{"id":2162,"url":"\/distributions\/2162\/click?bit=1&hash=6bdf5aec9e03e74234b2d7162aacaa2e1177031d0b3a681065b591c8f5741742","title":"\u0417\u0432\u043e\u043d\u0438\u0442\u044c \u0438\u0437 \u041a\u0430\u043b\u0438\u043d\u0438\u043d\u0433\u0440\u0430\u0434\u0430 \u0432 \u042f\u043a\u0443\u0442\u0438\u044e \u043f\u043e \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e \u0431\u0435\u0437 \u0437\u0430\u0434\u0435\u0440\u0436\u0435\u043a","buttonText":"\u0410\u043b\u043b\u043e!","imageUuid":"bc8e606b-9a50-5550-a16e-3fed09971ed5","isPaidAndBannersEnabled":false}
Musca

Про гуманизм

В споре между сторонниками и противниками смертной казни меня всегда неприятно удивлял один момент. Противники смертной казни часто ссылаются на гуманизм как обоснование своей позиции. Из чего, по закону исключённого третьего, следует, что сторонники смертной казни — антигуманисты. Этакие упыри, которые проводят казни в перерывах между приготовлением супа из младенцев и питьём крови.

На самом же деле, это так же бесчестно, как сказать: «Видит бог, правда на нашей стороне».

Сторонники смертной казни, представьте себе, так же руководствуются гуманизмом. Просто понимают они его немного иначе.

Но для начала, что такое «гуманизм»? На русский язык это слово можно примерно перевести как «человекизм». Не «человечность», поскольку она больше про то, как оставаться человеком. Гуманизм же больше про то, что человек является мерилом всего и вся. Например, один из принципов гуманизма состоит в том, что человеческая жизнь имеет очень высокую (может быть даже, наивысшую) ценность.

Противники смертной казни трактуют этот принцип «в лоб»: если жизнь человека настолько ценна, разве можно кого-то лишать её по приговору суда?

Сторонники же рассуждают иначе. Андерс Брейвик, говорят они, убил 77 человек и получил за это 21 год заключения. Ровно 100 дней за каждую отнятую жизнь. И вы называете такое правосудие основанным на ценности человеческой жизни?!

Нет, вы не угадали — я не сторонник смертной казни (в мирное время). У меня на этот счёт просто нет обоснованного мнения. Во-первых, как я показал выше, вывести необходимость/недопустимость смертной казни из одного лишь гуманизма невозможно — нужны аргументы по существу. А во-вторых, эти аргументы с обеих сторон кажутся мне убедительными в равной мере. Тут всё: и черезмерная цена судебной ошибки, и принцип справедливости, и многое, многое другое.

Вспомнил же я про это в связи с регулярно поднимаемой темой гуманного отношения к военным преступникам. В отличие от преступлений мирного времени, отношение к военным преступлениям у меня имеется, и вполне чёткое.

Во-первых, упомянутый выше Брейвик, один из самых кровавых убийц мирного времени, лишил жизни 77 человек. В ходе войны столько может погибать каждый час, и даже чаще. На протяжении очень многих дней.

Во-вторых, военные преступники не могут привести в движение машину войны, не оставив чётких следов — приказов, военных планов, рапортов, протоколов. Вероятность судебной ошибки здесь минимальна.

В-третьих, вероятность наказания для военных преступников гораздо сильнее сильнее способствует предотвращению преступлений, чем для гражданских. Гражданские убийцы либо строят хитрые планы, либо действуют в состоянии аффекта — военные же надеются, что государство всё спишет на выполнение приказа. (И обоснованно надеются).

Вот отсюда и разница в отношении. И уж чего точно не стоит делать — оправдывать своё всепрощение гуманизмом. С моей точки зрения как раз оно чудовищно негуманно.

0
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дхарма инишитев

А ваше В-третьих какими исследованиями подтверждается?

Ответить
Развернуть ветку
Musca
Автор

Ты всерьёз просишь подтвердить исследованиями утверждение, что солдат, которому начальство вручило автомат и послало убивать врага, гораздо меньше опасается уголовного наказания за это, чем грабитель или наёмный убийца?

Ответить
Развернуть ветку
Дхарма инишитев

Нет, я всерьёз прошу научных обоснований того, что вероятность смертной казни ( а не наказания в принципе) влияет на частоту военных преступлений.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 4 комментария
null