Конкурс Selectel: техника Apple за лучшую инструкцию
Andrey DoberMan
8

Консоли прошлого. На чём играли отцы

В данной статье речь пойдёт только об игровых консолях, охватывающих период с 1978 по 2000 год, доступных в прошлом отечественному геймеру.

В закладки

Первая игровая консоль массового производства появилась на планете в 1972 году в США и носила название Magnavox Odyssey. В неё была встроена всего одна игра (примитивный симулятор тенниса), но позже игровую библиотеку расширили. На территорию СССР же, видеоигры пришли шестью годами позже - в 1978 году.

Счастливые обладатели первой в мире игровой приставки Magnavox Odyssey

Самой первой игровой консолью в Союзе можно считать случайно попавшую к нам адскую коробку GTV-881. Это был польский клон той самой Magnavox и содержал на борту аж две игры: теннис и бадминтон. Те редкие экземпляры, которые на то время были у нас в стране - попали к нам из Польши.

Брутальный дизайн с единственным рычажком вкл/выкл, ощутимый вес и всего две игры на борту. Но для обычного советского гражданина - это воспринималось настоящим чудом техники.

Однако в том же 1978 СССР начал серийный выпуск нескольких моделей игровых консолей собственного производства. Назывались они по-разному, в зависимости от завода производителя и фантазии инженеров. Самые известные из них: "Палестра-02" (г. Львов), "Турнир" (г. Москва), "Экси Видео 01" (г. Павловский Посад). Все они различались между собой внешним видом, органами управления и количеством встроенных игр. Объединяло их одно: все они были клонами зарубежной консоли Atari Pong (вышедшей в США в 1975 году и которая, в свою очередь, была логичным продолжением вышедшей ранее Magnavox Odyssey). Суровые советские ученые довольно серьезно воспринимали эти примитивные видеоигры и даже проводили всякого рода эксперименты и исследования на предмет переключаемости внимания (вот бы им современных Покемонов показать).

Телевизионная приставка "Турнир" из ударопрочного полистирола. Работала от внешней сети, либо от шести элементов 343 (батарейки "С" в виде крупных "бочонков")

Тиражи приставок не могли обеспечить высокий спрос на них, и они были в вечном "дефиците". И это несмотря на довольно высокую стоимость (почти месячная зарплата рядового сотрудника). Тем не менее, советские инженеры вплоть до начала 90-х годов постоянно модернизировали приставки, добавляя поддержку фотопистолетов (всё как в американском оригинале!) или третий цвет в выводимую палитру. Менялись микросхемы, внешний вид приставок, даже в игры добавляли другие режимы. Но каждая модель приставки, по своей сути, была все тем же клоном американской приставки Atari Pong (с одной разницей: в американском бездушном изделии не было ударопрочного корпуса).

Одна из последний модификаций под названием "Лидер", выпущенная Пятигорским опытным заводом НПО «Энергоавтоматика» в 1992 году

В 1984 году советскую молодежь захлестнуло новое увлечение: портативная электронная игра "Ну, погоди" (она же "Электроника ИМ-02"). Идея и реализация были беззастенчиво украдены у японской компании Nintendo, за что ныне покойный Гумпэй Ёкои, создатель оригинальной электронной игры Nintendo «Game & Watch», до конца своих дней впадал в ярость при упоминании СССР. По легенде, японское чудо к нам привезли агенты КГБ. Инженеры из конструкторского бюро разобрали игру по винтикам, изучили и наладили производство отечественных аналогов. Сейчас уже невозможно установить правду: действительно ли это происки КГБ или случайный инцидент.

Советские инженеры не особо заморачивались и отечественный вариант игры мало чем отличался от оригинала

При цене в 25 советских рублей игра "Ну, погоди" моментально сметалась с прилавков. Видя такой спрос, партийное руководство поставило задачу и девять заводов страны стахановскими темпами стали выпускать электронные игры. К слову, "Ну, погоди" является не единственной игрой, выпускаемой в СССР на портативных электронных устройствах. Советские заводы подчистую копировали и остальные игры японской серии "Game & Watch", вносили в них минимальные косметические изменения (рудиментом японских версий оставались 12-часовой формат времени и надписи на английском "Game" на экране) и выпускали в продажу, на радость совковой детворе. Перепрограммировать микропроцессор игры (чтобы создавать другие игры) отечественные инженеры научились только в начале 90-х годов, но тогда популярность этих устройств уже ощутимо упала.

Вопреки легендам, после набора 999 очков в игре - никакой мультик не показывался. Игра запускалась с начала, но с повышенной скоростью

Где-то в 1990 году (возможно, чуть раньше) в СССР стали попадать тайваньские игровые приставки Rambo TV Game. Это была полноценная игровая приставка, пиратский клон американской Atari 2600 1977 года выпуска. О том, что это клон приставки 13-летней давности - советский гражданин даже и не догадывался и наивно радовался невиданному доселе чуду техники.

Игры были встроенными, и их количество варьировалось от 32 до 9999. Удивляло изображение на коробке вставленного картриджа в консоль, ведь никто и никогда в СССР таких картриджей в продаже не видел.

Rambo TV Game недолго продержался в продаже на отечественном рынке (хотя в отдельных регионах консоль можно было встретить на прилавках аж до начала нулевых). Джойстики в консоли были чересчур хлипкими (жили максимум месяц) и входили в категорию расходных материалов. Игры быстро приедались, да и появление на рынке 8-битных консолей окончательно подписало приговор приставке Rambo TV Game.

Библиотека игр на Atari 2600 включала в себя множество отличных и известных игр. Но отечественный школьник играл в то, что зашили в память его консоли Rambo TV Game тайваньские пираты

Тогда же, в самом начале 90-х годов, уже можно было приобрести и тайваньский клон 8-битной консоли NES (Famicom) от японской компании Nintendo. Но массовое распространение эта платформа получила благодаря российской фирме Steepler. Российская компания заключает соглашение с тайваньской компанией TXC Corporation, закупает у них приставки, называет их Dendy и наводняет ими отечественный рынок по цене в 94 доллара за штуку. Пока Nintendo завоевывала мир своей консолью, не обращая внимания на страны СНГ, хитрые русские на их продукте сумели заработать сотни миллионов.

Оригинальная Famicom (Family Computer) и российский клон Dendy Junior

Спрос на продукцию оказался очень высоким и в апреле 1993 компания Steepler располагала уже четырьмя региональными дилерами и оборотом в 500 млн рублей. По воспоминаниям одного из основателей: "весь офис был забит коробками: в одних были приставки, в других - доллары". Несмотря на нелегальный статус, Steepler сильно боролась за "подлинное качество": делала защитные голографические наклейки, ставила пломбы и паковала картриджи в картонные коробки, называя их "лицензионными".

Несколько позже, ближе к середине 90-х годов, рынок наводнили другие клоны японской консоли от тайваньских и китайских пиратов. Различные Lifa, Simbas, UFO и им подобные. Наш народ же, по старой памяти и устоявшейся привычке - называет все это мракобесие, как и всю платформу в целом, словом "Денди". Steepler, с помощью дочерних компаний пытается монополизировать отечественный рынок, выпуская всякие там Сюборы и Кенги, но китайцы, как ни крути, делали дешевле.

Надпись на коробке гласит: "Настоящий товар в России и странах СНГ эксклюзивно распространяется через торговую сеть Dendy". Эх, знала бы Nintedo, сколько денег нелегально зарабатывается на ее консоли.

Благодаря пиратам, отечественный рынок наводнили дешевые клоны японской консоли, и доступные игры, по 10 долларов за ведро картриджей (фигурально выражаясь). Это позволило платформе стать по-настоящему массовым продуктом и приобщить к миру видеоигр подавляющее большинство школьников того времени.

"Тёплый и ламповый" картридж 4-in-1 китайского производства. На него еще заглушки делали, которые вечно терялись.

Ближе к середине 90-х годов в странах СНГ начали появляться и первые 16-битные консоли. И хотя знакомая нам фирма Steepler упорно пыталась навязать нам дорогущую Super Nintendo, отечественный геймер выбрал намного более доступную Sega Megadrive. Сегу так же безбожно как и NES клонировали в Тайване и Китае. Но клонировали качественно: в первых ревизиях имелись в наличии расширительные выходы, полноразмерные платы и очень качественная сборка.

Самый массово распространенный вариант Сеги. Скопирован с японской версии MegaDrive 2.

Sega Megadrive - это был качественно новый уровень игрового погружения, после Dendy. Красочнее графика, бОльшие уровни и ощущение... серьёзности, что-ли. А снова благодаря пиратам - была вполне доступна для большинства семей в 90-х годах.

Технически более совершенная 16-битная Super Nintendo (SNES) так и не смогла добиться популярности в странах СНГ. Игры были дорогими, сама консоль стоила раза в 1,5-2 дороже Сеги, да и купить ее можно было далеко не везде.

С середины 90-х годов, на постсоветском пространстве начали появляться 32-битные консоли. Одной из первых стала 3DO производства Panasonic. Консоль выставляли в торговых залах и профильных магазинах, запуская на ней какое-нибудь трехмерное демо. И неизменно этот процесс собирал всех детей в округе, как завороженных наблюдающих за неописуемой красоты графикой.

Panasonic 3DO FZ-10. Самая популярная у нас ревизия платформы.

Консоль 3DO моментально обрела славу "приставки для богатых". В зависимости от региона и наглости продавца - просили за нее от 700$ до 1500$. Но так продолжалось недолго. Совсем скоро на прилавках появилась также 32-битная консоль от Sony под названием PlayStation. Та же великолепной красоты трехмерная графика (даже лучше!), огромное количество игр и их доступность на каждом шагу (в крупных городах). А главное достоинство - это ее низкая цена, по сравнению с 3DO. Ну, а массовый взлом консолей (чиповка) - позволили многим игрокам даже и не догадываться над тем, что они играют в пиратские игры. Серьезно, скажи кому тогда, что лицензионная версия его любимого Syphon Filter стоит в районе 40$ - как на тебя посмотрели бы, как на сумасшедшего. Какие 40 долларов, когда на каждом рынке полно игр по полдоллара за штуку, причем - "с рюсским переводом".

Самая популярная игровая приставка того времени в странах СНГ

Разумеется, были и другие приставки этого поколения (Sega Saturn, Nintendo 64), но они были у избранных геймеров и не снискали той славы, которая была у PlayStation.

Именно первая Playstation, по большему счету, завершила консольную игровую эпоху ХХ-го века на постсоветском пространстве. В 2000 году к нам добрались уже Sega Dreamсast, а позже и PlayStation 2 со всякими там PSP и X-BOX'ами - но это уже совсем другая история.

Телеграм канал для умных и бородатых геймеров

{ "author_name": "Andrey DoberMan", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 201216, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 20 Aug 2020 12:51:05 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку
Обсуждаемое
Новости
Группа профессоров выдвинула Навального на Нобелевскую премию мира
Некоторые учёные раньше отрицательно относились к деятельности Навального, но «поменяли своё мнение».
Кино и сериалы
В новом сериале ТНТ один из главных героев — гей. Исполнитель роли надеется убедить «таких же пацанов» стать толерантнее
Монолог об опасениях мамы, жизни в гомофобной среде и сцене с каминг-аутом.
Новости
Трагедия в Рыбинске: Подозреваемый ранее отбывал срок за убийство и изнасилование
В Рыбинске изнасилованы и убиты два ребенка. Тела обнаружила их мать, вернувшись в квартиру, в которую недавно переехала.Подозреваемый объявлен в розыск.
Популярное за три дня
Беларусь
Лукашенко объявил о закрытии границы с Литвой и Польшей. Границу с Украиной «усилят»
Он также попросил жителей этих стран «остановить своих политиков».
Беларусь
Информационная война, белорусские протесты и заработок телеграм-канала. Главное из интервью Дудя с основателем Nexta
«Главное медиа белорусского протеста».
Дизайн и архитектура
В Китае провалился проект комплекса с «вертикальным лесом». В него переехали лишь 10 семей, а лес превратился в джунгли
Разросшаяся растительность привлекает насекомых.

Комментарии