Александр Кузнецов
36

Попал в зеленый тренд: как российский производитель обеспечил Европу стеклотарой для фуагра

Как российская компания смогла поймать зелёный тренд Европы перехода с пластиковой упаковки на экотару, наладить собственное производство премиальных банок и обеспечить экспорт по 2,5 миллионов банок в год для фуагра и джемов во Францию, Венгрию, Румынию и другие страны Европы.

В закладки

Во всём мире нарастает тренд использования экологически безопасной упаковки для продуктов. К примеру, американская компания Kraft Heinz планирует к 2025 году продавать продукцию в биоразлагаемом пластике, а в Евросоюзе уже принят закон о полном запрете использования пластиковой посуды с 2021 года.

Европейская инициатива серьёзно настроена на развитие циркулярной экономики. С точки зрения управления отходами и экологичности стеклянной таре нет конкурентов. В отличии от металлической упаковки, которая придаёт привкус, она никак не взаимодействует с пищей.

Водка Путинка и дозатор из Китая

Идея заняться собственным производством стеклянной упаковкой у Андрея Прозуменщикова сформировалась задолго до ИТК Оптима. Работая генеральным директором в компании по поставке медицинского оборудования в конце 90-х, молодой управленец посетил выставку инновационных разработок в Шанхае. «Меня вдохновил один интересный механизм розлива для стеклянной бутылки - шариковый дозатор, который позволял равномерно разливать жидкость».

Вернувшись в Россию, Андрей начал предлагать разработку производителям алкогольной продукции и лимонадов, однако все наотрез отказывались, выражая явный скепсис к приживаемости данной технологии на рынке. «Производители боялись новых разработок, кто-то даже откровенно посмеивался над «китайской пробкой», но я был уверен в себе и в перспективности шарикового дозатора» - вспоминает Андрей Прозуменщиков. После нескольких лет неудачных попыток, на инновационный механизм розлива неожиданно откликнулось руководство Московского завода Кристалл. Тогда в начале нулевых быстро набирала популярность водка Путинка. Именно на бутылке этой марки завод-производитель решил протестировать шариковый дозатор.

Шариковый дозатор для водки https://how-to-drink.ru/kak-snyat-dozator-s-butyilki/

Эксперимент ознаменовался большим успехом, потребитель тепло встретил удобную пробку-дозатор. Другие производители алкогольной продукции сразу же заметили экономических успех эксперимента: «И теперь те, кто посмеивался над дозатором, выстраивались за ним в очередь» - вспоминает Прозуменщиков. Именно с этой первой сделки с Московским заводом Кристалл начался предпринимательский путь компании Андрея Прозуменщикова – основателя ИТК Оптима.

От водки к консервам

В середине нулевых вышел закон о запрете рекламы алкогольной продукции, и чтобы привлечь внимание потребителя, производители шли на самые хитрые эксперименты, в том числе и с формой стеклянный бутылки. Заметив возникший спрос на сложные дизайн-формы стеклянной упаковки, Андрей Прозуменщиков решил заняться реализацией сложных дизайн-проектов через сложившиеся партнёрские отношения с заводом Кристалл. Для создания сложной стеклянной тары по дизайн-проекту сначала создаётся металлический формокомплект - тугоплавкая форма, на основе которой выдувается стеклотара заданной геометрии. «Раньше проектировкой и созданием формовых оснасток в России мало кто занимался, в основном заказывали за рубежом, мы были одними из первых, кто начал проектировать и размещать заказы на формокомплекты» - вспоминает Алексей Прозуменщиков. Предложив комплексную услугу под ключ, от чертежа до создания готовой стеклотары, к нам начали обращаться производители известных алкогольных брендов Столичная, Довгань и т.п.

Однако интерес к необычным формам тары в алкогольной продукции начал постепенно спадать, нужно было что-то предпринять. Заметив зарождающийся зеленый тренд на экопродукты и экоупаковку в начале 10-х годов, компания решила переквалифицироваться на проектировке и производстве стеклянной тары в пищевой промышленности. Первый клиент, который обратился за упаковкой для своей продукции, была компания Экопродукт – крупнейший производитель фруктово-ягодной консервации. Прозуменщиков не прогадал, после Экопродукта за разработкой стеклотары для продуктов питания в Оптиму начали обращаться производители рыбных консервов и мёда, в течении года стало понятно, что «зелёный тренд» только начал развиваться. И тут Прозуменщиков сыграл на опережение: «Если у нас заказывают разработку и производство стеклянной тары, почему бы нам не выпустить собственную банку?» - с вдохновением вспоминает Андрей Прозуменщиков.

Изучив рынок, компания сделала ставку на премиум-сегмент – стоимость и логистика стеклянной упаковки обычно в 5-10 раз выше пластиковой, но в ценовом сегменте выше 100 рублей за товар разница в цене для конечного потребителя становилась несущественной. Однако сегмент премиум-тары не был пустым, поэтому Прозуменщиков пошёл на риск, решив разработать привлекательную банку с бугельным механизмом закрытия, которая смогла бы плотно удерживать вакуум внутри банки, так продукция могла храниться в банке ещё дольше. Риск заключался в конкуренции за качество механизма - на российский рынок такие банки импортировали из Европы. К тому же заметный выигрыш в стоимости банки компенсировался отсутствием дешевой технологической базы в России, конструкция замка имела сложную техническую компоновку. Производство замка пришлось реализовать в Китае, что добавляло логистических и производственных рисков.

Чтобы найти своих первых покупателей, Прозуменщиков с командой ИТК Оптима приняли участие в международной выставке продуктов питания ПродЭкспо, проходящей в Москве. Компанию ждал успех – созданная банка с бугельным замком произвела впечатление на производителей продуктов, в первый день выставки компания получила десятки заказов от крупных игроков российского пищевого рынка: Экопродукт, Перрони и др.

Покорение Европы

ИТК Оптима быстро нарастила производство, вытесняя зарубежных конкурентов. Совершенствуя технологию производства и расширяя ассортимент продукции, компания начала расти на 30% в год. Компанию начали замечать не только «пищевики», но и производители косметики и медицинских препаратов: Natura Siberica, Faberlic, Випс Мед и др.

«Конечно же мы понимали, что Европейский рынок делал куда более серьёзные шаги в сторону экопродуктов» - делится Прозуменщиков. Поэтому после успешного запуска на российском рынке компания сразу же начала готовиться к Seafood Expo Global в Брюсселе – европейская выставка морепродуктов, объединяющая крупнейших мировых игроков.

Подготовка к выходу на европейский рынок была очень серьёзной, каждый сотрудник компании понимал, что европейский клиент очень требователен к качеству продукции. Для более плотного контакта крышки с банкой команда Прозуменщикова начала экспериментировать с формой банки и конструкцией замка, пришлось испытать более 100 вариантов разных сочетаний, прежде чем вывести удобную, и одновременно долговечную конструкцию банки.

Однако повторить успех не удалось. Не смотря на ощутимую дешевизну банки из России, европейских производителей не устраивало качество резиновой прокладки. «На мгновение показалось, что всё было зря», - вспоминает Прозуменщиков, однако один из посетителей стенда подсказал, что для европейских производителей лакмусовой бумажкой качества товара является использование французской резины Hutchinson.

Дело оставалось за малым. К следующей выставке на банках Оптимы уже стояла уплотнительная резинка французского производства. Настроение производителей резко переменилось, первым, кто захотел банку Оптимы оказался крупнейший венгерский производитель мясных консервов и деликатесов Merian Foods. С этого момента гусиная печень «фуагра» для Европы упаковывается в премиум-банку российского производителя.

ИТК Оптима сегодня

Российские производители стеклотары в этом году перегружены европейскими заказами, из-за этого российским клиентам приходится оформлять заказы за полгода вперёд. Этому способствует несколько причин: плановая замена печей на европейских заводах и значительное увеличение спроса на стеклянную тару.

Пока в России никто из конкурентов не смог повторить технологию бугельного замка, которая была бы действительно работающей, поэтому ИТК Оптима является единственным производителем таких банок в России и занимает больше половины розничного рынка. «Наши технологии запатентованы и хранятся в строгом секрете» – делится Прозуменщиков. Сейчас продукция с банками ИТК Оптима стоит практически в каждом магазине страны. С 2016 года компания начала продажу банок в рознице через крупнейшие российские сети: Метро, Ашан, Азбука Вкуса, Глобус Гурмэ и др. Более 30% всей продукции ИТК Оптима отправляется на экспорт во Францию, Венгрию, Румынию, Финляндию, а также США.

Сейчас в Европе не просто стало модно использовать экоупаковку. Глобальная инициатива Европейского союза «Зеленая сделка» предусматривает серьёзное переосмысление подхода к внутреннему производству, в том числе производства стеклотары. Власти Большой Европы предлагают выделять по 45 миллиардов ежегодно в период с 2021 по 2027 гг. «Мы ожидаем, что спрос на стеклянную упаковку будет расти, а производство будет выноситься за пределы еврозоны» - утверждает генеральный директор компании.

Андрей Борисович Прозуменщиков, генеральный директор ИТК Оптима

В России понимают пользу зеленого тренда, поэтому пытаются предпринять серьёзные меры в этом направлении. Ещё в прошлом году Госдума рассматривала законопроект о возврате системы приёма стеклянных бутылок через автоматы, которые можно установить возле крупных гипермаркетов, инициативу поддержали многие производители, в том числе и ИТК Оптима, однако реализация закона так и осталась на стадии проекта.

В рамках национального проекта «Экология» предполагается поддержка научных и технологических инноваций по производству, упаковки и переработке. «В этом направлении мы видим хорошую перспективу увеличения сбыта нашей экопродукции и на внутреннем рынке» - говорит Андрей Прозуменщиков.

Но удовлетворить Европейский спрос пытаются не только ИТК Оптима. Крупнейший производитель стекла Sisecam открыл несколько стекольных заводов в Туркменистане и в Италии, и также на пути газового проекта Турецкий поток, что обеспечит более низкую стоимость производства на дешевом российском газе.

В перспективе серьёзную конкуренцию может представлять и Китай. Но пока в ближайшее время риска перераспределения заказов из России в сторону Китая невелик, так как китайское производство стеклотары сейчас ненамного дешевле российского, а вот качество оставляет желать лучшего.

«Конкуренция за мировой рынок стеклянной тары ожидается серьёзной, но мы её не боимся. Мы нашли узкую нишу, попали в растущий тренд, довели качество своей продукции до совершенства и теперь масштабируем её на весь мир. Другим предпринимателям и бизнесменам я советую действовать по такому же принципу» - вдохновлённо завершает Андрей Прозуменщиков, основатель и генеральный директор ИТК Оптима.

{ "author_name": "Александр Кузнецов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 199948, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 17 Aug 2020 13:59:08 +0300", "is_special": false }
Конференция «Персональные данные: сбор, кража и защита»
6 октября Онлайн Бесплатно
Объявление на TJ
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку
Обсуждаемое
Новости
«Если бы в комнате был яд, я бы сейчас не сидел перед вами»: Киселёв снял репортаж из томского номера Навального
«Вообще я приглашал с собой жену. Но она отказалась. Говорит, что брезгует».
Новости
Парламент Азербайджана объявил военное положение в некоторых городах и районах страны
В Баку, Гяндже, Евлахе, Гейгеле и некоторых других городах введут комендантский час.
Новости
Главред Nexta Роман Протасевич сообщил об уходе из проекта
Он заявил, что это решение не было спонтанным.
Популярное за три дня
Животные
Новости
Der Spiegel: Меркель тайно навестила Навального в «Шарите»
Издание заявило, что таким «жестом» канцлер Германии подчеркнула «солидарность немецкого правительства» с основателем ФБК.
Технологии
В Windows XP нашли секретную тему с элементами оформления Mac OS
Тему обнаружили в исходном коде системы, который недавно впервые попал в сеть.

Комментарии

null