Отвратительный завод

«Уголь победил над Богом» — история о том, как в Чехословацком городе Мост передвигали полутысячелетний готический собор

«Сдвиг» костёла Небесной Панны Марии в Мосте, который начался последним днём сентября 1975 года, даже сегодня трудно сравнить с чем-либо, потому что похожие проекты не то, что бы не имели популярность в истории — их практически не было. Готический храм избежал разрушения, чем не могли похвастаться почти все дома старого Моста, которые были снесены.

Город Мост в 1960-х

Всё дело в сумасшедших темпах индустриализации Чехословакии и активного роста угледобычи «открытым» путём на севере страны — в Судетах. В те годы исчезали сотни сёл и весей, на месте которых появлялись внушающих размеров карьеры в которых рыли уголь титанические роторные экскаваторы серии «KU». Впервые на пути у расширяющей свои индустриальные возможности страны встал целый город. Решено было отстроить новый, панельный город Мост неподалёку, в нескольких километрах от расширяющегося карьера, старые здания сровнять с землёй, а старинный, неотъемлемый от истории города готический костёл передвинуть на восемьсот метров в сторону при помощи специальных колей и гидравлическим механизмам. Иначе бы костёл так же пал во имя добычи угля, как и некогда старинный королевский городок Мост. Изначально предлагали несколько вариантов сохранения исторического памятника, тем не менее, на переломе шестидесятых и семидесятых годов прошлого века, выиграл проект за сдвиг костёла на новое место, который был окончен к 27 октября 1975 года.

С «переездом» таких больших архитектурных объектов никто в Чехословакии не имел опыта, поэтому уже сама разработка проекта и технических решений длилась несколько лет. Привычный метод передвигания зданий путём подкладывания под него брёвен и «перевозки» на новое место был отброшен, таким образом уступив специальному пружинному механизму.

Из храма было вынесено всё оборудование, отделена башня, стены и несущие колонны были укреплены. В середине сентября 1975 года костёл был отделён от земли и разделён со своей подземной криптой, а затем установлен на 53 специально изготовленных Пльзненским заводом «Шкода», шасси.

Вид на старый костёл 1900-х

Первые упоминания города Мост относятся аж к одиннадцатому веку, а поздний готический костёл Небесной Панны Марии принадлежал к важнейшим историческим памятникам города.

Подрыв бывшей немецкой консерватории

Застройка старого Моста закончилась примерно в тридцатых годах двадцатого века, с тех пор в городе практически не появлялись новые здания вплоть до конца второй Мировой войны, после которой в городе стали строиться новые жилые районы, где поселили рабочих местных угольных, урановых, никелевых и флюоресцентных шахт.

Кран серии «KU» проезжает по специально расширенным улицам города, чтобы добраться до карьера.

В середине шестидесятых, тогдашнее правительство Устецкого края подписало решение о ликвидации старого города Мост.

Карьер «Голубой вал». Ныне залит водой и превращён в озеро. 

Город должен был уступить развивающейся активной угледобыче.

В старом городе (обычно так называют центр города) до того как его снесли, осталось множество домов, которые имели ценность, как исторические архитектурные объекты исполненные в «позднем» готическом стиле.

Постепенный, медленный но верный снос города начался в 1967 году и закончился спустя целых пятнадцать лет.

На фоне видно типичную для Судет сопку. Это молодые вулканы, которые потухли несколько тысяч лет назад, оставив в гущах земли множество природных ископаемых.

Благодаря сносу неугодных зданий, дорог, прочих коммуникаций, государство должно было получить в свои руки более ста миллионов тонн чёрного угля. Районы, которые ранее строились только как пристройки к старому городу, должны были разрастись до города, в котором могли бы жить более шестидесяти пяти тысяч человек.

В начале 1965 года, первые «переселенцы» из старого города переехали в новые квартиры на улице Поджатецкой. Шибеницкий холм, который как тогда, так и сегодня, использующийся как парковая зона, должен был стать центральным парком, а у своих склонов уместить несколько новых улиц и районов. Индустриальные объекты были перенесены на дальнюю северную часть нового города, ближе к городкам Велебудице и Рудолице.

Деканский собор слева. Костёл Панны Марии Небесной вдалеке по центру и учебный полигон для пожарников справа.

В 1965 году была также решена судьба Деканского костёла. Его по частям перевезли по специально сконструированным аркам, на которых провели железную дорогу.

Выработка угля прямо на границе с городом. 

Сложный процесс перевозки костёла требовал не только точную подготовку и планировку, а также много денег. Изначально речь даже не заходила о подобных суммах денег, чтобы просто сохранить собор.

«Строительные работы, непрошеным вход запрещён» — дословный перевод с чешского. Обратите внимание, что есть и надпись на немецком. Судеты — земля, где даже сегодня живёт много этнических немцев.

Наконец, на границе шестидесятых и семидесятых костёл начали готовить к «транспортировке».

Несколько ускоколеек, что были построены для вывоза угля на фасовочный и цех. Сегодня узкоколейные железные дороги редко используются в подобного рода добыче природных ископаемых, так как постоянно работающий конвейер справляется куда лучше.

Выработка чёрного угля прямо перед «разобранным» костёлом Небесной Панны Марии. Слева от костёла его звонница, которая была осторожно отсоединена от основного остова здания.

Костёл пришлось частично обрушить, чтобы он мог «войти» на колею. 

Укрепление костёла бетонным поддоном снизу и закрепление его стен, как внешне, так и внутри.

За укрепление стен и колонн отвечала стальная конструкция с железобетонным поддоном под самим зданием.

Укрепление помогло распределить вес исторической кладки, что была более 9600 тонн так, чтобы помещение с колоннами попросту не рассыпалось в труху, а транспортные платформы могли хотя бы сдвинуться с места.

Детальный вид на укреплённый для транспортировки свод на крыше костёла. Свод в Мостецком костёле был одним из трёх подобного рода во всей Чехословацкой Чехии.

Из всех автомобилей на фотографии в Чехословакии произведён только один — белый грузовичок левее это машина марки «Татра», остальные произведены в СССР. 

Примерный вес всей этой конструкции вместе со зданием храма был равен примерно двенадцати тысячам тонн. Для сравнения, танк Т-34 в то время весил около тридцати тонн, поэтому можно считать, что по Мосту проехался состав из четырёхсот танков этого типа.

Мостецкая повседневность 1975 года.

Здание, которое строилось в период с 1517 по 1550 годы, было передвинуто на 841,1 метр на новое место всего за 27 дней.

Примечательно, что в таком индустриальном крае как Устецкий, не нашлось специалистов по подобным работам и их пришлось звать аж из Пардубиц.

Вид на транспортировку костёла в ночное время суток. Да, его транспортировка не останавливалась даже в тёмное время.

Пункт управления был сконструирован на передней части транспортировочной конструкции. Возможность управления не исключала человеческий фактор, но тем не менее управлялось движение в первую очередь компьютером.

В книгу рекордов Гиннесса, храм попал как самый тяжёлый предмет, перевезённый железнодорожными колеями.

Затраты на строительные и демонтажные работы составили больше 150 миллионов тогдашних крон.

Ещё тринадцать лет понадобилось на стабилизационные и реконструционные работы. По их окончании костёл стал доступен для посещения.

По колее костёл двигался со скоростью, которая колебалась от 1,2 до 3,2 сантиметров в минуту, в зависимости от угла наклона дороги и типа местности (костёл должен был проехать трёхсотметровый участок пути, который был засыпан песком. Это был средневековый угольный карьер в глубину более пятидесяти метров).

Платформы работали на гидравлическом принципе, когда гидравлика управляла четырьмя несущими укреплениями спереди, чтобы конструкция не распалась. Она же была использована для приведения всего этого в движение и для торможения.

Надпись сверху: «Строительные работы проводит ПромСтрой Пардубице», надпись снизу: «Сдвиг выполняет и обеспечивает Трансфера Прага».

Транспортировка костёла была окончена 27 октября 1975 года.

На снимке выше к костёлу уже доставили старую колокольню и как раз ведутся работы по её установке.

Костёл по окончанию реставрационных работ в 1988 году.

Во время «смещения» костёла, строители, не по злому умыслу уничтожили некоторые средневековые артефакты сакрального характера вместе с частью основного зала, который пришлось долго и кропотливо восстанавливать. Тем не менее, артефакты в виде фресок, сохранить не удалось.

Костёл снова был закрыт в 1993 году и вновь открыт в 2010, но уже находясь в списке важнейших культурных и исторических памятников Чехии.

В сегодняшнее время костёл находится на расстоянии броска камешка, от нового рекреационного ареала — Мостецкого озера.

{ "author_name": "Кен Чанский", "author_type": "self", "tags": ["\u0447\u0430\u043d_\u0447\u0441\u0441\u0440","\u0447\u0430\u043d_\u0438\u043d\u0434\u0443\u0441\u0442\u0440\u0438\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044f"], "comments": 8, "likes": 51, "favorites": 39, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 339969, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 15 Feb 2021 13:15:09 +0300", "is_special": false }
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Пермский лолипоп

4

Всегда восхищали гении, двигавшие здания

Ответить

Ответный химик

3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Мемориальная табличка Генделя, с костёлом

Ответить
0

Вот ещё короткое видео на тему, если кому интересно

https://www.youtube.com/watch?v=9U63wN0XlVM

PS: а почему превьюшку не парсит?

Ответить
2

Вот с превьюшкой и плеером короче, почему-то изначально не запарсило
https://www.youtube.com/watch?v=9U63wN0XlVM

Ответить
0

Не проще было написать пятисотлетний ?

Ответить
1

Масштаб будет уже не тот. И кликбейтность снизится...

Ответить
0

Храм Тесея

Ответить
Обсуждаемое
TJ
Объявляем новый набор в Лигу авторов. Ищем тех, кто хочет писать лонгриды о мировых событиях, интернете и технологиях
Отличный вариант для тех, кто хочет прокачать навык написания больших текстов и заработать.
Новости
В интернет слили базу электронных почт зарегистрировавшихся на сайте «Свободу Навальному!»
Злоумышленники начали рассылать им письма с угрозами деанонимизации.
Интернет
Основатель «Луркоморья» скрыл часть статей — в том числе про «трапов» и феминизм. Это вызвало споры о цензуре
Противники решения говорят, что «Лурк» стал тем, с чем сам и боролся. Давид Хомак отвечает: «Концепция интернетов изменилась. Не хочешь меняться — иди на**й».
Популярное за три дня
Наука
Финские учёные создали основу для квантовой электроники — спинтронных процессоров и чипов памяти, которым не нужен ток
Такая электроника не нагревается и потребляет крайне мало энергии.
Новости
Жительница Кракова вызвала службу защиты животных из-за странного зверя на дереве. Оказалось, что это круассан
Женщина приняла его за игуану.
Новости
Более 70 писателей, публицистов, актёров и учёных со всего мира призвали Путина обеспечить медпомощь Навальному
Среди них пять нобелевских лауреатов по литературе, а также многие известные писатели.
null