{"id":1064,"title":"\u041f\u0440\u043e\u0439\u0434\u0438\u0442\u0435 \u044d\u0442\u043e\u0442 \u0442\u0435\u0441\u0442, \u043f\u043e\u043a\u0430 \u043a\u0440\u0438\u043f\u0442\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u044e \u0438\u0437 \u0435\u0434\u044b \u043d\u0435 \u0437\u0430\u043f\u0440\u0435\u0442\u0438\u043b\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=1064&url=https:\/\/tjournal.ru\/special\/kaleidofood&placeBit=1&hash=f30606208ead4bb67ee3624f20be3cd7a9b9c0ae8b2bd8a40218541848752d25","isPaidAndBannersEnabled":false}

Врачебные ошибки. Часть III

Другая точка зрения: Взгляд с позиции врача и медучреждения

Однако все не так однозначно.

Медицины без врачебных ошибок не было, нет и не предвидится в обозримом будущем ни в одном государстве и ни в одном обществе мира.

К тому же осложнения после медицинского вмешательства не всегда связаны с ошибками – бывают и несчастные случаи, которые не смог бы предвидеть и предотвратить самый опытный врач.

Опять же надо понимать: то, что вчера было стандартом лечения, сегодня было бы признано врачебной ошибкой.

Взгляд с позиции врача. Охота на ведьм: чем мы рискуем?

Опасаясь привлечения к ответственности, больницы так забюрократизировали процедуру работы врача, что у него фактически не остается времени на собственно лечение пациента.

Врачи, которые много лет учились, а потом много лет лечили больных, очень недовольны статусом “обслуги” -- именно так воспринимаются “медицинские услуги” и необходимость работать в рамках закона о защите прав потребителей.

Перевод медицины, как и образования, в формат услуг – это действительно очень спорное решение законодателя.

С одной стороны, очевидна необходимость повышения качества медобслуживания – для России эта проблема на момент изменения законодательства была сверхактуальна (впрочем, остается такой и сейчас). Введение ответственности медицинских организаций и врачей за результаты лечения – логичный и обоснованный, с точки зрения этой позиции, шаг.

С другой стороны, медицина и образование – это социально значимые и высокоморальные сферы деятельности, которые всегда рассматривались в культуре как служение и были связаны с особыми ожиданиями общества. Перевод такой деятельности в разряд услуг лишает ее особого статуса и ведет к снижению престижа и авторитета в обществе врачей, педагогов и преподавателей.

В результате из медицины уходит высокое предназначение и остается формализм. Нельзя «гореть» и «болеть душой», быть «врачом от Бога», с одной стороны, и оказывать «услуги населению», занимаясь мелким сутяжничеством – с другой.

Культура отношений врача и пациента – очень тонкая материя. Но, для качественной медицины, эту тонкую материю надо сохранить.

Взгляд с позиции медицинского учреждения

Права пациентов – дело хорошее и нужное. Однако, защищая эти права, власти поставили в очень трудное положение медицинские организации.

Огромное количество бумаг, которые врач и пациент должны подписать на приеме (речь о частных клиниках), а также тех, которые врач должен заполнить позже, превращает медицинскую деятельность в административную. В государственных клиниках врачам некогда отвечать на вопросы пациента: надо успеть заполнить все формы.

Электронный документооборот не всегда спасает ситуацию (а иногда и ухудшает ее). Заполнение электронных форм занимает не меньше времени и сил и формализует общение с больным. Ведь надо учитывать и другую сторону реформ медицинской отрасли: протоколы становятся все жестче, времени на прием пациента отводится все меньше, а контроль за деятельностью врача все возрастает.

Функция «copy-paste» стала теперь любимой не только у нерадивых студентов, но и у перегруженных врачей. Что совсем не идет на пользу лечению.

Пример из жизни

Так получилось, что в последний месяц мне пришлось часто обращаться к врачам. В том числе и в городскую поликлинику.

Заглядывая дома в результаты осмотра, я узнавала о себе много интересного. Например, возраст – ладно бы уменьшили, так нет же, прибавили 20 лет! Или наличие у меня неизвестных мне (и устрашающе звучащих) хронических заболеваний. Отсутствие у меня аллергии (о чем никто не спросил). Ну и, конечно же, сакраментальное «жалоб нет».

Основные неожиданности подстерегали в разделах «Данные объективного обследования». В частности, артериальное давление и частота пульса, которые были разным в трех документах (от одного дня) и которые никто не мерил. Результаты пальпации печени и живота, которую никто не проводил (у меня травма голеностопа). Подробное описание, извините, стула (которым также никто не интересовался по понятным причинам). Характеристика симптома Пастернацкого и позы Ромберга, хрипы в легких… (ну, Вы поняли).

Думаю, моя история весьма неоригинальна. А что Вы видели в ваших протоколах осмотра?

Значительную часть бумаг, заполняемых по результатам приема, занимают всевозможные «информированные согласия», которые, скажем честно, совершенно не повышают уровня реальной информированности пациента. Их основная цель – быть прикрытием на случай жалоб и дальнейших разбирательств между больницей и пациентом.

Пока бюрократизация отношений врача и больного – это основной итог реформирования этих отношений под эгидой защиты прав пациентов.

Клиники опасаются не только организационных мер ответственности, но и материальных потерь, связанных с исками недовольных пациентов.

Закон на стороне больного

Можно констатировать, что в целом все нововведения в законодательство с 2020 г. усложнили для медицинских организаций уход от ответственности.

В частности, родственники умерших пациентов могут получать доступ к медицинской карте больного – клиника не вправе отказать в этом (если сам больной при жизни не оформил такой запрет). Следовательно, родственникам стало легче собирать доказательства врачебных ошибок и вины медицинской организации.

Кроме этого, в 2020 г. вышло новое постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу» (№ 23 от 13.10.2020). Документ формирует новые тенденции судебной практики – увеличение размеров взыскиваемого морального вреда по делам, где вред причинен преступлением (например, человек умер или получил тяжкие телесные повреждения). В частности, апелляционная инстанция вправе увеличивать размер взыскиваемого морального вреда по представлению прокурора или по жалобе заинтересованного участника процесса.

То есть меняется тенденция, в соответствии с которой суды в рамках компенсации морального вреда присуждали незначительные суммы в 2-3 тысячи рублей.

Когда больница не виновата

Не во всех случаях, когда медицинское вмешательство не излечило пациента или причинило вред его жизни и здоровью, медицинское учреждение должно нести гражданскую ответственность.

Есть несколько оснований, при наличии которых медицинская организация будет освобождена от гражданско-правовой ответственности:

  • объективные обстоятельства, вообще исключающие вину по гражданскому праву – это непреодолимая сила и крайняя необходимость;
  • обстоятельства, связанные с действиями пациента – например, умысел потерпевшего, грубая неосторожность, нарушение правил пользования результатом услуги;
  • обстоятельства, связанные со спецификой действий медицинских работников – несчастный случай, правомерный (профессиональный) врачебный риск, причинение вреда с согласия или по просьбе пациента.

Обстоятельствами непреодолимой силы суд может признать стихийные бедствия (пожары, удары молнии, землетрясение); общественные события (техногенные катастрофы, террористические акты, блокады, военные действия); масштабные эпидемии и иные подобные ситуации.

Обстоятельствами крайней необходимости в медицинской сфере будет оказание экстренной медицинской помощи, когда медицинское вмешательство невозможно провести с соблюдением всех предписанных правил и стандартов.

Умысел потерпевшего на причинение вреда самому себе можно доказать, например, в случае, если пациент страдает психическими заболеваниями (при этом является вменяемым).

Грубая неосторожность в медицинской области может быть связана с неправильной эксплуатацией какого-либо устройства или приспособления, выданного или изготовленного для пациента. Например, неправильная эксплуатация бюгельного протеза.

На что может ссылаться клиника, чтобы уменьшить размер выплат за некачественное лечение?

Основной интерес медицинской организации в рамках обсуждаемой темы – уменьшить размер компенсационных выплат пациенту или вообще избежать таких выплат.

Итак, какие юридические доводы приводят в суде медицинские организации, чтобы уменьшить размер выплат?

  • Доказать, что неблагоприятные результаты медпомощи вызваны особенностями здоровья пациента или течением заболевания.

Например, по одному из дел клинике удалось доказать отсутствие вины в действиях своих врачей. По фабуле дела женщина требовала компенсацию в связи с тем, что ребенок у нее родился с серьезными анатомическими дефектами, хотя в нескольких протоколах УЗИ было указано, что патологий плода нет. Заключение судебно-медицинской экспертизы констатировало, что патологию нельзя было увидеть при имеющемся уровне ультразвуковых приборов с учетом положения и размера плода. В результате суд пришел к выводу, что причинно-следственной связи между оказанной медпомощью и здоровьем ребенка нет.

  • Доказать тяжёлое финансовое положение медицинской организации.

Например, представить бухотчетность, показать негативную динамику и большую кредиторскую задолженность.

  • Доказать, что неблагоприятные результаты лечения связаны с действиями самого пациента (грубая неосторожность или умысел).

Кстати, эта информация полезна не только медицинским организациям, но и пациентам, недовольным полученными медицинскими услугами – они могут заранее оценить силу своей доказательной базы и возможные контраргументы ответчика.

Конечно, клиника, которая дорожит своей репутацией и уважительно относится к своим пациентам, прежде всего попытается решить дело полюбовно, предложив бесплатное устранение недостатков лечения или иную компенсацию для пациента.

Обычная рекомендация – изучать отзывы – актуальна и для медицинской сферы. При возможности выбора стоит выбирать организацию, которая не оставит Вас наедине с осложнениями.

Будьте здоровы!

С уважением к Вам, врачам и законам, Ваш Юрист24.

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
null