Офтоп
Вадим Елистратов

Они наблюдают

Колумнист TJournal о том, как посредственный экшен Watch Dogs оказался одной из самых актуальных игр последних лет

27 мая состоялся мировой релиз амбициозного экшена Watch Dogs от французской компании Ubisoft. 

Игра, которую аплодисментами встретили во время презентации на выставке E3 в 2012 году, добралась до полок магазинов изрядно потрёпанной: графика стала попроще, амбиции в большинстве своём оказались ложными, а вышедшая на полгода раньше GTA V — недостижимой для конкурентов высотой.

Однако у Watch Dogs есть один неоспоримый козырь: пока GTA V отсылается к культовым фильмам девяностых, игра Ubisoft поднимает неожиданно актуальные темы.

Провидцы из Ubisoft

Герои Watch Dogs — стандартный набор стереотипов из фильмов про хакеров. Протагонист, впрочем, внешне напоминает осовремененную версию грабителя дилижансов: только вместо ковбойской шляпы у него бейсболка.

Ubisoft утверждает, что Watch Dogs находилась в разработке около пяти лет, а, значит, первые разговоры о проекте зашли в 2009 году. Тогда аудитория кинотеатров ещё привыкала к 3D-очкам (на экраны вышел «Аватар» Джеймса Кэмерона), мир был напуган угрозой свиного гриппа, а Apple только-только представила iPhone 3GS и была далеко не такой компанией, которую мы знаем сегодня.

Тем удивительнее тот факт, что добравшись до прилавков спустя столь долгий срок, махина уровня Watch Dogs оказалась точным и злободневным высказыванием. Пока целая армада студий Ubisoft в традиционном для себя хаосе занимались разработкой экшена о том, как опасен мир, которым правят компьютеры, мы пережили Wikileaks, откровения Сноудена и десятки масштабных хакерских взломов, поставивших на колени крупные IT-корпорации. 

Как падали ожидания

Впервые Watch Dogs показали в 2012 году на выставке E3. Тогда она оказалась огромным сюрпризом для игроков и СМИ: до самого анонса в сеть не утекло ни одного намёка, что в недрах Ubisoft создаётся настолько амбициозный проект. 

После десятиминутной демонстрации, в которой главный герой попал в перестрелку и скрылся от преследования, эффектно взломав разводной мост, игра стала одним из самых ожидаемых релизов ближайшего будущего.

Однако уже тогда появились скептики, предположившие, что Ubisoft делает очередной Assassin's Creed в новой оболочке, и от Watch Dogs не стоит ждать ничего хорошего. Французский издатель известен тем, что его студии активно перенимают друг у друга приёмы (поэтому Assassin's Creed 4 до неприличия похожа на Far Cry 3), и в этот раз ситуация не изменилась: скептики оказались правы.

Пока Watch Dogs на глазах теряла свою графическую привлекательность с каждым новым трейлером, становилось понятно, что это лишь очередная игра про открытие вышек и сотни других мини-игр, отвлекающих пользователя от короткой сюжетной кампании.

Вышки благодаря Ubisoft стали символом главной болезни всех игр с открытым миром — однообразных заданий, которые нужно выполнить десятки раз.

Всё это время игра находилась в тени GTA V, из-за которой Ubisoft совершила, пожалуй, свой самый грандиозный PR-просчёт. Компания выпустила рекламу с сообщением для игроков о том, что «два месяца в Лос-Сантосе» (место действия GTA V) им будет достаточно. 

Тем самым Ubisoft не только признала существование грозного конкурента, но и несколько унизила свой проект перед его лицом. В итоге игрокам не хватило этих самых двух месяцев: Watch Dogs, испугавшись низких продаж, перенесли на май, объявив, что разработчикам нужно дополнительное время для полировки.

Тяп-ляп

Но дополнительное время для полировки не помогло. Как только пиратская версия Watch Dogs попала на торренты, по сети начали расползаться скриншоты с различными глупостями и недоделками из игры. Многие задались вопросом, чем же занималась Ubisoft эти пять лет, если в их проекте нет нормальных отражений в зеркалах и окнах, а фары автомобилей не оставляют за собой теней. Ведь это всё было реализовано уже в GTA IV 2008 года выпуска.

Настоящий фурор в сети вызвали откровения одного из разработчиков Watch Dogs, который анонимно рассказал, насколько сильно халтурила при её создании канадская студия Ubisoft Montreal. Ему дали задание создать внутреннее убранство бара для байкеров, к которому впоследствии снаружи приделали летнюю веранду с разноцветными зонтиками и вывеской «Светящееся солнышко».

Разработчик рассказал, что обратил внимание Ubisoft Montreal и на то, что в игре поезда чикагского метро разворачиваются под углом девяносто градусов, но ему ответили, что уже слишком поздно, и проблему, возможно, решат патчем или не решат вовсе. После этого Watch Dogs отложили на полгода, слишком крутые повороты убрали, но так и не замели все следы: игроки до сих пор могут наблюдать в игре перпендикулярно расположенные рельсы.

Когда в сети появилось видео, на котором главный герой непринуждённо останавливает поезд мотоциклом, стало понятно, что для достижения уровня GTA V в области реализации живого мира Watch Dogs понадобится как минимум ещё пять лет разработки. В игре Rockstar можно прострелить бензобак, а потом поджечь лужу топлива искрой из выхлопной трубы во время резкого старта с места: что уж говорить о таких мелочах.

Между тем PC-версия Watch Dogs стала причиной сразу для двух громких скандалов. Во-первых из-за неё поссорились производители видеокарт AMD и Nvidia. Первые обвинили вторых в сговоре с Ubisoft, в результате которого игра лучше работает на платах конкурента.

Во-вторых, сервис Uplay, в котором активируется каждая цифровая копия на PC, не выдержал наплыва пользователей и отказался нормально работать как в день релиза, так в несколько последующих. Свои потоки ярости PC-братия уже традиционно излила на сайт Metacritic и в отзывы сервиса Steam.

Однако ядовитые посты в сети и недоработки игры не помешали успешному запуску — уж больно навязчивой оказалась рекламная кампания. 28 мая Ubisoft сообщила, что Watch Dogs за первые сутки показала рекордные для издателя продажи.

Я — это мой смартфон

За всеми этими скандалами, связанными с графикой и негативной аурой Ubisoft, многое игроки начали замечать, что новый проект компании далеко не безнадёжен. Просто нужно отделаться от мысли, что Watch Dogs — это технически слабый клон GTA и обратить внимание на то, насколько актуальной оказывается игра в изображении поглощённого технологиями мира.

Пока герои GTA V продолжают слушать музыку по радио, Эйден Пирс из Watch Dogs применяет для этих целей свой собственный смартфон, самостоятельно составляет плейлисты, а также пользуется местным аналогом Shazam.

В игре Ubisoft есть и свой Forsquare. На специально обозначенных точках на карте можно чекиниться и получать за это бонусы. Как и положено, самый активный пользователь на точке становится «мэром».

Не менее оригинально разработчики подошли и вопросу мини-игр. Все они являются лишь приложениями на смартфоне главного героя.

С помощью своего всесильного устройства Пирс умеет взламывать рекламные щиты и заполнять их различными мемами.

Второе дно

В незамысловатом веселье всесильного хакера в Watch Dogs есть и достаточно чёткий социальный подтекст. Предоставляя электронике и правительству всё больший уровень контроля над нашей жизнью, мы неизбежно даём его третьим лицам с неизвестными мотивами.

Watch Dogs достаточно ясно даёт понять, что в ближайшем будущем приватности не останется. Эйден Пирс при взгляде на любого человека автоматически получает его досье, может взломать телефон и почитать СМС-ки, подключиться к камере и подсмотреть за ничего не подозревающими людьми.

Таким образом Ubisoft удаётся одновременно развлечь игрока (сообщения чаще всего уморительны) и заставить его задуматься. Например, он может сморщиться, застав сцену отправки молодого человека во «френдзону», вероломно взломав камеру в квартире, где пара решила уединиться для важного разговора.

Личные карточки, присвоенные к каждому человеку в мире Watch Dogs, во многом меняют отношение к стандартным для жанра перестрелкам. Пользователю дают понять, что он только что убил не просто компьютерного болванчика, а, допустим, отца троих детей или фаната скачек. Надо ли говорить, насколько странно и комично узнать, что снайпер, который охотится за тобой, страдает болезнью Паркинсона?

Эйден Пирс, как современный подросток, бродит по городу, уткнувшись в свой смартфон и даже не удосуживается поднять голову, чтобы поговорить с сестрой. Он моментально ставит ярлыки на окружающих, руководствуясь поверхностной информацией, подобно пользователям современных соцсетей. В конце концов, оправдываясь некой высшей целью, он плюёт на окружающих и берёт ту информацию, которую может взять.

В этом отношении Watch Dogs удачно пересекается с проектом Republique для iOS. Игра, рассказывающая о тоталитарном государстве, в котором даже чтение неверной книги считается отравлением ума и карается по закону, по словам её создателя Райана Пэйтона, лучше всего продалась именно в России. 

Не исключено, что жителям страны такие темы стали близки на фоне непрекращающегося потока законов о регулировании сети. Watch Dogs, в свою очередь, рассказывает о том же, но с другого ракурса, и несомненно достучится до куда большей аудитории.

Когда осядет пыль

Через несколько недель интернет перестанет гудеть о том, что Watch Dogs не оправдала завышенных ожиданий и закончит сравнивать её с GTA. Он наконец-то обратит внимание на то, что Ubisoft пусть и сделала довольно стандартный проект, не вносящий ничего нового в жанр, но построила его вокруг крайне важной и актуальной идеи.

Как игра, Watch Dogs не настолько плоха, чтобы бежать от неё как от огня, поэтому стоит наплевать на неправильные отражения в зеркалах и поиграть в неё несколько часов: почувствовать неприятный холодок после того, как узнаешь, что у человека, которого ты обокрал, рак в последней стадии, наткнуться на чью-то смешную переписку о кокаине или подслушать неловкий разговор двух незнакомцев.

И в конечном итоге осознать, что реальность, показанная в игре, уже давно наступила, а приватность вот-вот станет такой же шуткой, как приложение Secret.

Никаких собак в игре так и не нашёл,
Вадим Елистратов,
TJournal

#Колонка #АНБ #Эдвард_Сноуден #Steam #слежка #GTA_V #Watch_Dogs #Shazam #Джеймс_Кэмерон #Аватар #Wikileaks #Ubisoft #E3 #iPhone_3GS #свиной_грипп #Assassin_s_Creed_4 #Far_Cry_3 #Ubisoft_Montreal #глюки_Watch_Dogs #Rockstar #Uplay #Эйден_Пирс #Forsquare