Офтоп
Василий Басов

РАО запретило екатеринбургскому театру ставить пьесу про Карлсона без отчислений в неизвестный фонд

Российское авторское общество прислало руководителю екатеринбургского частного «Коляда-Театра» письмо, в котором говорится, что спектакль «Карлсон вернулся», идущий более 16 лет, запрещается играть, если театр не продлит разрешение на постановку. Чтобы получить права на использование произведения, руководству театра необходимо заплатить деньги в фонд Астрид Линдгрен. Что это за фонд и откуда он появился в театре не знают, сообщает Е1.

Фрагмент из постановки «Карлсон вернулся» в «Коляда-Театре»

Как написал на своей странице в Фейсбуке руководитель театра Николай Коляда, он не знает, что за фонд требует у него авторские отчисления. По его мнению, кто-то просто «делает деньги из воздуха».

Театр получил письмо из РАО. Смысл его, думаю понятен: заплатишь денег в фонд Астрид Линдгрен — играй. Что за фонд, откуда он появился — кто его знает. Люди делают деньги из воздуха. Выкупили права или ещё что, выкупили родственные связи.

Я всё жду, что вот-вот появится фонд Братьев Гримм или фонд Андерсена. Или фонд Русских Сказок Афанасьева. И попробуй не заплати им. Затаскают по судам, снимут последнюю рубаху.

Николай Коляда, руководитель «Коляда-Театра» города Екатеринбурга

Николай Коляда также приложил к посту само письмо от РАО.

Письмо от РАО

Как написал руководитель театра, очевидно, теперь спектакль придётся закрыть.

16 лет играем мы этот спектакль, сколько детей выросло на нём — всегда полный зал. Пьесу эту и другие театры играют. Ну, а теперь, придётся, видать, закрыть. Потому что я знаю аппетиты этих «наследников». Себе дороже, что называется.

Николай Коляда, руководитель «Коляда-Театра» города Екатеринбурга

Как рассказал руководитель театра изданию Ura.Ru, постановку про Карлсона все годы играли без всяких лицензий, в обозначенный фонд он пока не обращался и платить ему не собирается.

Самое страшное — это наследники. Тысяча моих пьес играется по всей России, и никто ничего не платит. Сижу бедный, не знаю что делать. Ну, а тут люди подсуетились. Они умеют и знают куда нажать, куда направить письмо.

Николай Коляда, руководитель «Коляда-Театра» города Екатеринбурга

В 2015 году Николай Коляда рассказывал журналистам, что получает большие гонорары за свои пьесы, которые играются по всему миру. У театра также есть определённые доходы.

Мы зарабатываем себе на зарплату. Всё. Конечно, я хвастаюсь — говорю, что купил театру семь квартир, автобус… Но это я купил на свои гонорары — они у меня очень большие, не буду даже сумму называть, ведь мои пьесы играют во всём мире. Естественно, я это коплю, собираю и вкладываю, а театр работает на зарплату.

Николай Коляда в интервью изданию «Е1» в 2015 году

Николай Коляда

Информацию о фонде Астрид Лингрен найти не удалось. По адресу, указанному в письме от РАО, располагается агентство Nordiska, занимающееся авторскими правами на театральные постановки в Исландии, Норвегии, Швеции и Дании.

11 июля 2016 года на требование заплатить авторские отчисления от РАО пожаловался директор музея-усадьбы имени композитора Рахманинова. Неизвестные люди, представившиеся сотрудниками Российского авторского агентства, звонили директору усадьбы с требованием заплатить 300 тысяч рублей в качестве отчислений за исполнение композиций Рахманинова. В РАО эту информацию опровергли, заявив, что не стали бы ставить под угрозу концертную деятельность музея.