{"id":670,"title":"\u0418\u0449\u0435\u043c \u0440\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u0430 \u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u043e\u0432: \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430 \u0441 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c\u0438 \u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u0430\u043c\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=670&url=https:\/\/tjournal.ru\/team\/361113&hash=400ce34877bcdca83b57c0c67b61242b674f254dd750f9113b2597ad3e53aca9"}
Бесполезный Даниль

Москвич — «Советская гидра, выстрелившая даже на Западе»

Модели «Москвича» 407 и 403 к шестидесятым годам прошлого века постепенно, но верно устарели. Поэтому Московский автомобильный завод МЗМА твёрдо стал нуждаться в обновлении производимой автомобильной линии. Именно так началась история легендарного «Москвича» 408 серии.

Над третьим поколением автомобилей «Москвич», МЗМА (Московский завод малых автомобилей) начали работать ещё в 1959 году. Двумя годами позднее, возникла пара первых прототипов с известной и узнаваемой по сегодня формой кузова, с двумя и четырьмя фарами, соответсвенно, на передней части. До 1964 года появилось ещё четырнадцать прототипов, причём в октябре того же года автомобиль представили общественности.

Следует уточнить, что массовое производство автомобилей этой серии началось только через неполный год. Новый автомобиль, мягко говоря стал хитом, причём не только на «домашнем» Советском рынке (где спрос на легковые автомобили был выше, чем предложение), но и в Западноевропейских странах. Пока что это были страны «Восточного» политического блока, такие как Чехословакия, Югославия, страны Балтики и Балканской «Шеи» (Румыния, Болгария). Популярность «Москвичей» обуславливалась их работоспособностью, низкой ценой и относительной производительностью.

От своего предшественника, типа 407, «Москвич» даже на первый взгляд отличался весьма значительно. Угловатый, более грубый кузов автомобиля в середине шестидесятых годов выглядел современно и свежо. Также Советские дизайнеры добавили больше хрома и две круглые крупные фары спереди. Производилась версия и с четырьмя фарами, но она была в большинстве своём на экспорт. Сзади, на «крыльях» располагались вертикальные лампы.

В сравнении, снова же, с предшественником, новая машина была крупнее — 4090 миллиметров в длину. Это на 30 миллиметров больше, чем в предыдущем поколении автомобилей. Техника же, в отличии от кузова не отличалась современностью и не произвела «революции». Четырёхцилиндровый двигатель МЗМА-408 (откуда, собственно и сама новая машина получила номер серии) с производящими верхними клапанами, имел неизменный объём в 1358 см³, однако производительность была немного повышена до 36,8 киловатт. С этим мотором седан мог разогнаться до ста двадцати километров в час.

Это была первая новая серия машин, которую Московский автомобильный завод малых машин начал производить в послевоенное время. В отличии от машин старой серии, которые были основаны на заграничной модели Opel Kadett, автомобиль имел четыре режима на ручной коробке передач и ручку гудка прямо под рулём, а за дополнительную плату, сзади можно было установить ещё одно сидение или ремни безопасности.

К концу 1966 года, предложение ассортимента новых машин «Москвич» впервые было расширено. Например появился тип 443 с «сухим» весом четыреста килограмм. У него был такой же кузов, как и у представленного через два месяца «Москвича» 426 — комби автомобиля. Разве что «эконом» версия была трёхдверная, в то время, как «стандартная» версия получила пять дверей. Обе машины имели раздвоенную дверь багажника. Это означает, что верхняя часть, со стеклом поднималась вверх, а нижняя — металлическая, вниз.

В обеих версиях также были усиленные амортизаторы в задней части автомобилей. Высота, тем не менее была такая же как у модели 408. Максимальная скорость обеих модификаций была несколько ниже, чем у предшественника и из-за модификаций привода была понижена до 115 километров в час.

Ассортимент третьего поколения «Москвичей» мог расшириться и до «спортивной» модели. 1964 году были собраны две машины 408 серии с припиской «Турист» — двухдверного кабриолета со съёмной крышей. Технически, обе модели выходили из седана и также имели у себя четыре цилиндра и якобы мог развиться до 130 километров в час благодаря электротехнической системе впрыскивания топлива. У второго прототипа также был цельнолитый алюминиевый кузов. Если бы «Турист» попал в серийное производство, то снова попал бы в основном на экспорт. Однако этого не произошло и до сегодняшних дней не сохранилась ни одна из двух моделей.

Тем временем, планировалось, что экспортный рынок должен бы был выдержать нагрузку спроса и предложения, однако оказалось, что модель 408 стала настолько популярна в союзных социалистических государствах, что на экспорт стали выпускать также модели 426 и 433. К 1968 году 55% производимых МЗМА «Москвичей» экспортировались за границу, однако уже не только в социалистические, но и капиталистические государства. В начале семидесятых годов Советский автомобиль произведённый на Московских мощностях, продавался более, чем в семидесяти странах мира.

Немалую популярность автомобиль получил в Бенилюксе. Там о их импорте и сборке старалась фирма «Scaldia» (под этим названием авто иногда так и продавалось), которая под капот автомашине устанавливала, например даже дизельные четыре цилиндра «Perkins» с производимыми 31,6 киловаттами, а позже и 38,2 киловатт.

Как было сказано ранее, прежде всего на экспорт шли версии автомобилей с четырьмя передними фарами, которые имели и лучшее встроенное оборудование. Названия, с которыми можно сегодня столкнуться в архивах, были разные, например «Elite» или «Luxe», а вместо числа 408, из-за проблем с лицензией, в некоторых странах использовалось обозначение «1300» или «1360». В Болгарии, где тоже начали производить 408 «Москвич», автомобиль назывался «Rila» с припиской 1400. Изготавливалась там также и праворульная версия автомобиля.

Тем временем, в 1967 году МЗМА представил свой новый автомобиль — «Москвич» 412. На первый взгляд неотличимое от модели 408 авто, но исключительно потому как самое большое отличие было под капотом. Туда уместился новый четырёхцилиндровый УЗАМ-412 с объёмом 1478 см³ и производительностью 55 киловатт. Этот двигатель возник на мощностях автомобильного завода города Уфы и был соединён с полностью синхронизированной коробкой передач. Однако был и недостаток: попросту устаревшая техника.

Ассортимент седанов 412 серии дополнила «эконом» модель 434 (позже из неё сделали даже пикап) — с минимальными дизайнерскими решениями. Производство моделей 408, 426 и 433, тем не менее, продолжалось. А в 1969 году появилась новая модификация всех тогдашних «Москвичей» третьего поколения. Машины получили новую переднюю часть и модернизированные, противотуманные фары. Седаны 408 и 412 дождались и новые задние лампы в форме латинской «L». А в комби, начиная от 1972 года отказались от раздвоенного багажника, заменив его монолитным, который открывался вверх.

Внутри кабина (скорее салон) тоже получила обновление. Например, были улучшены аварийные системы, а рычажок гудка переместили на пол. На заре семидесятых модернизацию получила и приборная панель. Модель 412, ко всему получила ещё и улучшенные тормоза.

В 1968 году, автомобильный концерн МЗМА был переименован в АЗЛК, что расшифровывалось как «Автомобильный завод Ленинского комсомола».

Экспорт «Москвичей» с другими наименованиями на заграничный ранок продолжался. Модель 412, например, можно было встретить с обозначением 1500. Под этим числом пряталась Болгарская «Rila». А «Scaldia» в Бенилюксе продолжала устанавливать под капот дизели. Продажи продолжали расти даже в Великобритании.

Однако в 1973 году со стороны Западных автомобильных «медиа» пошла весть о плохой работоспособности тормозных систем «Москвича». А учитывая, что к тому моменту уже стал выпускаться более современный «Жигуль», интерес Британских покупателей к «Москвичу» стал постепенно пропадать. А с приходом «Жигуля» (модели концерна АвтоВАЗ) на Европейский автомобильный рынок, интерес к «Москвичу» начал спадать и в других странах Европы. Следующим ударом по продажам стало и банальное устаревание Московских автомобилей к тем годам.

Вне Советского Союза и Советской России, наибольший успех «Москвичи» получили в социалистической Чехословакии. В сети автосалонов «Mototechna» в 1974 году, «Москвич» 408 серии продавался за сорок шесть тысяч крон, а 412 серии — пятьдесят две тысячи крон. Если кто-то хотел приобрести комби 427 серии, то ему следовало быть готовым выложить шестьдесят пять тысяч крон. Эта модель, хоть и была хуже по техническим характеристикам по сравнению с конкурирующей в ценовом сегменте с ней «Шкодой» 100, продавался Русский автомобиль, тем не менее лучшее Чешского. Имеет смысл уточнить, что Чехословакия, как и многие страны тогдашнего Восточного блока, закупали «Москвичи» и «Жигули» для своей полиции.

Производство моделей 408 и 412, а также модификаций с таким же кузовом, было остановлено в декабре 1975 года. Новой машиной, выпущенной заводом АЗЛК, стал почти совсем новый «Москвич», над которым в инженерных мастерских завода, работали ещё с начала семидесятых годов. Это стала модель 2138 (седан с мотором МЗМА-408) и 2140 (седан с модернизированным мотором УЗАМ-412). Модель-комби несла обозначение 2137 и также была доступна в «эконом» версии.

Наравне с МЗМА (позже АЗЛК), собирал седаны 408 и 412 также концерн «Иж» в Ижевске. Тамошний «Москвич» 408 начал производиться в декабре 1966 года, но долгую карьеру не состроил. За один год было изготовлено, грубо говоря, около четырёх тысяч автомобилей. Однако это 408 модель. 412 же, что начала изготовляться уже в 1967 и практически полностью повторял оригинал (отличался практически только логотипом на капоте).

Когда в 1969 году была проведена модернизация автомобилей и форма передних фар была изменена на квадратную, модель Ижевского машиностроительного завода сохранила в себе старые, круглые фары. Но в остальном, модернизация внешнего вида тоже была проведена (так, например, была изменена форма задних фар). Новый автомобиль стал называться «Москвич» 412 ИЭ.

С началом семидесятых годов, завод в Ижевске имел большую автономию в смысле разработки собственных кузовов на основе модели 412. В 1972 году был представлен «Иж» 2715, который имел более вместительный багажник, что и стало основным нововведением автомобиля. А позже, на основе этого же автомобиля возник пикап 27151 с уже открытым багажником. Обе модели, хоть и были основаны на дизайне «Москвича», однако и имели свои — особые нововведения.

В 1973 году появился «Иж» 2125 «Комби». Однако это был не обычный комби автомобиль, скорее даже лифтбэк или даже скорее хетчбэк (в принципе, это и был первый Советский лифтбэк). Автомобиль был несколько длиннее седан-версии, но с неизменной колёсной базой в 2,4 метра. Технические характеристики, как и мотор всё ещё принадлежали «Москвичу» 412, но визуально передняя часть автомобиля весомо отличалась от оригинала. Автомобиль стал крайне популярен на «домашнем» Советском рынке, но за пределы практически не экспортировался.

Тем временем, когда в Москве производство 412 модели было прекращено в 1975, Ижевская 412 ИЭ с конвейера не сходил. Во второй половине семидесятых лет автомобиль снова получил несколько улучшений. Так, например, к 1980-м годам модели «Иж» дождались дисковые тормоза на передних колёсах, улучшенное отопление или, например, подголовник для двух передних сидений.

В 1982 году вышла ещё одна крупная модификация автомобиля. Ижевские машины получили пластиковую сетку на радиатор, новые, однако всё ещё круглые фары и обновлённый бампер.

Седан назывался «Иж» 412 ИЭ-028, а «эконом» версии получили ещё и приписку «01» в конце. Все машины получили усовершенствованный четырёхцилиндровый двигатель УЗАМ 331.10 с объёмом 1478 см³ и производительностью 52,9 киловатта.

Ижевский автомобильный концерн доказал, что сможет продлить жизнь автомобилю «Москвич» 412 и ранней, 408 серии. Производство седана остановилось лишь в 2000 году, причём, если верить официальным цифрам, автомобилей седан 412 серии было изготовлено более 2,3 миллиона. Хэтчбек 21251, который вышел из ворот завода более 414 тысяч раз, остановился в производстве только в 1997 году. Последние «эконом» автомобили тоже в последний раз покинули производственные цеха в 2000 году. Их было произведено более 924 тысяч штук. Пикапов было собрано больше 135 тысяч машин.

{ "author_name": "Кен Чанский", "author_type": "self", "tags": ["\u0447\u0430\u043d_\u0441\u0441\u0441\u0440","\u0447\u0430\u043d_\u0430\u0432\u0442\u043e"], "comments": 34, "likes": 55, "favorites": 49, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 349514, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 08 Mar 2021 13:18:08 +0300", "is_special": false }
0
34 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Мучительный чувак

78

На Москвичах кстати был очень красивый двигатель.

Настолько красивый, что водители зачастую останавливались на обочине, поднимали капот и стояли любовались на мотор.

Ответить
12

Можно
Отъехать
Сто
Километров
Встать
И
Чинить

Ответить
0

Хехе)
Воспоминания из детства. У нас в 89го по 2000й (кажется), был бежевый 412й ижевского производства. Отец с ним бед не знал, в отличии от купленной потом Оды. Если мне не изменяет память больше 200 ткм наездил до продажи.
У дяди тоже 412е были, но он за ними не следил как отец, у него то ломались, то бились. 
Брат двоюродный недавно купил себе очередной 412 для работы. Но тут уж, на что хватило))

Ответить
9

Москвич-408 - cамый красивый массовый советский автомобиль (а экспортная версия вообще конфетка). Change my mind

Ответить
4

Двухцветный 403 смотрелся эффектней и дороже

Ответить
0

Не люблю ранние Москвичи, очень уж сплющеные, что заметно в сравнении с тем же ГАЗ-21

Ответить
0

Старое название завода ничего не подсказывает? Московский завод малолитражных автомобилей 

Ответить
5

Почитал, прослезился)
У отца был 412 с хром-мордой, всё детство моё пробыл он у него, соответственно, и я влюбился)
Купил себе после получения прав 412ИЭ (уже с чёрной решеткой, без хрома).

И вы бы знали какой геморрой ты получаешь)
Мало того, что у каждого Москвича в VIN-номере есть русские символы "ХТК" (которые можно заменить латинскими "икс ти кей"), так там ещё есть "ИЭ", которые ты не денешь никуда и ничем не заменишь. Соответственно, через всякие сервисы "пробива" авто ты Москвичонок этот не проверишь и онлайн-страховку ты не сделаешь, а если и напишешь вместо этих букв похожие символы, типа "N3", то рискуешь потерять своё жопное отверстие, когда попадёшь в серьёзное ДТП.

У каждого (не 100% инфа) Москвича 412ИЭ VIN-номер начинается с ХТК412ИЭ...

Ответить
4

Но это я ещё про гниение кузова не начал говорить..))

Ответить
3

Если приехать в тихое место и заглушить мотор, можно услышать, как гниет кузов

Ответить
0

А если ты за рулём Патриота, то и уезжать не надо никуда.
Прямо сейчас слышу как гниёт соседский Патриот на парковке под домом.

Ответить
0

Я слышал, экспортные москвичи были лишены такой проблемы за счет какой-то дополнительной обработке металла. Пруфов не будет, не знаешь про это?

Ответить
0

Слышал про такое, даже верится немного, экспорт как-никак)

Ответить
3

21-я волга пизже имхо

Ответить
4

24-ая

Ответить
0

мне 21-я нравиться

Ответить
0

21-ая узкая. Почти все советские машины узкие, из-за чего сейчас выглядят как говно.

Ответить
2

ну особо то выбора не представлялось в те года, и вот не надо что выглядит как говно, нормально 21-я выглядит

Ответить
1

Но будь 21-ая пошире, она бы вообще офигенно выглядела

Ответить
1

дай обниму

Ответить
0

из тех годов если брать, 24 вроде под конец 60-х вышла, а те на 10 лет младше

Ответить
0

21ая. Баржа никому не была нужна по большому счёту, а 21 успешно экспортировалась на Запад, на неё ставили АКПП даже. 

Ответить
2

а вот 41-й москвич даже щас бы взял для дачи например, если в не убит в ноль

Ответить
1

Насчёт сухого веса в 400 кг, это не ошибка ? Или я что-то не понимаю?

Ответить
1

Видимо речь идёт о грузоподъемности машины с кузовом универсал. 

Ответить
1

Версия турист красивая, видимо слишком красивая для рядовых трудящихся, раз не пошла в серию

Ответить
0

кабриолет пошёл бы только для самого юга
а это в ссср неприемлемо - каждая вещь должна быть применима везде, так делали

Ответить
1

"Автомобиль стал крайне популярен на «домашнем» Советском рынке, но за пределы практически не экспортировался." И сразу же под этим текстом фотка машины с финскими номерами ))

А так классная статья! Москвичи были прорывными. АЗЛК разрабатывал множество перспективных моделей, но так уж устроена плановая экономика и социализм, что парти сказала "не надо", и в угоду ВАЗу многое убили... Тот же 2141 был круче жигулей, но модернизировать его не дали. Нечто такое же происходило в ГДР. Многие вопрашают как немцы могли такое производить, однако не знают, что решение сохранять Траби в таком виде принимали отнюдь не инженеры, а СЕПГ. Партийные бонзы, сами ездившие на советских Волгах, Чайках, чешских Татрах не давали своему автопрому развития. В результате, Траби и Вартбурги устарели настолько, что реанимировать их уже ничто не могло. На контрасте Шкода ещё при социализме разработала легендарные Фелицию /Фаворит, которые уже реализовал Фольксваген. И это притом, что чешский автопром деградировал не меньше, в ЧССР предпочитали иномарки из СССР и даже Польши 

Ответить
1

408-й был классной машиной, ничего не скажешь. Но статья написана ужасно: с кучей ошибок в технических терминах, корявыми формулировками и тд. Прости, автор, но статью надо редактировать. 

Ответить
0

И так сойдёт. Ты главное лайк поставь 

Ответить
0

Не буду. Лайк хочется ставить под нормальным текстом, а не тем, который наполовину выглядит, как машинный перевод.

Ответить
0

в себя..

Ответить
0

Збс, ток где подписи к фото? 

Ответить
Обсуждаемое
Telegram
Согласны?
Новости
Фото: Полевой лагерь российских военных под Воронежем — у границы с Украиной
На спутниковых снимках видны сотни военных машин.
Музыка
Умер американский рэпер DMX, впавший в кому после передозировки наркотиками
Ему было 50 лет.
Популярное за три дня
Новости
Глуховскому начали угрожать из-за образа «чеченки» в «Топях»: телеграм-канал опубликовал его данные и адрес
Угрозы поступали и актрисе Софье Володчинской, в персонаже которой увидели «оскорбление чести чеченской нации».
Новости
Екатеринбургскому фотографу назначили обязательные работы за акцию протеста. Журналисты помогли ему убрать снег
Приставы попросили журналистов прекратить «несанкционированные работы».
Интернет
Советский «Властелин Колец» добрался до Запада: телеспектакль разбирают на мемы, особенно — про советского Гэндальфа
Нельзя так просто взять и ради мемов заменить в классических сценах «Властелина колец» голливудских актёров на советских? Как оказалось, можно.
null