пока он находится в зоне видимости других машин.

GoPro, выпустившая компактную версию 360-градусной камеры, стала стандартом для проведения прямых трансляций. Все популярные соцсети поддерживают показ таких видео, причём для их просмотра достаточно обычного смартфона.

Первоначальная волна спроса на шлемы виртуальной реальности отбросила назад hi-end-устройства: они ушли в профессиональную сферу 3D-моделирования, архитектуры и проектирования. Массовыми стали самые дешёвые наборы для VR: как однажды на замену новостям «…, делая селфи» пришли «…, играя в Pokémon Go», так теперь СМИ обсуждают происшествия, в которые попадают обладатели шлемов PlayStation VR.

Недостатки

Из-за стремительно подешевевших электромобилей и массовому переходу крупных автопроизводителей на их выпуск несколько подорожали обычные машины на двигателе внутреннего сгорания. Они до сих пор актуальны в северных районах, где сети электрозаправок до сих пор не развиты, а жители до сих пор ездят на старых автомобилях и вынуждены покупать постоянно дорожающий бензин.

Наличие камер в каждом автомобиле, постоянно подключенных к интернету, открывает широкий простор для слежки. Однако как и в случае с новостями про смертельные ДТП из-за действий автопилота десять лет назад, все быстро проглотили чувство опасности и переключились на пользу от технологий.

Все прелести быстрого интернета и виртуальной реальности пока касаются только Земли, а ведь на Марсе уже три года как находятся первые участники проекта SpaceX по колонизации. Связь с ними до сих пор прерывистая и недостаточно быстрая: они не смогут посмотреть очередную серию «Южного парка» сразу после её выхода, а жители Земли не имеют возможности следить за ростом картофеля в прямом эфире через 360-градусные камеры на марсианских грядках. Известно, что Элон Маск уже нашёл инвесторов для построения космической сети на основе спутников, созданных частными космическими корпорациями.

Главная проблема — никто не знает, в чём разница между iPhone 12 и iPhone 11s. Но у Apple снова рекордная выручка.