Офтоп
Вадим Елистратов

Проблемы с головой

Шеф-редактор TJ об анимационном фильме «Головоломка» — возвращении студии Pixar к её былому величию

18 июня (в избранных кинотеатрах с 12 по 14 июня) на российские экраны выходит «Головоломка» — возвращение студии Pixar («Вверх», «ВАЛЛ·И», «В поисках Немо», «История игрушек», «Суперсемейка») после самого длинного перерыва за долгие годы.

Шеф-редактор TJ убеждён, что ожидание не просто окупилось, а принесло за собой потенциально главный анимационный фильм последних лет.

В последнее время компания Disney вместе со всем остальным Голливудом начала то ли сознательно, то ли бессознательно заниматься культурной переработкой фильмов Кристофера Нолана. И если выпущенная в начале мая провальная «Земля будущего» несла в себе отголоски «Интерстеллара» (человечество спасёт наука!), то «Головоломка» от Pixar многим наверняка напомнит «Начало».

На первый взгляд идея «Головоломки» кажется странной и даже немного отталкивающей. Какой взрослый человек сломя голову побежит в кинотеатр, чтобы посмотреть на то, что происходит в голове у одиннадцатилетней девочки? Как можно сопереживать разноцветным героям-эмоциям, которые самой историей низведены до уровня карикатур?

Однако вопреки всем опасениям концепцию нового фильма Pixar можно смело назвать гениальной, а саму «Головоломку» — лучшей работой студии, за спиной у которой уже добрый десяток важных анимационных картин.

Невероятно сложный сюжет «Головоломки» разделён на два слоя. На верхнем уровне Pixar рассказывает историю девочки по имени Райли, которой пришлось переехать из любимой заснеженной Миннесоты в омерзительный Сан-Франциско (где готовят пиццу с брокколи, а в хоккей почти никто не играет). На нижнем уровне зрителя ждёт повествование о том, как внутренние механизмы в голове Райли спасают её от коллапса личности.

Основные события «Головоломки» разворачиваются у девочки в голове — после того, как по неприятному стечению обстоятельств её Радость и Грусть случайно улетают в долговременную память вместе с ключевыми воспоминаниями. Тем временем ребёнок начинает жизнь в новом городе со Злостью, Страхом и Брезгливостью, стоящими за пультом управления.

В очередной раз студии Pixar удаётся сделать то, что у неё получается лучше всего: одновременно развеселить детей и дать богатую пищу для ума взрослым. Пока чадо наблюдает за красочным и динамичным путешествием Радости и Грусти по островам сновидений, фантазии, подсознания и абстрактного мышления, у взрослых по спине пробегает холодок от довольно жуткой мысли.

«Это ведь фильм о том, как человек спасается от безумия!»

Несмотря на то, что «Головоломка» сделана для всей семьи, придуманная Pixar «мозговая машинерия» довольно быстро укладывает на лопатки всё, что было показано в горячо любимом зрителями «Начале». Если в своём фильме о снах Кристофер Нолан, описывая связь реальности и подсознания, помимо мотивации ограничивался только физическими взаимодействиями — передачей времени, гравитации, ударов, соприкосновений с водой, то в истории Райли физика — это лишь начальный уровень и повод для нескольких смешных шуток.

За полтора часа Pixar удаётся рассказать зрителю о том, что делает его личностью, почему он видит и почему не видит сны, почему никак не может забыть ту самую песню из рекламы и почему путает факты и домыслы. Вселенная «Головоломки», несмотря на свой несерьёзный внешний вид (воспоминания — разноцветные шарики, лежащие на полках) оказывается на удивление комплексной и логично объясняет всё, что происходит с человеком каждый день.

К счастью, фильм не остаётся всего лишь обкаткой грамотно придуманной модели и «стреляет» ещё и на эмоциональном уровне. Незадолго до финала — когда вечно конфликтующие радость и грусть неожиданно открывают для себя простую жизненную истину — не разрыдаться сможет только очень чёрствый человек.

Самая важная сцена в фильме сравнима по силе с теми самыми эпизодами из «Короля льва», «Бэмби» и «игрушечным Холокостом» из «Истории игрушек 3»: после выхода из зала ещё пару часов ходишь сам не свой.

В последние несколько лет Pixar с работами вроде «Университета монстров» и «Тачек 2» ощутимо сдала или, как в случае с «Храброй сердцем», потеряла себя, ударившись в отличающуюся по формату диснеевщину.

«Головоломку» же можно считать долгожданным возвращением студии к её истинному величию. Новый фильм Pixar не просто штучная работа, как «Вверх» или «ВАЛЛ·И». Он лучше, потому что лишён их главного недостатка — слабого последнего акта, в котором все гениальные идеи студии скатываются в обычный экшен. «Головоломка» не просто хороша, она навсегда меняет посмотревшего её человека.

Не забудьте взять платочки,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #Disney #обзоры #Pixar #рецензии #Головоломка