Офтоп
Анатолий Чиквин

Показания бывшего директора ФБР: «Российские хакеры ещё вернутся»

Джеймс Коми рассказал на слушаниях в Сенате, что вмешательство России во внутриполитическую жизнь США «является долгосрочной стратегией».

Джеймс Коми, фото Getty Images

8 июня бывший директор ФБР ответил на вопросы членов комитета по разведке Сената. Накануне он представил письменные показания, а непосредственно перед началом слушаний дал присягу.

О намерении пригласить Коми в Сенат стало известно 17 мая, после того, как в прессе появилась информация, будто бы Дональд Трамп просил директора ФБР прекратить расследование контактов его администрации с российской стороной.

На слушаниях Коми кратко прокомментировал свои записи, после чего ответил на вопросы сенаторов. У каждого из них по регламенту было пять минут. Выступление бывшего директора ФБР вызвало небывалый ажиотаж в СМИ: британские газеты The Guardian и The Independent разместили на главных страницах своих сайтов прямые трансляции, оттеснив на второе место даже информацию о проходящих в этот день в стране парламентских выборах.

О вмешательстве России

Коми сообщил, что у него «нет никаких сомнений» в том, что Россия вмешалась в американские выборы. Он повторил эту мысль трижды, отвечая на серию схожих вопросов, высказав убеждение, что имели место спланированные кибератаки, инициированные «высшим российским руководством».

По его свидетельству, впервые о хакерских атаках он узнал летом 2015 года — они якобы были направлены против «сотен, возможно тысяч» американских граждан и организаций.

Россия хочет подорвать авторитет американской демократии, и она будет продолжать это делать.

Джеймс Коми, бывший директор ФБР

Бывший директор отказался раскрыть текущее состояние расследования о российском вмешательстве в выборы, подчеркнув, что эта информация остаётся частью следствия. По мнению Коми, именно оно стало ключевой причиной, по которой Трамп принял решение его уволить.

Однако Коми сообщил, что Дональд Трамп не является фигурантом по делу, о чём можно сказать открыто.

Беседа с Трампом

Большую часть времени сенаторы обращались к очень подробно описанной Коми беседе с президентом США, во время которой Трамп якобы надавил на бывшего директора ФБР, убеждая его закрыть расследование в отношении своего бывшего советника Майкла Флинна.

Я думаю, вы видите, насколько очевидно, что это [дело] надо закрыть. Он хороший парень, надеюсь мы сможем забыть про это.

Дональд Трамп, президент США (цитата по Джеймсу Коми)

На прямой вопрос членов комитета, полагает ли он, что Трамп таким образом препятствовал правосудию, Коми ответил: «Нет». Бывший директор ФБР сказал, что, хотя цитата и точная, но вряд ли эти слова президента являлись прямым указанием. Ключевым по его убеждению было слово «надеюсь».

Коми уточнил, что, хотя фраза Трампа и может быть воспринята как приказ, фактически это было «всего лишь пожелание» того, что дело разрешится наилучшим образом. Однако Коми тут же оговорился, что это всего лишь его мнение, а окончательный вывод должен сделать спецпрокурор, назначенный на это дело Министерством юстиции.

Коми уточнил, что просьба президента «шокировала» его, поэтому он не смог сразу отказать Трампу, а только смягчил ситуацию, сказав: «Я согласен, что Флинн хороший парень».

Фото Getty Images

Честность и лояльность

Бывший директор ФБР также подтвердил, что требование «отстать от Флинна» было одним из трёх подтверждённых. Трамп настаивал на полной лояльности Коми, и хотел, чтобы тот объявил для общественности, что президент США не является фигурантом дела о вмешательстве России.

Коми разъяснил Трампу, что делать подобное заявление не в его компетенции и что такое право есть только у министерства юстиции. Вопрос о лояльности стал предметом игры слов между ним и президентом.

Трамп якобы потребовал от Коми: «Мне нужна лояльность, я жду лояльности». Бывший директор ФБР, которого по собственному признанию, такое требование «потрясло», попытался уйти от конфликта, сказав: «Вы всегда можете рассчитывать на то, что я буду честен с вами». Трамп продолжил настаивать на своём: «Это то, чего я хочу — честной лояльности».

Коми предпочёл закончить неловкий разговор словами: «Вы получите её от меня», указав на слушаниях, что понятие «честная лояльность» стало компромиссом между ним и президентом.

Советники и послы

На вопросы, касающиеся связей советников Трампа с российской стороной, в частности, неофициальных бесед с послом Сергеем Кисляком, Коми предпочёл ответить уклончиво.

На самом деле нормально, когда иностранные державы хотят наладить связи с избранной администрацией. Но границы «нормальности» нащупать довольно трудно.

Джеймс Коми

Он также назвал «большую часть» сведений о контактах советников Трампа, распространённых газетами The New York Times и The Washington Post «не соответствующими действительности». На уточняющие вопросы о достоверной части Коми сказал, что не может ответить на них в открытой части слушаний.

Последствия

Фактически за всё время слушаний Коми не сказал ничего, что не было бы известно ранее. Существенным отличием от публикаций в СМИ этих сведений является то, что они были даны под присягой в Конгрессе США.

Коми раскрыл, что сам стал источником «утечки» записей о своих беседах с Трампом. Он пояснил, что после первой встречи «почувствовал», что они могут понадобиться, поскольку у него сложилось «неблагоприятное» мнение о новом хозяине Белого дома.

Привычка Коми делать подобного рода записки о своих встречах или телефонных переговорах в ведомстве хорошо известна. Ранее эти записи публиковались для общественности по другим поводам.

Бывший директор ФБР уточнил, что намеренно не стал включать в записки секретную информацию, чтобы в случае необходимости их можно было придать огласке.

Пользователи Твиттера отметили, что за всё время парламентских слушаний Трамп никак не отреагировал на показания Коми — он не написал ни одного твита и не сделал заявлений для прессы. Адвокат президента США Марк Касовиц заявил, что настроение Трампа было «отличным». Ранее Касовиц говорил, что Трамп чувствует себя «полностью оправданным».

По окончании слушаний адвокат прокомментировал показания Коми, сказав, что они «ясно демонстрируют, что президент никогда не пытался помешать расследованию попытки РФ вмешаться в выборы 2016 года». Касовиц отверг только слова Коми о просьбе Трампа быть к нему лояльным, заявив, что «президент никогда не говорил господину Коми этих слов».